Свой второй президентский срок Касым-Жомарт Токаев пообещал посвятить строительству сильного и справедливого государства. Инициированные им реформы в экономике, внешней и внутренней политике достаточно осязаемые и имеют четко выраженный горизонт. При этом их осуществление потребует трансформации самого общества, его сплочения ради достижении поставленных целей. Но готово ли оно к саморазвитию, способно ли стать опорой в стартовавшей тотальной модернизации? Как говорится, большой вопрос. Тем более что казахстанский социум сейчас выглядит разрозненным и раздираемым противоречиями.
«Разные мнения, но единая нация»
В своей инаугурационной речи Касым-Жомарт Токаев сделал важный акцент. «Наша общая цель – построить справедливый Казахстан, где царит закон и соблюдается порядок, где проявляется должное уважение к правам граждан. Нам предстоит проделать большую работу по трансформации общества и превращению Казахстана в развитую страну с подлинно демократическими институтами. Только так мы сформируем новое качество нации и укрепим нашу священную Независимость», - заявил он, после чего достаточно подробно изложил свое видение подходов к достижению поставленной цели.
Во-первых, это неизменное следование принципу «разные мнения, но единая нация». Во-вторых, как выразился глава государства, укрепление «исторического актива», выраженного в формуле «единство в многообразии». При этом он послал казахстанцам четкий месседж, что любым провокациям, сеющим раздор в обществе, будет дана правовая оценка. «Они будут жестко пресекаться», - уточнил президент страны. Но достаточно ли этого базиса для того, чтобы началось движение в сторону сплоченности и единства? Удастся ли устранить или хотя бы нивелировать глубинные линии разлома в обществе, вызванные разным, а нередко полярным отношением к языковой проблеме, к историческому прошлому?
Точки над i мы попросили расставить экспертов, поинтересовавшись у них, каких шагов в деле нациестроительства с учетом складывающейся геополитической ситуации, возросших рисков и угроз они ожидают от Касым-Жомарта Токаева в период второго срока его президентства? Какой может или должна быть проводимая им политика в языковом вопросе, в сфере межнациональных отношений? Какие факторы – ныне существующие или способные возникнуть в обозримом будущем – могут оказывать давление на принятие главой государства решений в этом направлении?
Максим Крамаренко, руководитель информационно-аналитического центра «Институт Евразийской политики»:
«Президенту будет непросто строить «Новый Казахстан»
- Новый президентский цикл для Касым-Жомарта Токаева будет проходить в период глобальных перемен в сфере международных отношений, которые, несомненно, затронут и Казахстан. Есть надежда на то, что мы придем к более справедливому мироустройству. В Декларации, недавно подписанной Токаевым и Путиным в Москве, как раз отмечается, что обе стороны надеются, что будет сформирован многополярный миропорядок с опорой на ШОС. То, каким видят этот новый миропорядок два президента, тоже нашло отражение в Декларации. В нем должны присутствовать цивилизационное многообразие, право народов на самостоятельный выбор пути своего политического, экономического, социального и культурного развития. Но насколько такое видение совпадет с будущей реальностью – большой вопрос. Кроме того, немаловажно, как будет осуществляться переход к новому миропорядку. Насколько он будет мирным?
Пока история человечества не знала мирного и бескровного перехода от одной системы международных отношений к другой. Их смена всегда сопровождалась военными конфликтами. Вот и сейчас страны, которые не хотят лишиться возможности диктовать свои правила игры, задавать свои культурные стандарты, вмешиваться в дела других государств, вступили в конфликт с теми, кто стремится сохранить свою культурную самобытность и защитить свой реальный суверенитет. Полем такого противостояния стали не только Сирия и Украина, но и международные экономические отношения, что выражается в введении санкций и создании иных препон, ограничивающих участие тех или иных стран в мировой торговле.
В таких внешнеполитических условиях, от которых мы никак не сможем отгородиться, президенту Токаеву будет непросто строить «Новый Казахстан». Главная задача, которая будет стоять перед ним на протяжении всех семи лет, – избежать негативного влияния на наше общество резко усилившегося в последнее время противостояния между различными центрами силы, действующими в международной политике. Поэтому от Токаева можно ожидать принятия решений, направленных на сохранение внутриполитической стабильности и консолидацию казахстанского общества. При этом необходимо понимать, что наше государство является полиэтничным, и одна из наиболее вероятных линий общественного раскола может пройти по границам этносов. Соответственно здесь потребуется «тонкая» работа по обеспечению должного уровня межэтнических отношений. Это означает, что нужно, в первую очередь, пресекать различные формы экстремизма, оказания какого-либо давления на представителей этносов, населяющих нашу республику. Возможно, для предупреждения таких негативных явлений в нашем обществе необходимо совершенствовать соответствующее законодательство.
Думаю, стоило бы рассмотреть вопрос о введении административной и уголовной ответственности за, назовем это так, психологическое давление на человека или группу лиц по признаку национальной, этнической принадлежности и по признаку языка. А также аналогичные жесткие нормы с целью не допустить распространения информационных материалов, пропагандирующих такое поведение в сфере межэтнических отношений.
Айман Жусупова, социолог, руководитель проектов Eurasian Center for People Management:
«Государство должно слышать не только то, что ему удобно слышать»
- Вкратце охарактеризовать весь спектр задач в сфере строительства гражданского общества, на которые стоило бы обратить внимание президенту, сложно. Но если сузить горизонт и подойти к этому вопросу через частные примеры, то показательными, на мой взгляд, могут быть результаты проведенного в этом году исследования, предметом которого стало изучение степени эффективности государственной поддержки населения, проживающего в Приаралье. Как выяснилось, значительная часть жителей данного региона не была информирована о том, на что они имеют право в рамках положенной им помощи, или, будучи информированными, не получали ее.
При этом эксперты, мнение которых тоже интересовало исследователей, на вопрос о том, какие они могут назвать каналы коммуникаций, позволяющие гражданам заявлять о своих правах и отстаивать их, требовать положенных им преференций и компенсаций, в большинстве своем ответили, что таких каналов не существует. Кроме того, каждый третий указал, что не знает о наличии таких каналов. То есть доминирующее число экспертов либо не информированы, либо считают, что каналов коммуникации между гражданами и властью в регионе на сегодня нет.
О проблемах, связанных с коммуникацией между государственными органами и обществом, сказано немало. Тем не менее, очевидно, что по мере роста запросов граждан в отношении эффективности власти, осложнения геополитической ситуации возрастает и важность реализации пресловутой концепции «слышащего государства», причем слышащего не только то, что удобно слышать, но и какие-то неприятные вещи, а также адекватно реагирующего.
Что касается политики в сфере межнациональных отношений, то, как мне кажется, курс, которого придерживается Казахстан, является наиболее верным, что доказывает и сама жизнь. Если говорить об объективных факторах, которые могут оказывать влияние на ситуацию, то это рост доли казахскоязычного населения и соответственно расширение сферы применения казахского языка. Для примера можно привести факт, озвученный на медиакурултае, недавно прошедшем в Алматы. Оказывается, аудитория казахского сегмента «Телеграм» показывает ежегодный рост на 8-13 процентов. Это значительные темпы.
Впрочем, не думаю, что увеличение численности казахскоязычного населения и расширение сферы применения казахского языка будут оказывать какое-то давление на принятие президентом страны решений, связанных с языковой политикой, или тем более идти вразрез декларируемому им курсу. Хотя, надо признать, в таких условиях казахстанцы все более болезненно будут воспринимать менторский тон наших соседей, любящих учить нас тому, как нам поступать, особенно в сфере применения языков. И это, конечно, будет отражаться на общественных настроениях, способствовать формулированию соответствующих запросов к власти.