Укрепление обороноспособности и повышение оперативности реагирования на внешние угрозы являются приоритетными для любого государства, особенно сегодня, когда по всему миру бушуют военные конфликты и буквально на глазах рушится архитектура международной безопасности. Чтобы быть готовым к внешним шокам и наихудшему варианту развития событий, Казахстан, по поручению президента Касым-Жомарта Токаева, в октябре прошлого года вновь «перезагрузил» свою военную доктрину.

Как сообщили в Министерстве обороны РК, в обновленный документ включены новые направления деятельности в военно-политической и военно-стратегической сферах, меры по систематизации нормативных правовых актов в военной области и внедрению системы военного планирования. «С целью повышения боевого потенциала Вооруженных сил предусмотрено развитие Сил специальных операций и расширение их взаимодействия с подразделениями специального назначения других государственных органов. Новая редакция военной доктрины позволяет адаптировать взгляды государства на обеспечение военной безопасности и обороны к современным требованиям и условиям, а также повышает военный потенциал страны для адекватного реагирования на новые угрозы и риски», - подчеркнули в оборонном ведомстве.

Напомним, что военная доктрина носит оборонительный характер и предусматривает применение военной силы только при исчерпании возможностей невоенными средствами (дипломатическими, политическими, правовыми, экономическими и другими). При этом Казахстан не рассматривает ни одно из государств в качестве противника. Тем не менее разработка документа обусловлена необходимостью определения основных направлений деятельности страны в сфере обеспечения военной безопасности и обороны с учетом влияния современных условий и факторов. Его положения основываются на результатах оценок и прогнозов развития военно-политической обстановки в мире, изменениях характера военных конфликтов и содержания вооруженной борьбы. С учетом возможных военных угроз определены основные направления государственной деятельности в военно-политической, военно-стратегической и военно-экономической сфере, по мобилизационной подготовке государства, а также основные меры по развитию военной организации.

Этими военными угрозами разработчики доктрины считают следующие:

- применение или намерение применения государствами, народами, социальными группами против Казахстана военной силы, в том числе с использованием «гибридных» методов борьбы;

- развязывание и эскалация пограничного вооруженного конфликта в пограничном пространстве республики;

- деятельность деструктивных сил, в том числе в информационном и киберпространстве, направленная на дестабилизацию обстановки в государстве, насильственное изменение конституционного строя, нарушение территориальной целостности страны;

- деятельность государств, народов, социальных групп, направленная на снижение военного и военно-экономического потенциала государства информационно-психологическим и программно-техническим воздействием (кибератаками);

- деятельность государств, военно-политических блоков, направленная на втягивание Республики Казахстан в «гонку вооружений»;

- реализация в государствах региона несанкционированных программ по созданию оружия массового уничтожения, оружия массового воздействия, построенного на новых физических принципах, средств их доставки, а также незаконное распространение оборудования и компонентов, применяемых для производства вооружения и военной техники деструктивным силам;

- деятельность, направленная на ограничение возможностей Казахстана в космической сфере, а также на снижение военного потенциала государства посредством воздействия из космического пространства;

- террористическая и экстремистская деятельность.

«Военно-политическая обстановка в мире характеризуется высокой динамичностью и непредсказуемостью развития, усилением противостояния между мировыми и региональными «державами» за сферы влияния, а также возрастанием роли военной силы в разрешении межгосударственных и внутригосударственных противоречий. Прогнозы ее развития на среднесрочную перспективу свидетельствуют о существовании тенденций к усилению напряженности, расширению очагов нестабильности в стремлении отдельных государств изменить существующий миропорядок. В достижении военно-политических и военно-стратегических целей могут использоваться существующие внутри регионов и государств политические, социальные, экономические, территориальные, этнические и другие противоречия», - отмечают авторы документа.

Поэтому, по их словам, направлениями деятельности в военно-экономической сфере является прежде всего удовлетворение потребностей военной организации государства финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами в достаточных объемах для функционирования в мирное и военное время. Подразумевается в том числе подготовка финансово-экономической системы государства к функционированию в период мобилизации, военного положения и в военное время; совершенствование государственной военно-технической политики; развитие оборонно-промышленного комплекса.

В свою очередь сама мобилизационная подготовка предполагает устойчивое управление государством в военное время, осуществление организованного перевода экономики с мирного на режим военного положения, обеспечение потребностей военной организации государства и населения страны, функционирование отраслей экономики и административно-территориальных единиц в зонах боевых действий и территориальной обороны в интересах вооруженной защиты республики. Основными направлениями деятельности Казахстана по мобилизационной подготовке являются: развитие системы управления мобилизацией государства; повышение эффективности деятельности государственных органов и организаций, имеющих мобилизационные задания и заказы; совершенствование системы государственного материального резерва.

Что касается деятельности по развитию военной организации, то в первую очередь это обеспечение готовности к адекватному реагированию на военные угрозы, в том числе в составе сил коллективной безопасности организаций, в которых состоит Республика Казахстан. Сюда входит поддержание боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; поддержание мобилизационной готовности государства, накопление запасов государственного материального резерва для обеспечения мобилизационных мероприятий в военное время (особый период), организация его охранения; расширение участия страны в обеспечении международной безопасности; объединение (интегрирование) сетей связи специального назначения в единую транспортную среду, а также централизация процедур и процессов управления информационной (кибер) безопасностью; совершенствование управления и мониторинга единой сети телекоммуникаций.

Как полагают эксперты, реализация военной доктрины позволит поддерживать боевую готовность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований и мобилизационную готовность государства на уровне, необходимом для адекватного реагирования на военные угрозы государству, расширить участие Казахстана в обеспечении международной безопасности. Она будет осуществляться в рамках документов Системы государственного планирования в пределах выделяемых бюджетных средств. В случаях изменения военно-политической обстановки в мире и регионе, характера военных конфликтов и содержания вооруженной борьбы положения военной доктрины, уточняют ее авторы, могут уточняться и дополняться. Они также могут конкретизироваться в посланиях президента народу Казахстана и корректироваться в системах государственного и военного планирования.