В продолжение инициированной на страницах нашего издания дискуссии о степени вероятности и последствиях возможного ухудшения отношений между Казахстаном и Россией предлагаем вниманию читателей интервью с президентом аналитического центра Consultations on international policy and economy Фикретом Шабановым (Ванкувер, Канада).
- Как вы считаете, насколько велика вероятность охлаждения отношений между двумя странами после очередных территориальных претензий со стороны российских политиков?
- Резкого ухудшения отношений между официальными Москвой и Нур-Султаном в принципе не предвидится, оно возможно разве что после смены политического руководства в Казахстане...
Но надо понимать, что выросло новое поколение казахстанцев, которые уже не считают Россию фаворитом во внешней политике РК. Они успели сформировать собственные идеи общенационального развития, которые больше ориентированы на модернистский тюркско-исламский мир и строятся на взаимном уважении территориальной целостности государств и их национальной безопасности. Но это поколение пока не имеет выхода на политическое управление государством.
На данном этапе исторического развития казахской государственности общество и средний класс, материальное благополучие которых базируется на сырьевых доходах (уже падающих) и которые большей частью интегрированы в российское правовое и экономическое поле, вынуждены молчаливо соглашаться с таким положением дел. Они не в состоянии предпринять кардинальные шаги для изменения внутриполитической обстановки и внешнеполитического курса РК. Тем более что национальные патриотические силы страны не представлены во власти.
Однако дальнейшее падение уровня доходов как населения, так и государственных управленцев подтолкнет казахстанскую элиту к смене внешнеполитических и экономических партнеров (при получении соответствующих гарантий) в поисках своего места в системе международных отношений (активное участие в исламском мире и в тюркском союзе). Соответственно, доминирование России во всех сферах жизни Казахстана будет постепенно ослабевать.
- А какова вообще природа всех этих провокационных заявлений, недавно получивших продолжение?
- На самом деле эти месседжи исходят от официального политического истеблишмента России в адрес государства, которое она считает своим протекторатом. Степень их интенсивности в последнее время говорит о том, что бывшая метрополия обеспокоена происходящими в центрально-азиатском регионе изменениями и пытается предупредить о последствиях, грозящих странам ЦА в случае смены ими политического вектора на нероссийский.
Проблема России заключается в том, что вековая имперская система мышления в отношении государств бывшего СССР не способствует модернизации ее собственных общественных и экономических институтов управления. Она видит свое развитие только через захват новых территорий рынков сбыта товаров и расширение военно-стратегического присутствия на дальних (так называемых тампонных) рубежах у границ РФ. А потому взаимоисключающие национальные интересы Казахстана и России будут по нарастающей уходить в разные стороны, что может в дальнейшем привести к реальным столкновениям. Словом, я не исключаю того, что Казахстан может стать следующим государством, которое будет иметь свои «Крым», «ЛНР» и «ДНР».
Как только одна из республик бывшего СССР предпринимает попытки проводить самостоятельную политику, ее сразу одергивают из Кремля. Если это не срабатывает, то, как правило, в этой республике начинается гражданская война при поддержке «зеленых человечков» из российских спецслужб…
- И какими могут быть эти самые «последствия»?
- Для народов и Казахстана, и России они будут однозначно трагичными. Хотя возможна и их консервация, тем более что РФ в этом плане имеет богатый опыт – вспомните Приднестровье, Крым, Абхазию и Осетию. Но может проявиться и «казахский вариант». Как бы то ни было все идет к тому, что вокруг России замкнется дуга нестабильности, охватывающая Украину, Молдову, Кавказ, а теперь и Центральную Азию.
Многие околокремлевские аналитики, а также аналитики российских спецслужб предлагают бывшим союзным республикам – и в частности, Казахстану – «одуматься», хотя этот маховик запустила сама же российская власть. По сути, депутаты парламента РФ своими имперскими высказываниями озвучили уже почти официальные тезисы Кремля в отношении Казахстана, правда, конкретизировав и расширив базу.
Поймите, империи не меняются, они только распадаются. И у вашего народа есть выбор – либо продолжать оглядываться на загнивающую и дряхлеющую империю, либо воспользоваться шансом стать независимым государством.
Казахстану и казахскому народу пора готовиться на выход.
- Спасибо за беседу.