Вчера Центральная избирательная комиссия обнародовала официальные итоги выборов в Мажилис – согласно закону, она должна сделать это в десятидневный срок после голосования. Теперь окончательно подтвердилось, что в нижней палате парламента будут заседать представители шести политических партий, что вдвое больше, чем в предыдущих её созывах. Это можно назвать первыми зримыми результатами модернизации законодательства, регулирующего выборные процессы и партийное строительство.
Центризбирком также сообщил о том, как распределены депутатские мандаты. Здесь он опирался на положения статьи 97-1 Закона «О выборах в Республике Казахстан», где говорится следующее: «Сумма голосов избирателей, поданных за политические партии, преодолевшие пятипроцентный барьер, делится на число распределяемых депутатских мандатов. Полученный результат есть первое избирательное частное (квота)… Число голосов, полученных каждым партийным списком, …делится на первое избирательное частное… Целая часть, полученная в результате деления числа, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая политическая партия». Если же после этого остаются нераспределённые места, то они передаются по одному тем партийным спискам, у которых наибольшая дробная часть.
Так вот, согласно этому порядку расчётов, «Аманату» достались 40 мандатов из 69, за которые шла борьба в ходе выборов по партийным спискам. Занявший второе место «Ауыл» будет вправе делегировать в Мажилис 8 своих представителей, «Республика» и «Ак жол» – по 6, Народная партия Казахстана (НПК) – 5, Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) – 4.
Кроме того, выдвиженцы от «Аманата» победили в 22-х одномандатных округах из 29. Таким образом, в сумме эта партия получит 62 места в Мажилисе из 98, или 63,3 процента. Здесь стоит напомнить, что прежде она, существовавшая под названием «Нур Отан», имела больший контроль над нижней палатой парламента. Например, в четвёртом созыве депутаты от неё составляли 91,2 процента всех мажилисменов (другие политические объединения не преодолели пороговый уровень, и кампанию партии власти составили только избранники от Ассамблеи народа Казахстана), в пятом – 77,5, в шестом – 78,5, в седьмом, последнем, – 71,0. А если не считать «ассамблейщиков», то доля «нуротанцев» в тех созывах доходила до 100 и не опускалась ниже 77,5 процента. Иначе говоря, если прежде главная провластная партия располагала в Мажилисе квалифицированным (конституционным) большинством, то теперь она его лишилась.
Ещё один важный момент заключается в том, что если в предыдущих созывах депутаты, состоявшие в других, кроме «Нур Отана», политических партиях, занимали в сумме, самое большее, 20 процентов мест в нижней палате, то теперь их доля увеличится почти до 30, а вместе с самовыдвиженцами – до 35 процентов (больше трети). Между тем, согласно Конституции, треть мажилисменов – это необходимый минимум, например, для инициирования заслушивания отчётов членов правительства и последующей постановки вопроса об их отставке: если по итогам его рассмотрения две трети депутатов проголосуют за принятие соответствующего обращения к президенту, то судьбу министра можно считать предрешённой.
То, что «Аманат» в сравнении с прошлыми избирательными кампаниями недосчитается и голосов, и мандатов, в общем-то ожидалось. Всё-таки за два года, которые отделяют нас от предыдущих выборов, ситуация в стране серьёзным образом изменилась. Да и сама партия лишилась значительной части того административного ресурса, которым прежде располагала. В такой ситуации получение ею на выборах по партийным спискам поддержки более чем половины избирателей, принявших участие в голосовании, – хороший результат.
Существенного прогресса добилась партия «Ауыл», за которую проголосовали в 1,8 раза больше казахстанцев, нежели два года назад. А доля граждан, сделавших выбор в пользу неё, возросла более чем вдвое – с 5,29 до 10,90 процента. Что стало причиной превращения прежнего аутсайдера во второе (после «Аманата») политическое объединение страны – для многих это остаётся загадкой. Скорее всего, сказалась совокупность факторов.
Во-первых, то, что «Ауыл» пытается выражать интересы сельского населения, которое особенно нуждается в переменах. Во-вторых, нельзя не учитывать то обстоятельство, что сегодня в Казахстане электорат, который приходит на голосование, является преимущественно сельским (жители городов, тем более крупных, не жалуют выборы), а значит, близким к «Ауылу». В-третьих, партия, похоже, угадала со своим партийным списком. Он был довольно сбалансированным с точки зрения гендерной и этнической принадлежности кандидатов (многие другие политические объединения этим пренебрегли). В нём были двое из тех, кто участвовал в прошлогодней президентской гонке, а значит, даже при всём неоднозначном к ним отношении они успели «засветиться». Молодых избирателей самых разных национальностей могли привлечь прекрасно знакомая молодёжной аудитории и говорящая на казахском языке как на родном телеведущая Анна Данченко, успешная предпринимательница Тамила Розметова, которая активно общается со своими многочисленными подписчиками в социальных сетях…
Что называется, с места в карьер взяла недавно созданная и зарегистрированная Минюстом буквально перед самым началом избирательной гонки «Республика», которая сходу набрала больше голосов, чем старожилы Мажилиса – «акжоловцы» и «народники». Судя по всему, эта партия представляет интересы бизнеса, то есть, в какой-то степени играет на той же поляне, что и «Ак жол». Будут ли они в Мажилисе выступать единым фронтом или же, напротив, станут конкурентами друг другу? В условиях Казахстана более вероятным представляется второй вариант.
Успех «Ауыла» и «Республики» может свидетельствовать о том, что избиратели хотят видеть в парламенте новые политические силы, новые лица. А неудача «Ак жола» и НПК – о том, что эти партии не оправдали их надежд, разочаровали. К тому же «народники» явно промахнулись с избранием на пост своего председателя Ермухамета Ертысбаева, который, во-первых, начал вести себя как слон в посудной лавке, а во-вторых, в глазах очень многих наших граждан олицетворяет собой идеологию «старого» Казахстана. Впрочем, как и Азат Перуашев, лидер и главный фронтмен «акжоловцев».
Пусть не без труда, но всё же преодолела 5-процентный порог и ОСДП. Формально это единственная оппозиционная партия, которая будет представлена в новом созыве Мажилиса. Прежде её можно было назвать если не радикальной, то близкой к этому, и протестная часть электората довольно активно голосовала за «социал-демократов», особенно в Алматы, где они в 2007-м получили больше 20, а по итогам двух следующих парламентских выборов - порядка 10 процентов. Что, впрочем, так и не помогло им пройти в парламент. Однако в последние годы ОСДП стала более мягкой в своей риторике, и сегодня определение «оппозиционная» применимо к ней разве что с большой натяжкой.
Единственная партия, участвовавшая в выборах, но не сумевшая преодолеть «кандидатский минимум», – это «Байтак»: за «экологов» проголосовали лишь 2,30 процента избирателей, пришедших к урнам. Хотя Азаматхан Амиртай уже довольно давно носился с идеей её создания, то, что в итоге у него получилось, сложно назвать политической силой. Очень рыхлая идеология, непонятные фигуры… Даже тот факт, что сам Амиртай решил баллотироваться в Мажилис не по партийному списку, а в одномандатном округе (кстати, получил там менее семи процентов голосов и занял 4-е место), говорит о многом. Жаль, но с «зелёными» в политике Казахстану всё время не везёт.
В ближайшие дни мы узнаем, кого конкретно партии, завоевавшие право заседать в парламенте, делегируют туда в качестве депутатов…