Справедливое и обоснованное требование к властям расследовать деятельность группы «вольных жителей» города Петропавловска, выступивших с известным обращением, на предмет наличия в их призывах признаков сепаратизма, а в случае подтверждения таких подозрений привлечь к уголовной ответственности по всей строгости закона – это одно. Но когда данная ситуация используется отдельными депутатами Мажилиса (законодательного органа!) как повод для правовой реабилитации радикалов с другого фланга, осуждённых за возбуждение межэтнической розни, – это совершенно другое.

В том, кем на самом деле являются люди, заявившие о своём суверенитете «от корпорации Казахстан», – сепаратистской ячейкой или группой ностальгирующих по СССР «городских сумасшедших», как окрестили их некоторые эксперты, предстоит разобраться органам национальной безопасности. Но даже если выяснится, что это обычные маргиналы, попавшие под волну весеннего обострения и не ведавшие, что они творят, безнаказанной их выходку вряд ли оставят. Во-первых, потому что незнание закона не освобождает от ответственности, во-вторых, чтобы другим неповадно было, а в-третьих, обстановка сейчас такая, что государство в лице его силовых органов должно быстро и жёстко пресекать любые поползновения подобного рода.

Как бы то ни было, прежде чем делать какие-то выводы, нужно дождаться окончания следственных действий. Но часть нового созыва Мажилиса не стала ждать и решила использовать эту историю как повод лишний раз заявить о себе как о рьяных защитниках национальных интересов и тех казахских «патриотов», которые, дескать, пострадали только потому, что активно противостояли «сепаратистам».

Почин положил оппозиционный журналист Ермурат Бапи, поддержанный другими новичками парламента – адвокатом Абзалом Куспаном (среди его клиентов, кстати, был организатор «языковых патрулей» Куат Ахметов) и популярным айтыскером, затем директором Театра традиционных искусств Ринатом Заитовым, выдвиженцем от партии «Аманат». Также к ним присоединился ещё один известный националист – журналист Казыбек Иса, вновь делегированный в нижнюю палату «Ак жолом». Тот самый, что год назад инициировал запрос (его подписали 36 мажилисменов), в котором содержалось требование «изменить 7-ю статью Конституции РК», касающуюся языка, – правда, потом, после поднявшегося шума, он заявлял, что его не так поняли.

В своём обращении на имя генерального прокурора РК этот депутатский квартет предложил пересмотреть «по вновь открывшимся обстоятельствам» уголовное дело, в рамках которого были осуждены на пять лет каждый Маргулан Боранбаев и Данат Намазбаев. По мнению парламентариев, это станет «актом восстановления социальной справедливости» в отношении «настоящих патриотов». Что означают «вновь открывшиеся обстоятельства», авторы запроса не расшифровывают, но, судя по его тексту, имеется в виду как раз таки петропавловская история: она, мол, доказывает присутствие в Казахстане сепаратистов, а раз таковые существуют, то Боранбаев и Намазбаев были правы в своей борьбе.

Между тем, нужно напомнить, что они получили сроки совсем за другое. Вот выдержка из официального сообщения Алмалинского районного суда города Алматы: «Подсудимые, начиная с 2018 года, публиковали на своих страницах в социальной сети посты, направленные на разжигание национальной и социальной розни, оскорбление национальной чести и достоинства лиц русской национальности». И ещё: «Кроме того, подсудимый Б. (Боранбаев прим. ред.) в социальной сети Facebook, представив себя национал-патриотом, призывал к изменению государственного строя, пропагандировал насильственный захват власти и насильственное изменение конституционного строя, предлагая привести к власти преступников, находящихся за пределами РК. Подсудимый Н. (Намазбаев – прим. ред.) допустил аналогичные публикации в Facebook, предлагая радикальные меры по борьбе с коррупцией».

Возможно, Боранбаев и Намазбаев получили слишком суровое наказание, возможно, в их случае на приговор повлияли какие-то привходящие обстоятельства политического или идеологического свойства… Но сейчас речь идёт о другом – о том, что Бапи и другие депутаты, подписавшие запрос, то ли по заблуждению, то ли намеренно «путают божий дар с яичницей». Ставить почти знак равенства между разжиганием межнациональной розни, с одной стороны, и защитой суверенитета, территориальной целостности страны, с другой, – до такого нужно было додуматься. А поскольку инициатива исходит от парламентариев (законодателей), то впору задаться вопросом: как эти люди туда попали?

То, что оппоненты Боранбаева и Намазбаева (те, с кем ныне отбывающие срок заключения «дискутировали» в соцсетях, часто переходя за границы дозволенного) выступали с сепаратистскими лозунгами, никем не установлено. Если бы такого рода факты стали известны правоохранительным органам, то вряд ли бы они с ними церемонились. Вспомните хотя бы, что примерно в то же самое время на 7 лет был осуждён небезызвестный Ермек Тайчибеков. В прошлом году за аналогичные призывы на немаленький срок отправилась в места не столь отдалённые супружеская чета из Петропавловска. Кстати, только в этом городе за последнее пятилетие состоялось несколько судебных процессов, связанных с данным видом преступления, и все, чья вина была доказана, получили реальные сроки.

Иначе говоря, и без Боранбаева, Намазбаева и иже с ними правоохранители борются с теми, кто подвергает публичному сомнению право Казахстана считаться независимым, самостоятельным государством, а также его современные границы. И пострадала эта парочка вовсе не за борьбу за сепаратистами, а из-за своего радикального (можно сказать, пещерного) национализма, ощущения вседозволенности и собственной глупости, которая проявилась в том, что они даже не понимали, какие выражения допустимы в публичном пространстве, а какие подпадают под статьи Уголовного кодекса. В конце концов, бороться с чем угодно можно и без оскорбления национального достоинства оппонентов.

Но Бапи и поддержавшие его парламентарии смотрят на ситуацию со своей колокольни. Они не просто оправдывают Боранбаева с Намазбаевым, а даже называют их чуть ли не образцом для подражания. Как вам, например, следующая фраза из текста депутатского обращения: «Такие стойкие джигиты не должны сидеть в тюрьме, они должны быть глашатаями справедливого Казахстана, их публицистика способна мобилизовать наше общество на осуществление идеологии «Нового Казахстана»?

Запрос был озвучен в Мажилисе 6 апреля. А назавтра один из подписавших его, Казыбек Иса, заручившись поддержкой своих соратников по фракции партии «Ак жол», существенно поредевшей по сравнению с предыдущим созывом, и трёх «аманатовцев», обратился с ещё одним – на сей раз не только к генеральному прокурору, но и к премьер-министру, а также к председателю КНБ. На такой шаг депутатов тоже сподвигла история с «сепаратистской организацией» в Петропавловске.

Основное содержание запроса сводится к необходимости выработки национальной идеологии, которая должна непременно базироваться на идеях движения «Алаш» (чьим наследником называет себя «Ак жол»), прекращения вещания зарубежных телеканалов, снятия ограничений на переезд в Казахстан кандасов из-за границы, заселения северных областей жителями южных и т.д. В общем, ничего нового. Главный посыл обращения звучит так (примерный перевод): «пришло время бороться не с национализмом, а с отсутствием национального духа». При этом Иса и другие подписанты не преминули упомянуть всё того же Маргулана Боранбаева, который, по их словам, «предчувствовал опасность сепаратизма и мужественно противостоял ему, но в итоге уже почти три года сидит в тюрьме». То есть, опять же налицо явная подмена понятий, попытка преподнести радикальные националистические призывы как борьбу с сепаратизмом.

Если уж парламентарии позволяют себе такие вещи, то что говорить о СМИ и тем более об обычных гражданах, исповедующих аналогичные взгляды? На днях, 10 апреля, весьма популярное среди казахскоязычных читателей Интернет-издание Abai.kz разместило у себя публикацию под названием Қазақтың жері - Ресейдің губерниясы емес! (abai.kz) («Земля казахов – не российская губерния!»). Начинается она так: «С 1991 года, с момента обретения независимости, из нашей страны выехали около четырёх миллионов представителей славян. Тем не менее, у нас ещё остались порядка трёх миллионов человек русской национальности. Конечно, они так просто не уедут на свою историческую родину. Ведь это люди, которые живут там, где будет сытно их желудкам!».

То есть, автор, член Союза журналистов РК Бейсенгазы Улыкбек походя даёт столь уничижительную, даже оскорбительную оценку целому этносу, в том числе трём миллионам его представителей, являющихся нашими согражданами. Далее он делится вычитанной где-то историей о том, как жители ряда европейских стран избавлялись от турок, оставшихся на их территориях после краха Османской империи, – начали активно разводить свиней (грязных, в понимании мусульман, животных). Так они вынудили пришельцев убраться восвояси.

После этого журналист предлагает использовать в наших условиях другой вариант: срочно изменить все русские названия, особенно в северных и восточных областях, дав им казахские наименования, и тогда, мол, проблема будет решена. Иначе, пишет автор, русские будут чувствовать себя в Казахстане как в российских губерниях и никогда не уедут на свою историческую родину.

Это тоже такая разновидность борьбы с сепаратизмом? Или всё же оголтелый национализм, причём проявляемый в форме, которая тянет на известную статью Уголовного кодекса РК?