Новый, 8-й, созыв Мажилиса бьёт все рекорды по количеству депутатских запросов. Их количество достигло уже 226 – это за неполные три месяца его работы. Примерно столько же раз (233) народные избранники из предыдущего, 7-го, созыва обратились к правительству со своими требованиями и предложениями более чем за пять месяцев. То есть, нынешние мажилисмены выступают с запросами почти вдвое чаше, чем их предшественники. Безусловно, среди их предложений есть немало действительно актуальных, отражающих государственные интересы и чаяния населения. Но нередко встречаются и такие, чья адекватность выглядит, мягко говоря, сомнительной.
…Ринат Заитов прошёл в парламент по списку главной провластной партии «Аманат». Известность в стране он приобрёл как акын-импровизатор, участник айтысов, причём очень острый на язык и не боявшийся затрагивать политические темы, критиковать власть. Одно время Заитова даже называли одним из возможных лидеров новой оппозиции – особенно после волны митингов, прокатившихся летом 2019-го. Но потом то ли его взгляды претерпели изменения, то ли к нему нашли подход – как бы то ни было, с фрондой он покончил, а в 2021-м получил назначение на должность директора такого крупного учреждения, как Театр традиционного искусства «Алатау» в Алматы. Оттуда он позже и перебрался в Мажилис.
Первый запрос Заитова, озвученный в самом начале его депутатской деятельности, касался повышения зарплат работников культуры в целом. Спустя полтора месяца он решил высказаться в поддержку своих непосредственных коллег «по цеху», а конкретно образованного в 2012-м республиканского общественного объединения «Союз акынов-айтыскеров, жыршы и термеши». По словам мажилисмена, в нём состоят около 250 человек, но вот беда: оно не имеет своего постоянного помещения, до него по неизвестным причинам не в полном объёме доходят деньги, выделяемые государством на айтысы. В этой связи депутат обратился к правительству с просьбой, во-первых, выделить союзу здание в Алматы, а во-вторых, обеспечить через Министерство культуры и спорта его финансирование на системной и постоянной основе.
В Казахстане насчитывается 17 различных творческих союзов, имеющих статус республиканских общественных объединений. И если каждый из них начнёт требовать у государства здание в южной столице под свои нужды… Скажем, сам Заитов, как уже говорилось, ещё совсем недавно возглавлял театр «Алатау», задача которого заключается как раз таки в развитии и продвижении традиционного казахского искусства (того, чем и занимаются айтыскеры, жыршы и термеши) и который располагается в огромном, по-современному оборудованном здании, построенном в 2016-м. Его общая площадь составляет около 10 тысяч квадратных метров, в нём (цитата) «помимо кинотеатра и большого зала со сценой, также есть много помещений, в которых открыты различные детские кружки, проводятся уроки». Государство ежегодно тратит на содержание театра значительные суммы.
Так вот, неужели в нём нельзя выделить комнату под офис союза? Причём это мог сделать сам Заитов, когда руководил учреждением, – вряд ли ему составляло труда получить согласие сверху. Тем более что деятельность данного творческого объединения тесно связана с миссией театра «Алатау». Зачем ещё отдельное здание? Чтобы проводить там собрания два-три раза в год? Не слишком ли расточительно? Кто будет делать в нём ремонт, оплачивать эксплуатационные расходы, коммунальные услуги? Акимат за счёт налогоплательшиков, то есть нас с вами?
А что касается финансирования, то, согласно закону, государство не вправе брать на своё содержание общественные объединения и выделять им деньги напрямую – они могут зарабатывать, участвуя в реализации проектов в рамках государственного социального заказа. К слову, сам же Заитов в своём обращении признаёт, что из бюджета на айтысы (а значит, и айтыскерам) выделяются финансовые средства. Судя по количеству таких поэтических состязаний и по их призовым фондам, деньги немалые. Например, в начале нынешнего года акимат Астаны организовал айтыс на тему «Тәуелсіз елім – тірегім» («Независимое государство – моя опора») с участием 14 поэтов-импровизаторов, и по его итогам четверо, признанные победителями, получили в сумме 7,5 миллиона тенге. Плюс наверняка было и немало других расходов. А в Казахстане ежегодно проводят десятки таких мероприятий. Словом, айтыскерам грех жаловаться.
Другие новички Мажилиса – члены фракции Общенациональной социал-демократической партии (прежде оппозиционной ОСДП) – озаботились проблемой казахскоязычного контента для детей, а конкретно создания и показа мультипликационных фильмов. Спору нет, тема наболевшая, важная, требующая решения. Но предложения, содержащиеся в «резолютивной» части запроса, наводят на мысль об отсутствии у депутатов даже намёка на креатив – всё сводится к «открыть», «создать», «организовать», соответственно затратив на это кучу бюджетных денег.
«Социал-демократы» призывают, в частности, прислушаться к мнению ветерана отечественной анимации Гали Мырзашева и создать по примеру существовавшего в СССР «Союзмульфильма» студию «Казахмультфильм», присвоив ему имя Амена Хайдарова, который в 1967-м снял первый казахский «мультик» под названием «Почему у ласточки хвост рожками?». Стоит напомнить, что «Союзмультфильм» работал на огромную 300-миллионную страну, ежегодно выпускал до сотни анимационных и кукольных кинолент, содержал на постоянной основе полтысячи сотрудников.
Вопрос: зачем отдельная мультипликационная киностудия Казахстану, где население в 15 раз меньше и где нет ни возможностей (финансовых, кадровых и прочих), ни достаточной зрительской аудитории для производства сколько-нибудь значительного количества такого рода кинопродукции? Что даст эта дорогостоящая затея? Какой в ней смысл? Кто или что мешает выпускать «мультики» на «Казахфильме»? Если есть какие-то искусственно создаваемые препятствия, то для их устранения достаточно принять соответствующее решение на уровне Министерства культуры.
Кроме того, авторы депутатского запроса считают необходимым создать в дополнение к «Балапану» ещё один телевизионный канал (понятно, что содержать его должно опять же государство). Дескать, ныне существующий ориентирован на детей от 3-х до 10 лет, а те, кто помладше, оказываются вне зоны внимания. Тут даже комментировать не хочется.
Ещё один мажилисмен, но уже от партии «Ак жол», Казыбек Иса «специализируется» преимущественно на языковой теме. Совсем недавно, в середине июня, он адресовал министру просвещения и главе Восточно-Казахстанской области запрос, касающийся общеобразовательных учреждений в Риддере. Там в 2022-м построили новое здание и открыли в нём смешанную школу. При этом, как объяснила заместитель акима 52-тысячного города, учитывался этнический состав населения: казахи составляют 20,6, славяне – 75,1, немцы – 1,6, остальные – 3,7 процента. Между тем, на переезд в новый корпус надеялись учащиеся и педагогический коллектив единственной в Риддере чисто казахской школы «Шанырак», в которой обучаются более пятисот детей и здание которой обветшало.
Своё недовольство они высказали в конце 2022-го, после чего местные власти приняли решение выделить деньги на капремонт, а заодно построить в нынешнем году новую казахскую школу на 300 мест. Об этом ещё в марте сообщили Интернет-издания и телеканал «Хабар-24», а в апреле такое же заявление сделал аким ВКО Даниал Ахметов.
Вроде бы компромисс был найден, но спустя два месяца Казыбек Иса снова решил поднять данную тему. В его запросе содержится требование передать здание, в котором сейчас располагается смешанная школа, «Шаныраку». Впрочем, этим он не ограничился и добавил ещё два пункта. Первый – все казахские школы в стране, которые размещаются в старых помещениях, либо в которых обучение ведётся в три смены, должны получить новые здания в рамках проекта «Комфортная школа». Второй – срочно отказаться от системы смешанного обучения, «внедрённой советской империей».
Если говорить конкретно о Риддере, то власти города и области, наверное, лучше, чем живущие в Астане депутаты, знают ситуацию у себя, и именно им, а не парламентариям, нести ответственность за состояние образования, межнациональных отношений, за решение других проблем на вверенной им территории. Что касается следующего требования мажилисмена, то хочется спросить: а дети, обучающиеся на русском, узбекском, уйгурском языках, не должны быть охвачены проектом «Комфортная школа»? Вроде бы их родители тоже участвуют в экономической жизни республики, тоже платят те самые налоги, на которые затем строятся новые здания, и вообще, согласно Конституции, имеют такие же права.
А призыв к закрытию, причём срочному, общеобразовательных учреждений с разными языками обучения и вовсе выглядит утопическим. Чтобы сделать их (к слову, это почти треть всех школ в стране) «раздельными», нужно будет либо построить сотни, а то и тысячи новых зданий, либо согласиться с тем, что многим детям – и русскоязычным, и казахскоязычным – придётся ходить на уроки в другие микрорайоны и даже в другие сёла. Или Казыбек Иса под ликвидацией смешанных школ подразумевает насильственный перевод всех их учащихся на один язык обучения, что станет нарушением их конституционных прав?