За день до сессии Ассамблеи народа Казахстана, на которой с большой речью к собравшимся в зале и ко всем гражданам страны обратился глава государства, остановившийся в том числе на языковой проблеме, в газете «Дат» вышла статья под заголовком «Қазақ үкіметі тағы да қазақ тіліне қарсы шықты» - «Казахское правительство снова выступило против казахского языка». Публикацию можно было бы оставить без внимания (мало ли кто и что пишет), если бы под ней не стояли подписи более десятка депутатов Мажилиса.
Это «акжоловец» Казыбек Иса, избранный в одномандатном округе Ермурат Бапи, «аманатовцы» Максим Рожин, Самат Мусабаев, Ринат Заитов, Максат Толыкбай, Едил Жанбыршин, Нартай Сарсенгалиев, представитель ОСДП Нурлан Ауесбаев, а также ещё два члена фракции партии «Ак жол» Аскар Садыков и Ержан Бейсенбаев. Надо полагать, во главе списка стоит главный заводила. Мажилисмены возмутились тем, что, по их словам, из первоначального текста проекта концепции развития языковой политики в РК на 2023-2029 годы, размещённого на портале «Открытые НПА», позже убрали фразу «Мемлекеттік тіл туралы арнайы Заң әзірлеу – маңызды мәселе» («Принятие специального закона о государственном языке – важный вопрос»). В этой связи они потребовали вернуть её обратно и утвердить концепцию в «полном виде», без купюр.
Почему подписанты не обратились с официальным депутатским запросом в правительство, а решили донести свою позицию через СМИ? Ведь первый вариант со всех точек зрения выглядел более предпочтительным. Прежде всего, он гарантировал хоть какую-то реакцию со стороны кабмина: согласно закону, должностные лица обязаны письменно или устно ответить на каждый запрос. Кроме того, мажилисмены не могли не понимать, что озвучивание подобного требования в стенах парламента в присутствии телекамер, многочисленных журналистов вызвало бы куда больший общественный резонанс, нежели публикация в одной газете, тем более что бумажную прессу сегодня мало кто читает. Может, обращение адресовалось не столько власти, сколько собственной аудитории, придерживающейся аналогичных взглядов: дескать, смотрите, какие мы смелые и принципиальные?
Возникает и другой вопрос: если казахский язык и без того является в нашей стране единственным государственным, то что даст новый закон, о необходимости которого говорят депутаты, в случае его принятия? Почему нельзя внести в уже действующее законодательство такие изменения и дополнения, которые бы стимулировали более активное продвижение «ана тілі» и расширение сферы его применения в различных сферах жизни? Ответ на эти вопросы кроется в предыдущих подобных обращениях, на которые не преминули сослаться и сами мажилисмены, поставившие свои подписи под статьёй в «Дате».
В частности, они, сожалея о неудавшейся попытке, вспомнили «письмо 138» к руководству страны, появившееся на свет в 2011-м по инициативе Мухтара Шаханова и других представителей национальной интеллигенции. В нём тоже было выдвинуто требование принять закон о государственном языке, которое сопровождалось ещё одним: убрать из Конституции РК 2-й пункт 7-й статьи, где говорится: «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык». В письме были такие фразы: «Что поделать, если даже сказанная президентом горькая правда: "За 15 лет и медведь бы выучился государственному языку” не заставила задуматься русскоязычных?» и «Медведя можно заставить молиться только палкой». А ещё содержался призыв с 2012 года постепенно перевести государственные органы на ведение дел только на казахском языке.
Когда вокруг «письма 138» поднялся шум, некоторые из подписантов открестились от него, а сам Шаханов на пресс-конференции заявил: «Ашық хатта «Орыс тілінің мемлекеттік тілмен қатар қолданылады» деген Ата заңдағы 7-баптың екінші тармағын алынып тасталуы керек деп айтқанбыз. Бұл - орыс тіліне қарсылық емес». Мол, требование лишить русский язык того конституционного статуса, которым он наделён, вовсе не направлено против него. Как вам такая логика? Впрочем, для человека, который спустя несколько лет заявил, что «если переход на латинскую графику неизбежен, то переходить надо всем, кто живёт в Казахстане» (имелось в виду и русскоязычное население), такое, видимо, в порядке вещей.
Следующий упоминаемый в статье сюжет связан с открытым письмом президенту страны: сначала его адресовали Нурсултану Назарбаеву, а потом Касым-Жомарту Токаеву. Оно было размещено на сайте издания «Қазақ үні», которым руководил Казыбек Иса, ныне мажилисмен, первый в списке депутатов, подписавшихся под публикацией в «Дате», и, скорее всего, её непосредственный автор. Письмо озаглавлено так (перевод с казахского): «Принятие закона о государственном языке – главный вопрос в стране», а выше более крупными буквами дана «шапка»: «Нужно убрать 2-й пункт 7-й статьи Конституции РК и принять закон о государственном языке».
Сбор подписей под открытым письмом продолжается уже более шести лет, с февраля 2017-го, за это время их собрано около 130 тысяч, что в статье названо рекордной цифрой, свидетельствующей о безусловной народной поддержке. Но на самом деле это лишь 1 (один!) процент взрослого населения страны. Казахстанцев куда больше волнуют другие вопросы – например, касающийся снижения пенсионного возраста: под такой петицией за полтора года, то есть за гораздо меньший срок, подписались 865 тысяч человек. Даже требование вернуть столице страны название «Астана», опубликованное за год до того, как это случилось, поддержали почти вдвое больше граждан – около 230 тысяч.
К слову, о том, как Казыбек Иса видит решение языкового вопроса, можно судить по интервью, которое он дал в апреле позапрошлого года всё той же газете «Дат». В нём он одобрительно высказывается о действиях таких персонажей, как Куат Ахмет, Руза Бейсенбайтегі, Жулдызай Форт (активисты «языковых патрулей»), Огуз Доган (турецко-подданный, в своё время всячески провоцировавший русскоязычных казахстанцев) и прочие. Дескать, они в отсутствие должного контроля со стороны госорганов выполняют очень важную миссию по защите казахского языка и его носителей.
Также в публикации, подписанной мажилисменами, упоминается прошлогодний депутатский запрос фракции партии «Ак жол», который инициировал… правильно, Иса. Тогда, и опять же в апреле, он в очередной раз потребовал принять закон о государственном языке. Причём его поддержали не только однопартийцы, но и два десятка «аманатовцев», включая нынешнего министра науки и высшего образования Саясата Нурбека (именно ему сейчас подчиняется Комитет языковой политики), и нескольких «народников»: в общей сложности набралась добрая треть состава нижней палаты. Впрочем, большинство из них, судя по всему, «подмахнули» запрос, не особо вчитываясь в его текст.
В СМИ и соцсетях снова поднялся шум, поскольку многие усмотрели в обращении депутатов покушение на статус русского языка. Казыбеку Исе и его партийному боссу Азату Перуашеву (кстати, подписавшему «письмо 138») пришлось объясняться, и они не придумали ничего лучшего, чем посетовать на то, что их неправильно поняли. Русскоязычная общественность, похоже, поверила им. Но те, кто владеет казахским и читал текст запроса, подтвердят: в нём действительно были формулировки, которые нельзя трактовать иначе чем направленные против интересов русскоязычных граждан. Вот одна из них: «Сондықтан, Конституциядағы 7-ші бапты өзгертіп, Қазақ тілінің Мемлекеттік тіл ретінде жеке дара статусын айқындау керек!» - «Поэтому нужно изменить 7-ю статью Конституции и наделить казахский язык как государственный особым статусом». Что означает изменить 7-ю статью, думается, понятно всем. А вот другая: «Елді біріктіріп, топтастыру үшін барлық ұлт тек мемлекеттік тілде сөйлеуі тиіс!» - «Для объединения и сплочения народа нужно, чтобы все нации говорили только на государственном языке».
Теперь, причём снова в апреле (видимо, в этот весенний месяц Иса особенно возбуждается), но уже 2023-го, депутат-«акжоловец» при поддержке десяти других мажилисменов опять поднял всё тот же вопрос. Но, вероятно, наученный горьким прошлогодним опытом, решил напомнить о себе посредством не парламентского запроса, а газетной публикации.
На следующий день после её появления президент страны, выступая на сессии АНК, по сути, ответил таким, как Иса, депутатам и рядовым казахстанцам, подверженным излишней возбудимости на почве языкового вопроса: «Граждане, которые не изучали государственный язык и не владеют им в требуемом объеме, ни в коем случае не должны ущемляться по языковому принципу». После этого Касым-Жомарт Токаев добавил: «В то же время в нашем обществе изучение государственного языка, стремление овладеть им должно стать повседневной нормой».
В тот же день Иса разместил на сайте «Қазақ үні» свой комментарий к выступлению главы государства. Слова о необходимости изучения казахского языка он процитировал, а вот фразу про недопустимость ущемления граждан, которые им не владеют, даже не упомянул. Сделал вид, что не услышал?
Что же касается проекта концепции, то и без констатации важности разработки закона о государственном языке он проникнут заботой исключительно о нём. Этот документ, огромный текст которого будет сложно разместить даже на десяти страницах газеты формата А2 или на 120 книжных страницах, набранных стандартным шрифтом, практически весь посвящён мерам, направленным на то, чтобы казахский язык занял достойное (куда более значимое, чем сегодня) место во всех сферах государственной и общественной жизни, стал, как минимум, не менее, а в идеале более востребованным, чем русский. Насколько эти меры выполнимы и удастся ли их полноценно реализовать – уже другой вопрос…