В минувшую пятницу, открывая вторую сессию парламента, президент Касым-Жомарт Токаев отметил активность и инициативность новоиспеченных депутатов во время прошлой сессии и на летних каникулах, а также выразил надежду на то, что темпы их работы будут ещё выше. И действительно, нынешний состав Мажилиса выглядит более энергичным и решительным, чем предыдущий. Но при этом остаются сомнения касательно его внутреннего содержания. Стал ли депутатский корпус сильнее, способен ли он обеспечить эффективную реализацию стоящих перед ним задач? Ответы на эти вопросы мы ищем в оценках наших экспертов.
Марат Шибутов, политолог, общественный деятель:
«Пока я вижу, что Мажилис под руководством Кошанова находится на правильном пути»
- С точки зрения законотворчества этот созыв бьёт рекорды. Около 40 процентов законопроектов было инициировано самими депутатами, что в четыре раза больше, чем раньше. И это как раз показывает, что усиление влиятельности парламента – не просто слова, а уже начавшийся процесс. О том, что он принял необратимый характер, можно будет говорить тогда, когда доля законопроектов, инициированных народными избранниками, перевалит за 50 процентов.
Кроме того, депутаты VIII созыва Мажилиса за одну неполную сессию успели выступить с 253 запросами. Для сравнения: за больший срок депутаты VII созыва отправили всего 233 запроса, а VI созыва – 87. То есть, и личная активность парламентариев возросла. Плюс деятельность Мажилиса стала другой по наполнению – более жёсткой и острой по отношению к исполнительной власти. Так что, на мой взгляд, первоначальные задачи выполнены.
Но дальше нужны уже не столько реформы, сколько улучшение текущей деятельности и реализация всех полномочий. Во-первых, надо повысить квалификацию народных избранников: важно, чтобы все они прочитали и поняли Закон «О парламенте РК и статусе его депутатов», а также регламент Мажилиса, и тогда они перестанут делать запросы, законность которых сомнительна. Во-вторых, необходимо инициировать больше парламентских слушаний, чтобы полноценно обсуждать проблемы и находить пути их решения.
Пока я вижу, что Мажилис под руководством Ерлана Кошанова находится на правильном пути, и, думаю, к 3-4 сессии мы реально увидим, что такое влиятельный парламент.
Толганай Умбеталиева, к.п.н, генеральный директор Центральноазиатского фонда развития демократии:
«Нужно переходить от формальных процедур к серьёзным политическим изменениям»
- Внедрение мажоритарной системы выборов, к сожалению, никак не отразилось на работе парламента. Предполагалось, что 29 «независимых» депутатов придадут Мажилису вес и влияние, но это было заблуждением. Да, новые народные избранники очень стараются заработать дивиденды, но не стоит исключать того, что такая активность может быть лишь на первых порах. К тому же не обошлось без скандалов с их участием...
В целом назвать парламент влиятельным пока сложно. В самих правилах его работы изменений не произошло. Да, партий там стало больше, и голосование проходит не при 100-процентной поддержке, как раньше. В то же время дискуссии по законопроектам остаются закрытыми, и общественность по-прежнему не знает, как в них участвуют те или иные партии. Отчёты министров перед депутатами не оказывают влияния на назначения. Президент осуществляет последние без учёта мнений народных избранников (таких правил нет). Кроме того, все законопроекты спускаются на утверждение в парламент из правительства.
Да, возросло количество депутатских запросов, но они не влияют на политический вес Мажилиса. Конечно, есть отдельные парламентарии, которые активны в социальных сетях, записывают и выкладывают там свои выступления и обращения, излагают свою позицию. Но и Мажилис как коллективный орган, и представленные в нём партии не стали сильными игроками на политическом поле и пока не способствуют повышению роли законодательного органа власти в системе власти.
На мой взгляд, добиться того эффекта, на который рассчитывали, проводя соответствующие реформы, пока не удалось. Да его и не могло быть – на то нет никаких серьёзных оснований. Чтобы они появились, необходимо переходить от формальных процедур к серьёзным политическим изменениям. В том числе депутатам следует инициировать обсуждение роли парламента в системе государственного управления. Тем более что, как отмечал Касым-Жомарт Токаев, конечная цель политических реформ в период выполнения им полномочий главы государства – это переход от суперпрезидентской формы правления к президентской.
Депутатам и политическим партиям не стоит ждать, когда «влиятельную» роль для них пропишет администрация президента или правительство в рамках предполагаемых реформ. Нужно самим активно выступать со своими предложениями и идеями, обсуждать с сенаторами возможности и пути усиления функций парламента.
Полагаю, он может стать влиятельным в том случае, если в его полномочия будут входить следующие функции. Во-первых, организация публичных дискуссий на актуальные и наиболее острые проблемы общества. Во-вторых, формирование состава и контроль за деятельностью Центральной избирательной комиссии. В-третьих, формирование правительства партиями, получившими места в Мажилисе. В-четвёртых, разработка законопроектов и принятие законов в качестве единственного законодательного органа.
Пока парламент не станет таким единственным политическим органом, который, повторюсь, будет разрабатывать законы и правила для деятельности правительства, президента и судебной ветви власти, он не будет влиятельной ветвью власти.