Первая сессия обновленного парламента, длившаяся всего три месяца, была чем-то вроде разминки перед главными соревнованиями. А вот вторая, которая начнется 1 сентября и откроет новый политический сезон, должна показать его истинный потенциал. Готов ли новый созыв к активной и конструктивной работе? Можно ли назвать его состав качественным? Оправдывает ли он ожидания, которые связывались с ним в период выборов, способен ли стать влиятельным органом власти? Слово экспертам.
Данияр Ашимбаев, политолог:
«У мажилиса получилось найти золотую середину»
- На мой взгляд, фактор влиятельности парламента связан не столько с депутатским составом, сколько с фигурой спикера. Точнее, с его способностью консолидировать большинство и иметь достаточный вес, чтобы продавливать сильные законы. Как мы знаем, на мажилис серьёзное давление оказывает правительство, пытающееся протолкнуть свои приоритеты, и мощные лоббистские группы, постоянно маячащие со своими интересами. Нужно уметь и министров на место поставить, и лоббистам дать отпор. Даже совокупного веса всех депутатов для этого маловато. Поэтому то, что нижнюю палату парламента вновь возглавил политический тяжеловес, теперь Ерлан Кошанов, – сам по себе большой плюс. Он умеет грамотно выстраивать отношения с правительством, пресекать чрезмерный лоббизм и направлять разноголосую депутатскую массу на решение важных задач.
Несмотря на изменения в составе мажилиса, большинство осталось за партией «Аманат», в которой в свою очередь тоже произошли перемены. Она, конечно, периодически учитывает мнение остальных партий, когда удается её убедить. Но всё же последним, как ни крути, приходится выполнять свои предвыборные обещания с оглядкой на правящую партию, через поиск компромисса с ней. Всё-таки законы принимаются большинством, а у «Аманата» в этом плане серьёзное преимущество.
Что касается работы обновлённого мажилиса, то она началась достаточно бурно. Временами депутаты даже немного перебарщивали, что я списываю на затянувшуюся предвыборную митинговщину, которая ещё не сошла. Заметьте, что острые социальные вопросы для некоторых мажилисменов оказались чужды, в отличие от языковой темы, на которой можно поупражняться в популизме.
На мой взгляд, очень позитивным шагом стало выдвижение экс-министра образования Асхата Аймагамбетова в председатели комитета по социально-культурному развитию. Он опытный, взвешенный и принципиальный политик, который умело направляет энергию и идеи депутатского корпуса в конструктивное русло. Экономическая позиция мажилиса будет сглаженной – недаром профильный комитет возглавили выходцы из Администрации президента и Минфина.
Депутатам удалось принять ряд важных законов, а также организовать вместе с экспертным сообществом достаточно энергичную работу в рамках общественной палаты. Из плюсов также можно выделить тот факт, что мажилис не впал ни в чрезмерный популизм, ни в информационную замкнутость. У него получилось найти золотую середину.
Кстати, к удивлению многих, летние каникулы прошли довольно живо. Особенно была видна работа депутатов от партии «Аманат». В «поле» также присутствовал «Ак жол»: в частности, его руководитель Азат Перуашев с командой активно объезжали регионы. Немного маячила «Республика», будировавшая тему борьбы с электронным курением, правда, «аманатовцы» и глава государства тоже её поднимали. Но, думаю, «республиканцы» и дальше сосредоточат усилия на темах, касающихся вейпов и игорного бизнеса. По остальным вопросам информационное поле по-прежнему держит за собой «Аманат».
В то же время скандалами отметилась партия «Ауыл», вследствие чего её имидж несколько пострадал. Из не прошедших в мажилис партий активность в ходе летнего сезона проявил лишь «Байтак», лидер которого поменялся в результате внутрипартийного «путча».
Состав мажилиса, понятно, обновился, появились новые депутаты. С одной стороны, одномандатники само по себе явление интересное, но, с другой, многие из них неоднозначно воспринимаются общественным мнением. Деятельность некоторых и вовсе вызывает вопросы: что они там делают и какие интересы представляют? К слову, на днях прошла забавная новость, что руководитель фракции «Аманат» Елнур Бейсенбаев и независимые депутаты Ермурат Бапи и Бактыжан Базарбек ознакомились с ходом реализации дорожной карты предвыборной платформы правящей партии. Казалось бы, у этих независимых парламентариев должны быть свои программы, но, по всей видимости, им это не сильно удалось.
В целом видно, что политическая жизнь в Казахстане вошла в спокойное русло, без лишних скандалов и чрезмерного популизма. Депутатский корпус достаточно стабильно работает. Не могу сказать, что по каким-то вопросам он в массе своей чересчур лоялен. Ну, а чего вы ожидали?!
Дина Айкенова, политконсультант, Phd по политологии:
«Наблюдается пассивность популярных депутатов, особенно блогеров»
- Для начала напомню, что в 2023 году мажилис обновился на 66 процентов: 65 депутатов из 98 впервые получили статус парламентариев. А в верхней палате среди занявших 20 вакантных мест (через каждые три года переизбирается половина сенаторов) новичками можно назвать 16.
Отличается парламент VIII созыва от предыдущих по нескольким критериям. Во-первых, число представленных в нижней палате партий увеличилось до шести – добавились «ОСДП», «Ауыл» и новый игрок на партийном поле «Respublica». Во-вторых, 29 депутатов мажилиса были избраны по мажоритарной системе, в том числе семь «беспартийных» - независимых кандидатов. В-третьих, представители Ассамблеи народа Казахстана теперь заседают в сенате. И, в-четвертых, в мажилисе официально присутствуют депутаты с особыми потребностями, прошедшие по квоте.
Последний пункт является примечательным, поскольку один из депутатов с инвалидностью Кенжегул Сейтжан оказался на третьем месте среди всех мажилисменов по количеству запросов. Всего, согласно данным сайта парламента РК, в ходе минувшей сессии сенаторы выступили с 54 депутатскими запросами. А 98 мажилисменов за сто дней сделали 253 запросов, большинство которых – коллективные (подписанные двумя и более народными избранниками). В пятерку наиболее активных вошли Ирина Смирнова - 67 таких обращений, Казыбек Иса - 55, вышеупомянутый Кенжегул Сейтжан - 54, Азат Перуашев - 52, Гаухар Танашева - 46.
Отмечу, что именно запросы являются для депутатов одним из основных способов привлечь внимание к той или иной проблеме, способствовать её решению. Причём названные мажилисмены не являются членами партии, доминирующей в палате, и проявляют такую активность раз таки вследствие малочисленности своих фракций. Как говорится, «если ты в большинстве - голосуй, если в меньшинстве - говори». Интересно, что представители разных партий группировались по запросам и в рамках деятельности внутри комитетов. В то же время наблюдается пассивность в публичном поле популярных фигур, особенно депутатов-блогеров. Возможно, это связано с процессом адаптации к новым условиям и с пристальным вниманием к ним со стороны общественности и журналистов.
Что же касается тех, кому адресованы депутатские запросы, то чаще всего парламентарии обращались к премьер-министру - 142 (в том числе сенат – 38, мажилис – 104 раза). На втором месте вице-премьер по социальным вопросам – министр труда и социальной защиты населения – 59, на третьем месте первый вице-премьер Роман Скляр – 50. Генеральному прокурору было адресовано 37. Также задавались вопросы министру торговли и интеграции (9 запросов), министру здравоохранения (6), министру культуры и спорта (4), министру просвещения (4).
То, что депутаты чаще обращаются к премьеру и к его заместителям как к куратором министерств связано с тем, что большинство запросов имеют многопрофильный характер и затрагивают работу нескольких ведомств. Тем не менее, можно сделать вывод, что больше всего народных избранников беспокоят вопросы села и сельских жителей, экономики, образования и науки, водных ресурсов, проблемы людей с инвалидностью. Что касается региональных тем, то часто упоминается параллель «восток-запад» (Атырауская, Мангистауская, Восточно-Казахстанская и Абайская области). В течение первой сессии депутаты также реагировали на кризисные ситуации (например, пожары), строительство ТЭЦ, проблемы с водой, а также на упреждение будущих угроз.
В целом основная работа депутатам предстоит во время второй сессии. Осенью в стенах парламента будут обсуждаться проекты Бюджетного, Налогового, Градостроительного и Водного кодексов, закона о государственных закупках. Также, возможно, народные избранники приступят к рассмотрению нововведений в нормативно-правовые акты, имеющих отношение к новой экономической модели, которую, как ожидается, президент огласит в рамках Послания народу Казахстана.