Выступая в конце марта на первой сессии парламента РК VIII созыва, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил уделить особое внимание рациональному использованию водных ресурсов. По его словам, принципиальное значение имеет цифровизация объектов водоснабжения и всей водной отрасли, в связи с чем предстоит масштабная реконструкция оросительных каналов, переход на автономное управление гидротехническими сооружениями, автоматизация учета воды, внедрение квот на использование водных ресурсов. И все эти вопросы, подчеркнул он, требуют качественного нормативно-правового и законодательного обеспечения.

Тревожные перспективы

Как сообщают аналитики Института экономических исследований (ERI), комментируя поручение главы государства, проблема доступа к водным ресурсам может стать самой актуальной в Казахстане в ближайшие десятилетия. По прогнозам национальных и международных экспертов, дефицит воды в стране к 2040 году составит 50% от потребности. А по расчетам Всемирного банка, сильнее всего она пострадает от изменения климата: уровень «водного стресса» в аграрном секторе РК уже составляет более 80%.

«Как известно, реки являются источником 90% воды, которые используются для орошения сельского хозяйства. Более частые засухи и снижение водной безопасности могут нанести ущерб сельскохозяйственной продуктивности растениеводства и животноводства страны. Прогнозируется, что при отсутствии адаптации к изменению климата урожайность пшеницы в Казахстане снизится до 50% к 2050-м годам. Это приведет к серьезным последствиям для национальной и глобальной продовольственной безопасности, поскольку страна является одним из крупнейших мировых экспортеров зерна», - пишут авторы исследования.

Кроме того, по их словам, существуют угрозы обмеления крупных водоемов страны. Так, помимо Аральского моря, в зоне риска находятся Каспийское море и озеро Балхаш. По прогнозам международных исследователей, в результате изменения климата до конца XXI века уровень Каспия может снизиться на 9–18 метров, а это означает, что площадь водоема, вероятнее всего, сократится в три раза. На сегодняшний день уровень этого моря падает в среднем на 6-7 см в год, что отчасти вызвано испарением морской воды.

«В случае невмешательства в процесс изменения климата Казахстану грозит увеличение бедности, неравенства, значительное снижение продовольственной безопасности, упадок объемов промышленности, миграция населения из климатически неблагополучных регионов в более благоприятные (к примеру, к концу века с вероятностью 80% Кызылординскую и Мангистаускую области ожидает засуха и опустынивание). В этой связи необходимо вести работу по переходу страны на более ресурсосберегающие технологии и устойчивое развитие (к примеру, на водосберегающие технологии, такие как использование гидрогелей, мульчирования и капельного орошения в сельском хозяйстве), - считают аналитики ERI.

Восстановить баланс

Для решения этих и других задач в Казахстане действует Программа управления водными ресурсами на 2020-2030 годы. Она включает в себя десять основных направлений: международное сотрудничество, обновление правовой базы, институциональное реформирование, модернизация и реконструкция водохозяйственной инфраструктуры, изучение международного передового опыта по созданию рынка воды, цифровизация водного хозяйства, внедрение проекта Smart Water, экологически оптимальное использование водных ресурсов, подготовка специалистов водной отрасли с современными навыками и реализация важных национальных водных проектов.

С учетом того, что реализация Программы требует стратегического планирования на долгосрочную перспективу, были разработаны основные направления, пути достижения поставленных задач и соответствующие меры для выполнения индикаторов и показателей до 2030 года с разбивкой на два этапа. На первом этапе сгруппированы подготовительные мероприятия, связанные проведением научно-исследовательских и аналитических работ, разработкой нормативной правовой базы и ТЭО, ПСД по строительству гидротехнических сооружений. На втором этапе предусмотрена реализация мероприятий, связанных с созданием водохозяйственной инфраструктуры и внедрение результатов научных исследований в систему государственного управления водными ресурсами.

Как отмечают разработчики программы, ежегодные поверхностные водные ресурсы Казахстана составляют около 100 куб км, из них более 44% формируются за пределами страны. 67% водопотребления приходится на сельское хозяйство, 30% – промышленность, остальное – на хозяйственно-бытовые нужды. В целом к 2040 году ожидается рост водопотребления на 56%. В этой связи Программа нацелена на сохранение к 2030 году водного баланса на уровне 100 куб км за счет увеличения дополнительных поверхностных водных ресурсов: строительство новых водохранилищ на 5-7 куб км, водосбережение до 5 куб км, использование подземных вод до 15 куб км.

Кроме того, к указанному периоду планируется снизить потребление воды на единицу ВВП с 91,2 до 73,0 куб м на 1 тысячу долларов, построить 26 новых гидротехнических сооружений, реконструировать 182 республиканских, 300 коммунальных гидротехнических сооружений. Документ также предусматривает строительство новых ирригационных систем для увеличения орошаемых земель с 1,7 до 3 млн гектаров, увеличение протяженности облицованных магистральных и распределительных каналов с 3423 до 19 тысяч км.

«При сохранении текущей ситуации использования водных ресурсов в отраслях экономики и населением до 2030 года в Казахстане ожидается рост водозабора до 29,7 куб км в год и потребления (с учетом потерь) до 24,6 куб км в год, - пишут аналитики. - При этом в коммунально-бытовом секторе наблюдаются региональные диспропорции расселения трудоспособного населения без учета уровня хозяйственного развития регионов и их водохозяйственного состояния. В промышленности – несовершенство технологических процессов производств на предприятиях. В сельском хозяйстве – низкий технологический уровень ведения сельского хозяйства особенно в орошаемом земледелии».

Водосберегающие технологии

Причем основные возможности в экономии воды, по их словам, приходятся на орошаемое земледелие. Есть огромный потенциал для повышения эффективности подачи воды на поля и продуктивности ее использования при проведении процесса полива. Тем более что в последние годы наблюдается ухудшение технического состояния инфраструктуры орошаемых земель, большая часть которых вышла из сельскохозяйственного оборота. Как следствие орошение характеризуется низким коэффициентом полезного действия воды. Сегодня КПД оросительных систем упал с 0,8 до 0,5-0,55.

По мнению разработчиков Программы, именно водосберегающие технологии орошения открывают возможности получения программированных урожаев и применение технологий цифровизации по всему циклу. Но, как показывает передовой опыт стран с развитым орошаемым земледелием, широкое и эффективное их продвижение невозможно без активного участия государства. Так, в КНР внедрение водосберегающих технологий происходит с 75% финансовым участием государства и 25% частного капитала. В России государство возмещает до 70% затрат по строительству и реконструкции оросительных систем с их применением. В Узбекистане принят целый ряд государственных программ, направленных на стимулирование внедрения капельного орошения и других водосберегающих технологий полива.

Стоит отметить, что в Казахстане с 2014 года в рамках государственной поддержки в целях стимулирования сельхозтоваропроизводителей к внедрению водосберегающих технологий орошения реализуется программа субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях. Это позволило внедрить водосберегающие технологии орошения на площади более 200 тыс. гектаров. Работа в данном направлении продолжается. По словам экспертов, если в сфере орошаемого земледелия будет создан соответствующий благоприятный инвестиционной климат, то это позволит повысить техническую и технологическую оснащенность агропромышленного комплекса, уровень жизни сельского населения страны и рейтинг Республики Казахстан в международном сообществе.

В целом, по их оценкам, для решения задач в водохозяйственном секторе экономики необходимо, во-первых, провести комплексную реконструкцию и восстановление ирригационных систем с доведением КПД оросительной системы до 0,85 (к 2030 году), что позволит рационально и эффективно использовать около 40% забираемой воды. Во-вторых, изменить существующую структуру посевов орошаемых сельскохозяйственных культур. В-третьих, как уже было отмечено, внедрить водосберегающие технологии орошения, что позволит добиться экономии оросительной воды на 20-30% и повысить продуктивность ее использования в 2,5 раза. В-четвертых, увеличить объемы располагаемых водных ресурсов путем строительства новых водохранилищ, аккумулирования талых и паводковых вод. В-пятых, повысить объем использования подземных возобновляемых водных источников. В-шестых, добиться максимальной автоматизации водораспределения и водоучета. В-седьмых, разработать и применить новую политику тарифообразования, в которой будут сбалансированы размеры государственных субсидий и ставки оплаты за воду потребителями. И, в-восьмых, осуществить привлечение инвестиций, в том числе внешних, с применением модели государственного и частного партнерства.

Стратегический план

Что касается повышения водообеспеченности природно-хозяйственных систем Казахстана, то будут приняты меры, во-первых, по совершенствованию межгосударственных водных отношений. Во-вторых, по оценке и прогнозу водно-ресурсного потенциала Казахстана с учетом изменений климата и хозяйственной деятельности. В-третьих, по регулированию стока рек водохранилищами для снижения дефицита воды и оптимизации режима водных объектов в условиях изменения речного притока и спроса на воду со стороны населения, отраслей экономики и объектов природы. В-четвертых, по освоению разведанных запасов подземных вод с учетом их взаимодействия с поверхностными водами. В-пятых, по предотвращению вредного воздействия вод и опасных водообусловленных явлений. В-шестых, по межбассейновому перераспределению водных ресурсов, компенсирующему климатическое и антропогенное сокращение речного стока. И, в-седьмых, по проработке альтернативных путей увеличения располагаемых водных ресурсов.

Еще одна важная задача - повышение результативности используемой воды в природно-хозяйственных системах Казахстана. В этом направлении приняты меры по водообеспечению природных объектов на основе нормирования экологического спроса на водные ресурсы; восстановлению и развитию водохозяйственной инфраструктуры; водоснабжению объектов коммунального хозяйства за счет применения новых технологий добычи и использования природных вод; устойчивому водообеспечению орошаемого земледелия; улучшению обводненности пастбищных территорий путем строительства искусственных водоисточников, в том числе шахтных колодцев и водозаборных скважин; развитию систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.

Параллельно совершенствуется государственная система управления водными ресурсами. А именно создаются системы мониторинга водного фонда, применения государственно-частного партнерства, а также информационно-аналитического обеспечения, в том числи с использованием цифровых технологий. Совершенствуется нормативно-правовая база, планируется принятие нового Водного кодекса и Закона Республики Казахстан «О безопасности гидротехнических сооружений». Разрабатывается экономически эффективная тарифная политика в части использования воды с увеличением тарифа на ее подачу в пределах нормативных расчетов и с учетом возмещения привлеченных финансовых средств. Проводится институциональное реформирование. Коренные улучшения ожидаются в сфере подготовки высококвалифицированных кадров для всех уровней водной отрасли, укрепляется научный потенциал. В рамках последнего направления планируется создание института/школы при Таразском региональном университете им. Х.Дулати, а также отправка граждан на обучение в передовые учебные заведения мира по программе «Болашак» по соответствующим специальностям.