Недавно, в 20-х числах мая, группа мажилисменов от партии «Аманат» обратилась в правительство с депутатским запросом относительно судьбы Северного Аральского моря (САМ), или, как его ещё называют, Малого Арала. Трудно не согласиться с высказанной ими обеспокоенностью по поводу будущего этого водоёма, имеющего жизненно важное значение для населения Приаралья. Но в то же время возникает целый ряд вопросов к тем, кто инициировал и подписал обращение.
САМ: вчера и сегодня
Всем известно, что возрождение северной части Арала стало возможным благодаря реализации в середине «нулевых» годов первой фазы проекта РРССАМ на деньги, одолженные у Всемирного банка. Тогда была построена 13-километровая плотина (перемычка), которая отделила САМ от остальной, по сути, уже высохшей, части прежде огромного озера, после чего началось заполнение образовавшейся чаши. И уже к 2010-му уровень воды поднялся до проектной отметки 42 метра, её объём в Малом Арале достиг 27 миллиардов кубометров, а акватория расширилась до 3,3 тысячи квадратных километров.
Да, САМ занимает лишь 1/20 (пять процентов) площади прежнего полноводного моря-озера, но его значение для местных жителей трудно переоценить. Благодаря свежему речному притоку по Сырдарье значительно снизилась степень минерализации воды – до уровня, вполне пригодного для обитания рыбы. Стоит напомнить, что в конце 1980-х, когда практически вся «автохтонная» фауна вымерла, советские ихтиологи запустили в Арал морские виды, привычные к воде повышенной солёности. Но выжила только камбала, завезённая с Азовского моря. Она и была единственной промысловой рыбой, которая добывалась до воссоздания САМ. А потом вернулись сом, сазан, лещ, жерех, судак, щука, змееголов и другие. Ежегодный объём добычи достиг 10-11 тысяч тонн (в десять раз больше, чем в начале «нулевых», когда ловили только камбалу), часть продукции в переработанном виде начали поставлять на экспорт. Словом, у местного населения появились и работа, и доходы.
Но для поддержания уровня САМ на проектной отметке необходимо ежегодно подавать в него, как минимум, три миллиарда кубометров воды, чтобы компенсировать естественные потери – прежде всего, из-за испарения. Между тем, последние несколько лет выдались в бассейне Сырдарьи маловодными, и подпитка из реки существенно сократилась: например, за весь прошлый год она составила лишь 0,8 миллиарда. Как следствие, объём водной массы в САМ за относительно короткий срок уменьшился почти на треть – до 18,5 миллиарда кубометров. Это, а также снижение проточности водоёма привели к повышению уровня минерализации и негативно сказались на рыбном промысле. В 2022-м во всей Кызылординской области (не только в Малом Арале, но и в озёрных системах) добыли 7,4 тысячи тонн, или намного меньше, чем в более благоприятные годы в одном только САМ.
Минувшей зимой и весной приток в Малый Арал снова вырос: за четыре месяца с начала нынешнего года в него поступило около 1,4 миллиарда кубометров. Правда, теперь, когда в сельском хозяйстве начался поливной сезон, попуски в дельту, скорее всего, прекратятся или будут сведены к минимуму. Какой сценарий ждёт нас дальше, пока трудно сказать. Но уже есть некоторые основания для опасений. На начало июня в Токтогульском водохранилище, от которого в значительной степени зависит режим попусков по Сырдарье, имелось 8,6 миллиарда кубометров. Для сравнения: на эту же дату прошлого года было 10,6 миллиарда. Приток в Токтогул тоже существенно меньше, чем в аналогичный период 2022-го. Да и вообще, как показывают тенденции последних лет и как прогнозируют учёные, ситуация с водой в обозримой перспективе будет лишь усложняться.
Несколько лет назад возникла и другая проблема: выяснилось, что Кокаральская плотина, сданная в эксплуатацию в 2006-м, местами стала разрушаться. Нетрудно представить, что случится с САМ, если её на каком-то участке прорвёт. Поэтому правительство решило выделить 4,5 миллиарда тенге на капитальный ремонт дамбы. Он начался в прошлом году и должен быть завершён в следующем, 2024-м. Хочется думать, что при этом будет учтена настоятельная рекомендация специалистов во главе с патриархом водной отрасли Нариманом Кипшакбаевым перенести водосбросное сооружение из восточной части плотины, где Сырдарья впадает в САМ, в западную, ближе к заливу Шевченко. В таком случае свежая пресная вода станет интенсивнее смешиваться с застоявшейся «морской», тем самым снижая уровень минерализации САМ в целом и вероятность его превращения в отстойник.
Что предлагают мажилисмены?
Теперь перейдём к депутатскому запросу. В его констатирующей части приводятся цифры и факты, касающиеся динамики изменения акватории и объёма водной массы в Малом Арале, говорится о возможных экологических и социально-экономических последствиях его обмеления. В частности, «аманатовцы» утверждают, что вода отошла от прежних берегов на полтора километра, из-за этого лишились работы около трёх тысяч рыбаков, существует риск остановки производства на девяти заводах и в четырнадцати мини-цехах по переработке рыбы. Согласно межгосударственным соглашениям, в САМ ежегодно должно подаваться три миллиарда кубометров, но, заявляют депутаты, попуски воды в него «осуществляются по остаточному принципу, особенно в вегетационный период».
В этой связи они предлагают провести переговоры с Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном об установлении отдельного лимита объёмов подачи воды в САМ в вегетационный период, а также обеспечении санитарных попусков в него. После чего добавляют, что хорошо было бы наладить такое сотрудничество на долгие годы вперёд. Ещё мажилисмены считают необходимым придать межгосударственному соглашению (не совсем понятно, какое имеется в виду – подписанное в 1992-м или то, которое они предлагают заключить с тремя другими странами) статус «гарантированного», поскольку, по сути, нет ни одного органа, который бы контролировал соблюдение лимитов попусков в Малый Арал.
Третье предложение касается строительства трёх плотин в районе Караузяка, что позволит ежегодно в зимний период аккумулировать около миллиарда кубометров паводковых вод. Наконец, четвёртым, последним, пунктом значится принятие решения по проекту РРССАМ-2, который предусматривает расширение Малого Арала, – как мы не раз писали, уже долгие годы продолжаются дискуссии относительно того, какой из предложенных вариантов является наиболее оптимальным.
Провести переговоры, наверное, можно, но будет ли от них толк? У каждой из названных стран свои интересы в сфере водопользования, и вряд ли кто-то согласится пожертвовать ими ради Казахстана (а Кыргызстан, от которого зависят попуски из Токтогула, и вовсе приостановил своё членство в Международном фонде спасения Арала, сославшись на «недоучёт» его интересов). Придание межгосударственному соглашению какого-то дополнительного статуса – тоже из области благих пожеланий. Третье предложение может принести какой-то эффект только в случае значительных поступлений воды из верховий, а это происходит далеко не каждую зиму. Что же касается четвёртого, то будет ли вообще смысл в расширении Малого Арала, если в него не будет достаточного притока?
Капля море бережёт…
САМ – это детище Казахстана, другим республикам Центральной Азии до него нет дела, а значит, они не станут брать на себя никаких обязательств, связанных с его заполнением и сохранением. Неужели депутаты этого не понимают? Или всё же понимают, но, попав впервые в Мажилис, горят желанием показать себя как поборников национальных интересов и радетелей за народ? Очевидно, что в данном случае нам не стоит ждать «милостей» от соседей и что мы должны рассчитывать только на себя. Речь, прежде всего, идёт о грамотном, рациональном распределении и использовании тех водных ресурсов, которые мы ежегодно получаем в соответствии с уже заключённым межгосударственным соглашением.
Согласно ему, на территорию Казахстана ежегодно по Сырдарье должно поступать 12 миллиардов кубометров, а в маловодные годы возможно снижение до 10,5-11 миллиардов. И если расходовать их по уму, если организовать тотальный учёт воды на всём пути её движения, от казахско-узбекской границы до Арала, с использованием цифровых технологий (чего сейчас нет и в помине), если все, начиная с руководителей водной отрасли и заканчивая рядовыми дехканами, будут следовать принципу «капля море бережёт», то этого объёма нам вполне хватит. Хватит и на подержание уровня САМ, и на нужды сельского хозяйства.
Но что мы видим сегодня? В оросительных каналах с их очень низким КПД теряется около 40 процентов проходящей по ним воды. Непосредственно при поливе риса, и без того крайне влагоёмкой культуры, её, по оценкам специалистов, расходуется в полтора-два раза больше, чем положено согласно научно-обоснованным нормам. В сумме ежегодные непроизводительные потери воды только в орошаемом земледелии и только в Кызылординской области составляют не менее двух миллиардов кубометров, а то и больше.
Кроме того, космический мониторинг каждый год выявляет в этом регионе большие площади неучтённых (по сути, незаконных) посевов риса. Например, в 2020-м таких оказалось 8,3 тысячи гектаров, в 2021-м – 7,8 тысячи. А в 2022-м, если верить информации, прозвучавшей в конце прошлого года на заседании «круглого стола» по вопросам водного хозяйства, – около 13 тысяч гектаров, что на 16 процентов больше, чем отражено в официальной отчётности. Ежегодно на их полив расходуется до полумиллиарда кубометров воды.
Теперь посмотрите, кто инициировал запрос в правительство, – это Мархабат Жайымбетов, на протяжении нескольких лет занимавший должности главы Аральского района и заместителя акима Кызылординской области. Среди подписантов фигурирует и другой свежеиспечённый депутат Мурат Ергешбаев, который в общей сложности более десятилетия (с 2011-го по март 2023-го) возглавлял четыре рисосеющих района из шести, расположенных в низовьях Сырдарьи, – Кармакшинский, Шиелийский, Казалинский и Сырдарьинский.
То есть, это люди, которые не могут не знать, сколь расточительно используется вода в родной для них области, где они работали на высоких постах. Которые наверняка в курсе, что ежегодно рисом засеваются «лишние» площади. Которые тоже причастны к тому, что попуски в Малый Арал «осуществляются по остаточному принципу, особенно в вегетационный период» (цитата из текста их запроса), что во время поливного сезона не обеспечиваются даже обязательные санитарные попуски в дельту реки объёмом в 50 кубометров в секунду – всё почти подчистую уходит на рисовые чеки.
Может, лучше сначала у себя порядок навести, а уже потом обращаться в высокие сферы межгосударственных отношений?