По мнению специалистов, в целом в Казахстане сохраняется стабильная экологическая ситуация, чего удается достичь благодаря сдерживанию негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, проведения природоохранных мероприятий, предотвращения стихийных бедствий. В то же время существует ряд проблем, решение которых требует комплексного подхода и выработки конкретных программ. Речь, в частности, идет о загрязнении атмосферного воздуха и окружающей среды, истощении водных ресурсов, накоплении промышленных отходов и увеличении количества несанкционированных свалок.
Снижение загрязнения воздуха
Все эти проблемы и пути их решения проанализировали авторы Национального доклада о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов РК за 2021 год (Нацдоклад по итогам прошлого, 2022 года, сейчас в процессе завершения). Они констатируют, что основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы промышленных предприятий. Только за исследуемый год ими образовано 2407 тыс. тонн загрязняющих веществ. Основные их объемы были сформированы в Павлодарской (736,2 тыс. тонн) и Карагандинской (569,7 тыс. тонн) областях, где сосредоточены крупнейшие предприятия машиностроения, химической, энергетической, угледобывающей, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей, металлургической промышленности. Из общего объема выброшенных в атмосферный воздух загрязняющих веществ 79,6% составили газообразные и жидкие вещества, 20,4% – твердые.
Напомним, что наиболее значимые нововведения в принятом в 2021 году новом Экологическом кодексе Республики Казахстан как раз таки коснулись крупнейших предприятий нефтегазовой, горнометаллургической, химической и электроэнергетической отраслей, которые вносят основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха. Один из главных принципов Кодекса - принцип «загрязнитель платит», согласно которому предприятию дешевле минимизировать либо вовсе не допускать нанесения ущерба окружающей среде, чем платить экологические штрафы. Для экономического стимулирования к внедрению наилучших доступных техник Кодексом предусматривается освобождение предприятий от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, основной причиной увеличения штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды является неполное выполнение природопользователями мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и неосуществление необходимой модернизации производственных процессов.
Особое внимание авторы доклада уделили анализу качества воздуха в городских населенных пунктах. Соответствующий мониторинг проводится РГП «Казгидромет» Минэкологии и Комитетом санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава. По их информации, основными загрязнителями атмосферного воздуха населенных мест являются: пыль, диоксид серы, сернистый ангидрид, свинец, формальдегид, окись углерода, фосфорный ангидрид, фтор, водород, аммиак, окислы азота, стирол, сажа, фенол, сероводород, озон, бензин, дизельное топливо, серная кислота, толуол, ксилол, ацетон, фосфин и углеводороды С1-С19. Наиболее высоким уровнем загрязнения этими веществами характеризуются девять городов: Астана, Алматы, Актобе, Атырау, Усть-Каменогорск, Караганда, Балхаш, Темиртау, Шымкент. К повышенному уровню загрязнения причислено пять городов: Талдыкорган, Тараз, Жезказган, Актау, Туркестан. Остальные считаются с низким уровнем загрязнения.
К слову, с 2018 года «Казгидромет» запустил мобильное приложение AirKZ, позволяющее отслеживать качество атмосферного воздуха по восьми загрязняющим веществам в 68 населенных пунктах Казахстана. В целях расширения онлайн-доступа жителей к соответствующей информации акиматам предложено разместить на LED-экранах областных центров (городов) основные показатели концентрации загрязняющих веществ в воздухе, оповещение населения через телевидение путем «бегущей строки», а также размещение информации на сайтах местных исполнительных органов. Данные с мобильного приложения уже размещаются на LED-экранах в городах Алматы, Актау, Атырау, Костанае, Кокшетау, Павлодаре, Петропавловске, Талдыкоргане, Уральске, Экибастузе, Шымкенте.
Как отмечено в Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике, страна предусматривает достижение к 2030 году европейского уровня по выбросам оксидов серы и азота в окружающую среду. В свою очередь Европейская экономическая комиссия ООН рекомендует Казахстану для снижения выбросов на национальном уровне ратифицировать и осуществлять Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и в дальнейшем присоединиться к трем наиболее важным протоколам: Протоколу по борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном (Гетеборгский протокол), Протоколу по тяжелым металлам и Протоколу по стойким органическим загрязнителям.
Что касается снижения выбросов парниковых газов, то Казахстан является стороной Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), Киотского протокола к ней и Парижского соглашения, которое сменило Киотский протокол с 2021 года. В рамках последнего Казахстан принял обязательство к 2020 году удержать выбросы парниковых газов без учета эмиссий и поглощений в секторе «землепользование и лесное хозяйство» на уровне 95% от выбросов базового 1990 года. Более того, он представил Секретариату РКИК ООН свой предполагаемый ОНУВ (определяемый на национальном уровне вклад), выразив готовность к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 15% от уровня 1990 года, а при условии получения внешней помощи (в виде передачи новых технологий) и благоприятной экономической ситуации – довести показатель до «-25%».
Борьба с незаконными свалками
Существенное влияние на состояние окружающей среды также оказывают отходы производственной деятельности предприятий, в том числе техногенно-минеральные образования, вскрышные породы, золошлаки, шламы и замазученные грунты. По данным Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан, в стране сегодня накоплено порядка 31,6 млрд тонн промышленных отходов и ежегодно образуется около 1 млрд тонн. Доля их переработки и утилизации за 2021 год составила всего 38,2%. Из-за постоянного увеличения объемов накапливаемых отходов, а также вследствие необустроенности мест их складирования и захоронения происходит миграция загрязняющих веществ в окружающую среду.
Свой вклад в загрязнение атмосферы вносят также несанкционированные свалки, вновь и вновь появляющиеся, несмотря на принимаемые меры по их ликвидации. В 2022 году космическим мониторингом выявлено 5 723 незаконных мест размещения отходов, тогда как в 2021 году таковых насчитывалось 7 328. То есть сокращение произошло на 21,9%. Причем в прошлом году ликвидировано как минимум 70% выявленных свалок, годом ранее этот показатель достиг лишь 50%. Эти цифры, по мнению экспертов, говорят о том, что число мест размещения свалок из года в год уменьшается, что является положительным показателем принимаемых мер. Следовательно, экологическая ситуация в данном направлении имеет тенденцию улучшения.
«Вместе с тем следует иметь ввиду, что функция по ликвидации свалок входит в компетенцию местных исполнительных органов. Более низкие показатели имеют место в Улытауской, Абайской и Актюбинской областях. В этом направлении Комитетом, наделенным полномочиями контроля в области охраны окружающей среды, принимаются законом предусмотренные меры в отношении лиц, ответственных за выполнение работ. Так, за прошлый год привлечено к ответственности более 86 акимов районов и сельских округов за непринятие должных мер по ликвидации свалок, наложен штраф на сумму более 7 млн. тенге», - сообщает пресс-служба Минэкологии.
Управление водными ресурсами
Еще одной острой экологической проблемой в республике остается состояние водных ресурсов. Как отмечают авторы Национального доклада, за последние пять лет под влиянием хозяйственной деятельности существенно изменился гидрохимический, гидробиологический и санитарный режимы практически всех поверхностных водоемов Казахстана, включая Сырдарию, Шу, Есиль, озеро Балкаш и Каспийское море. Их истощение и интенсивное загрязнение уже оказывают разрушительное воздействие на окружающую среду.
А если еще учесть низкую обеспеченность республики подземными ресурсами пресной воды и зависимость от соседних государств, то это повод для серьезных опасений. Уже сегодня значительные территории Есильского, Жайык-Каспийского, Арало-Сырдариинского, Тобол-Торгайского и Нура-Сарысуского бассейнов испытывают дефицит водных ресурсов. По аналитическим данным Всемирного банка, при сохранении текущей ситуации в 2050 году в Казахстане прогнозируется снижение ВВП на 6% из-за нехватки воды.
Помимо мероприятий, направленных на недопущение дефицита водных ресурсов, в целях ликвидации процессов деградации и опустынивания в низовьях реки Шидерты в Павлодарской области, заполнения и подпитки озерных систем в Кызылординской области, улучшения экологического состояния Тенгиз-Коргалжынской системы озер Коргалжынского государственного заповедника в Акмолинской области, поддержания равновесия и улучшения экологического состояния трансграничной реки Елек в Актюбинской области, улучшения выпаса скота, сохранения флоры и фауны в пойме реки Шу на территориях Мойынкумского, Сарысуского районов Жамбылской области и Сузакского района Туркестанской области ежегодно проводятся природоохранные попуски в объеме 1,431 кубического км .
В свою очередь в Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике говорится, что угроза нехватки воды и неэффективное управление водными ресурсами могут стать основным препятствием для устойчивого экономического роста и социального развития страны. В этой связи предлагается решать проблемы нарастающего дефицита водных ресурсов путем повышения эффективности использования воды в сельском хозяйстве, промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также за счет международных мероприятий по повышению надежности стока трансграничных рек.
Так, Концепцией установлены цели по обеспечению стабильным водоснабжением населения (к 2020 году) и сельского хозяйства (к 2040 году), а к 2050 году необходимо решить все проблемы с водными ресурсами. На уровне бассейнов проблема дефицита водных ресурсов в целом должна быть решена к 2025 году, а по каждому бассейну в отдельности – к 2030 году. При этом экологическая составляющая водных ресурсов (стабильность экосистем, развитие рыбоводства, экотуризма и сохранение уникальных природных богатств) не должна быть ущемлена в пользу индустриального развития.
«Для регулирования и управления водопользованием установлены долгосрочные лимиты водопользования, которые по республике составляют в целом 28,4 км3 ежегодно до 2025 года. Данные объемы возможного использования водных ресурсов определены с учетом недопущения деградации водных систем. Для обеспечения стабильной эксплуатации гидротехнических сооружений, находящихся в республиканской собственности, ежегодно проводятся эксплуатационные мероприятия, текущие ремонты, противопаводковые и водоохранные мероприятия», - пишут авторы доклада.
По их данным, общее количество водохозяйственных сооружений в стране составляет 5956 единиц, в том числе в республиканской собственности – 4732 единицы (РГП «Казводхоз»), в коммунальной – 980 единиц, в частной – 229 единиц, числятся бесхозными – 15 единиц. По всем бесхозяйным сооружениям местными исполнительными органами ведется работа по их переводу в государственную собственность. Ежегодно в целях подготовки к весеннему паводковому периоду бассейновыми инспекциями создаются рабочие группы в составе представителей органов чрезвычайных ситуаций, экологии, местных исполнительных органов и РГП «Казводхоз» по обследованию гидротехнических сооружений.
В результате реконструкции распределительного канала Р-3 на Келесском массиве орошения в Туркестанской области обеспечена подача воды на 5,59 тыс. га. Реконструкция гидроузла Айтек в Кызылординской области позволяет обеспечить подачу воды на 15,0 тыс. га орошаемых земель в Сырдарьинском и Жалагашском районах. Также завершена разработка проектно-сметной документация двух проектов: «Сохранение Кокаральской дамбы и восстановление дельты реки Сырдарья» и «Строительство водохранилища на протоке Караузяк в Кызылординской области».
Альтернативная энергетика
В рамках перехода к «зеленой» экономике Казахстан также поставил перед собой амбициозные цели в области электроэнергетики, а именно достижение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) 3% к 2020 году, 10% к 2030 году и 50% – к 2050 году от общего производства электроэнергии.
В республике сегодня уже действуют 135 объектов ВИЭ с установленной мощностью 2015 МВт: 40 ветровых электростанций мощностью 684 МВт; 50 солнечных электростанций мощностью 1043 МВт; 40 гидроэлектростанций мощностью 280 МВт; пять биоэлектростанций мощностью 8 МВт. До 2025 года планируется ввод в эксплуатацию 59 проектов ВИЭ суммарной мощностью 1400 МВт.
Помимо активного развития ВИЭ, в числе первоочередных задач Министерство энергетики определяет дальнейшее развитие газовой сферы. Постепенное замещение угля газовым топливом позволяет снизить уровень воздействия на окружающую среду и уменьшить выбросы парниковых газов.
Строительство магистрального газопровода «Сарыарка» по маршруту «Кызылорда – Жезказган – Караганда – Темиртау – Астана» позволило обеспечить природным газом население Астаны, Караганды, Темиртау, Жезказгана и населенных пунктов вдоль трассы магистрального газопровода. До 2030 года охват газификацией составит более 1,5 млн населения: Астана – 535,7 тыс. чел., Карагандинская область – 939,5 тыс. чел., Акмолинская область – 90 тыс. чел.
Сохранение биоразнообразия
Территория нашей страны, занимающая девятое место в мире по площади, играет важнейшую роль в сохранении биоразнообразия планеты. В 1992 году Казахстан подписал, а в 1994 году ратифицировал Конвенцию ООН о биологическом разнообразии, что накладывает на него особую ответственность за сохранение и устойчивое использование собственных ресурсов. С этой целью в 2021 году во исполнение поручения президента Минэкологии разработало Концепцию по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия РК до 2030 года. Ключевая ее задача – создание инфраструктуры для обеспечения сохранения генетических ресурсов, доступа к ним и их использования на справедливой и равной основе.
Исходя из этого, Национальный центр биотехнологий МОН РК реализует научно-техническую программу «Создание биобанка редких и исчезающих видов флоры и фауны Казахстана для сохранения биоразнообразия». Как поясняют ученые, генетическая характеристика и идентификация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений осуществляются с использованием современных молекулярно-генетических технологий. В дальнейшем предполагается выгрузка разработанных элементов базы данных на сервер хостинга kzgenbank.com.
«Исследования в области популяционной генетики могут снизить риски исчезновения, помогая разработать соответствующие программы управления популяциями, - говорят они. - Разведение в неволе диких животных, находящихся под угрозой исчезновения, часто необходимо для их сохранения, однако эта стратегия потенциально увеличивает шансы инбридинга, что в свою очередь приводит к плохой приспособленности этих популяций. Оценка и сохранение биоразнообразия диких популяций имеет решающее значение для минимизации потери первоначальной генетической изменчивости в результате инбридинга».
В Институте биологии и биотехнологии растений также создан единственный в Казахстане 95 криогенный банк (-196°C) гермоплазмы плодовых и ягодных растений. Он включает 740 образцов сортов гибридов и диких форм яблони, груши, малины, смородины, жимолости, барбариса, картофеля и грецкого ореха. Научные исследования проводятся в сотрудничестве с ботаническими садами и национальными заповедниками и парками, Национальным центром биотехнологий, университетами, институтами и опытными станциями МСХ РК.
Воспроизводство лесов
В рамках поручения главы государства по посадке 2 млрд деревьев в лесном фонде, акиматами областей и подведомственными организациями Минэкологии утверждены Комплексные планы увеличения объемов воспроизводства лесов и лесоразведения на 2021-2025 годы. Цель – увеличение лесистости республики до 5% к 2030 году. Кроме того, в соответствии с поручением Касым-Жомарта Токаева о посадке саксаульных насаждений (ОДАМ) совместно с акиматом Кызылординской области разработаны меры по увеличению к 2025 году площади саксаульных насаждений на осушенном дне Аральского моря до 1-1,5 млн га.
В 2021 году в результате лесовосстановительных работ на территории республики высажено 130 млн деревьев на площади 61,9 тыс. га, в 2022 году - 244 млн. В 2023 году планируется высадить 411 млн, в 2024 году - 573 млн и в 2025 году - 643 млн деревьев.
Напомним, что переход Казахстана к «зеленой» экономике запланирован в три этапа: 2013–2020, 2020-2030, 2030–2050 годы. Соответствующие целевые индикаторы, нормы и мероприятия нашли свое отражение в законодательных актах и программных документах с учетом изменений и дополнений в части внедрения основных направлений. При этом очевидно, что решение сложившихся проблем возможно только при интеграции усилий всех заинтересованных сторон, включая органы власти, бизнес, население. Важно сохранить процесс устойчивого развития и тех положительных изменений в экономической, социальной и экологической сферах, которые удалось достичь республике за предыдущие годы.