Недавние выборы в Мажилис, как констатировали политологи, должны были стать одной из ключевых фаз начатых президентом страны политических реформ. Электоральный цикл действительно прошёл по новым правилам, благодаря чему законодательный орган существенно обновился, а спектр представленных в нём партий заметно расширился. Это безусловный плюс, отрицать который глупо. С другой стороны, пока нет оснований считать, что произошедшие изменения кардинальным образом повлияли на работу депутатов, заставили их больше думать о нуждах простых граждан. Парламентарии «Нового Казахстана», как и их предшественники, существуют исключительно в собственных мирах, которые редко пересекаются не только с интересами населения, но и с их собственными политическими программами, с которыми они шли на выборы.

Попытка не пытка?

В прошлый раз мы попытались проанализировать деятельность партии большинства «Аманат» и пришли к неутешительным выводам: её функционеры, похоже, совсем не ориентируются в формирующейся новой политической реальности, а главное – не осознают собственную роль и ту степень ответственности, которая легла на их плечи после состоявшей конституционной реформы. Но точно такое же непонимание, судя по всему, присуще и другим политическим игрокам, ставшим частью нового парламента. Некоторые из них действуют по старинке и, похоже, даже не собираются как-то меняться – видимо, надеются выехать на традиционных подходах. Другие же только пробуют свои силы в большой политической игре и дополнить общую картину новыми мазками в принципе неспособны, а будут ли у них на это силы и желание в перспективе – как говорится, большой и жирный вопрос. В итоге получается какой-то суррогат.

Взять хотя бы партию «Ак жол», в очередной раз занявшую места в парламенте. Казалось бы, этот опытный боец (как-никак с 2010 года заседает в Мажилисе) быстрее многих других должен был прочувствовать момент и попытаться извлечь из ситуации необходимые преимущества, в том числе и с перспективной на будущее. Но нет. То, что приверженцы «светлого пути» демонстрировали в течение первой парламентской сессии, меньше всего напоминало попытку замахнуться на роль проводника нового политического курса. У «акжоловцев» всё как всегда. Борьба с налоговиками, защита и поддержка бизнеса, вплоть до требований законодательно ввести материальную ответственность для чиновников, действия которых нанесли ущерб предпринимателям. Плюс между делом немного национал-патриотической повестки и попыток актуализировать идеи «Алаша». И всё. Даже тот фундамент, который партийцы закладывали в своей предвыборной программе, ими же самими и игнорируется.

Не будем комментировать явно вызванные желанием похайповать рассуждения о перспективах Казахстана стать частью Евросоюза – а главные «акжоловцы», стоит напомнить, в канун выборов позволяли себе весьма смелые фантазии на эту тему. Лучше поговорим о земном. В программном документе партии был довольно чётко сформулированный план достижения социальной справедливости. Среди предлагаемых шагов значились такие, как внедрение специальных подходов к кредитованию малообеспеченных граждан, возможность вывода казахстанцами части денег из ЕНПФ на депозиты, что обеспечило бы более высокую доходность их пенсионных накоплений, создание отдельных финансовых счетов для участников Фонда специального медицинского страхования, чтобы граждане могли самостоятельно распоряжаться собственными средствами.

Кому-то такие инициативы могут показаться неоригинальными, но интерес к ним в обществе бесспорен. В отличие от того, к чему призывают многие другие политические силы, предложения «Ак жола», касающиеся социальной сферы, нацелены не только на опустошение государственной казны, но и на решение вполне конкретных и актуальных задач путём изменения сложившейся практики, в том числе методами законодательного регулирования. Не исключено, что при должной проработке из этих инициатив могло бы получиться что-то стоящее. Однако теперь остаётся лишь строить догадки на сей счёт, поскольку «акжоловцы» откровенно наплевали на социальный блок своей программы и вряд ли собираются реанимировать его в обозримой перспективе. Да и зачем? Куда проще взять пример со «старшего товарища» в лице партии «Аманат» и активно «собирать урожай» на поле инициатив власти. Чем «Ак жол» и занимается.

То ли по причине бесчисленного количества подозрений в лоббировании через парламент интересов различных предпринимательских групп, которые высказывались в адрес функционеров партии, то ли в силу вдруг возросших политических амбиций Азат Перуашев с товарищами перестают мельчить и пытаются играть по-крупному. Налицо стремление заскочить на подножку запущенного президентом и его командой локомотива реформ, будь то тема возврата в страну незаконно выведенных активов или высказанное главой государство намерение подкорректировать заключённые ранее с недропользователями (преимущественно иностранными инвесторами) соглашения о разделе продукции. «Ак жол» в этих вопросах сегодня занимает «ястребиную» позицию, что, наверное, неплохо, но пока она безрезультатна и лишь помогает партии «делать имя» на громких, но никого и ни к чему не обязывающих заявлениях. Да, «акжоловцы» пытаются приписать себе некие заслуги на этом поприще, заявляя, например, что только после их депутатского запроса правительство вознамерилось создать специальную рабочую группу по реализации СРП-контрактов, но подобного рода потуги вызывают лишь усмешку, поскольку очевидно, что кабмин просто-напросто движется в направлении, уже заданном главой государства.

Понять партийцев, конечно, можно. В изменившихся реалиях переиграть власть, настроенную на проведение реформ во всех сферах жизнедеятельности, в принципе, невозможно, поэтому, чтобы по-прежнему быть в тренде, нужно влиться в общий процесс, заняв в нем определённую, чётко очерченную нишу. «Акжоловцы», безусловно, пытаются это сделать, но вот насколько успешно? Вполне возможно, что если бы они подключились к реализации социального блока реформ, либо же и дальше двигались исключительно в рамках линии защиты малого и среднего предпринимательства, то результаты были бы более очевидными. Также, увы, складывается ощущение, что на теле власти образовался ещё один паразитирующий организм, коих и без того предостаточно. Остаётся надеяться на то, что «акжоловцы», встретившись во время парламентских каникул с избирателями, скорректируют модель своего поведения.

Процесс ради процесса?

Не лучше выглядит и другой старожил нижней палаты – «Народная партия Казахстана» (НПК). Впрочем, в отличие от тех же «Аманата» и «Ак жола», относительно «народников» изначально было очень мало иллюзий, поскольку во время предвыборной кампании они сделали откровенную ставку на оголтелый популизм. И теперь продолжают заниматься им в стенах парламента. Последовательность, однако.

Депутаты от НПК уже предложили правительству отказаться от выплаты адресной социальной помощи и вместо этого увеличить размер детских пособий. Министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова дала партийцам от ворот поворот, буквально на пальцах доказав несостоятельность их доводов, но «народников» это, похоже, даже не озадачило. Складывается ощущение, что они просто поставили галочку (дескать, подняли тему) и выбросили этот вопрос из корзины своих обещаний, после чего приступили к следующим инициативам, припасённым в загашнике.

А их там, если кто помнит, воз и маленькая тележка. Это и акционирование ФНБ «Самрук-Казына» с обязательной раздачей акций полугосударственного монстра всем казахстанцам, и принуждение Нацбанка к снижению базовой ставки до пяти процентов, и отмена налога на добавленную стоимость, и введение необлагаемого налогами и сборами прожиточного минимума. Кроме того, партийцы ставили своей целью добиться перерасчёта кредитов в пользу бизнеса и граждан, обеспечить казахстанцев полностью бесплатными медициной и образованием, а также детскими кружками. Есть у них в рукаве и такие «тузы», как повышение размера минимальной заработной платы до 140 тысяч тенге, раздача населению, проживающему в городах, по десять соток земли, на селе – по 25 соток, обеспечение бесплатным жильём многодетных матерей, пятикратное увеличение единовременных выплат за рождение ребенка и многое другое.

Такого «богатства идей» хватит на десятки, а то и сотни депутатских запросов. Но, к сожалению, только для имитации бурной деятельности, ибо сколько-нибудь значимой результативности тут не предвидится: слишком уж неподъёмной ношей для бюджета и его традиционного спонсора в лице Нацфонда станут хотелки «народников». Требовать же пересмотра итогов приватизации, национализации предприятий и ареста имущества олигархов, о чём НПК заявляла в своей программе (чтобы за счёт этих шагов обеспечить всем казахстанцам светлое социалистическое будущее), партийцы почему-то не спешат.