В Казахстане все более острой становится проблема дефицита ученических мест в общеобразовательных учреждениях. Темпы строительства новых школ значительно ниже, чем прирост количества учащихся. Это вынуждает администрации учебных заведений переуплотнять классы, вводить трехсменное обучение, что крайне негативно сказывается на качестве школьного образования.

За последние четыре года общее число школьников в стране увеличилось с 2,85 миллиона до 3,3 миллиона. Иначе говоря, ежегодная прибавка составляла свыше 100 тысяч. Причем такая динамика будет сохраняться и дальше, на что указывает еще более высокий – в процентном отношении – рост  количества первоклассников: если в 2015-м  впервые за парты сели 341,9 тысячи малышей, то в прошлом году – уже почти 400 тысяч.

На этот чисто демографический фактор накладывается и другой, связанный с внутренней миграцией и урбанизацией. Продолжается исход населения из сел в города, особенно в крупные мегаполисы, где больше возможностей найти более или менее оплачиваемую работу и дать детям относительно неплохое образование. Поэтому неудивительно, что, например, в целом ряде школ Нур-Султана есть классы с литерами «Л», «М», «Н», тогда как еще относительно недавно их обозначение ограничивалось четырьмя-пятью первыми буквами алфавита.

Именно эти два фактора – рост численности населения (а соответственно и детей школьного возраста) и усиление диспропорций в его межрегиональном распределении – привели к тому, что в городах республиканского значения и в южных областях страны с их высоким уровнем рождаемости значительно возросла нагрузка на общеобразовательные учебные заведения, возник дефицит ученических мест. И явно не от хорошей жизни приходится переводить все большее количество школьников на трехсменное обучение.

В Национальном докладе «О состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан» за 2018 год содержится следующая информация: количество школ, где занятия ведутся в три смены, – 128, численность обучающихся в них – 197,4 тысячи детей (6,3% от общего количества учеников по стране), особенно много таких учебных заведений в Нур-Султане и Шымкенте. А сейчас, спустя всего три года, согласно данным из статистического сборника «Образование в РК», школ с трехсменным обучением стало уже 138, контингент учащихся в них достиг 237 тысяч.

Другая серьезная проблема, вызванная нехваткой ученических мест, – переуплотненность классов. В них «набивают» 30-40 детей при норме 25. Это серьезно затрудняет организацию учебного процесса, не говоря уже об индивидуальной работе со школьниками, а также негативно отражается на их здоровье – особенно в периоды осложнения эпидемиологической ситуации (чем больше детей сконцентрировано в помещении, тем быстрее распространяются инфекции).  

В одной только столице насчитываются два десятка таких «переуплотненных» школ. В некоторых из них учатся в два-три раза больше детей, чем они могут вместить, если будут следовать нормативам, заложенным при их строительстве. В Шымкенте местные власти от безысходности даже рассматривают такой неожиданный вариант, как переоборудование под школы простаивающих во время пандемии ресторанов и других заведений подобного рода. Нехватка ученических мест все больше дает знать о себе и в Алматы, особенно в тех районах города, где появляются новые жилые комплексы.

Эта проблема будет обостряться и в связи с «физическим» старением существующих школьных зданий. Как отмечается в уже упомянутом Национальном докладе «О состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан», две трети (66%) ныне действующих школ были построены еще в советское время. То есть, им тридцать лет и больше. Немало и таких, которые были введены в эксплуатацию до 1960-го (а тогда школы строились из не очень долговечных материалов). Согласно оценкам, содержащимся в докладе, количество школьных зданий, имеющих высокую степень износа, составляет 1822, а это практически каждое четвертое.

В недавно обнародованном  «Национальном плане развития Республики Казахстан до 2025 года» третьим общенациональным приоритетом названо «Качественное образование». Но для достижения поставленных в нем целей крайне важно решить проблему, связанную с перегруженностью школ.