Откуда пошли казахи как народ, каков их вклад в мировую цивилизацию - эти вопросы постоянно поднимаются и обсуждаются в отечественных СМИ и социальных сетях. Поиск ответов на них предполагает углубленное изучение прошлого в свете новейших достижений мировой и отечественной науки.

Загадки этногенеза

Какие исторические процессы происходили на территории Казахстана 4-5 тыс. лет назад, каково соотношение индоевропейского/индоиранского/индоарийского, тюрко-монголоидного и славянского компонентов в нашей хаотичной этногенетической истории? Когда и откуда индоевропейцы (индоиранцы и индоарии) появились на просторах Великой казахской равнины, какими были их антропогенез и культурогенез, вклад в этноисторию казахов, след в их физическом облике?

Например, почему у казахов 70% монголоидных и 30% европеоидных черт? Дает ли это нам право считать себя потомками древнейших индоевропейцев, индоиранцев и индоариев? Почему северные казахи более европеоидны и менее монголоидны, а южные, наоборот, – более монголоидны и менее европеоидны?

Любой народ, рассматриваемый в этнической динамике – структурно сложное образование, и выявление его составных частей является задачей чрезвычайной сложности, но необходимой для познания его прошлого. Поэтому фундаментальная проблема «Казахи: историческая эволюция и таксономия» имеет важное научно-теоретическое значение.

При этом неплохо бы поучиться у более развитых народов почитанию своей истории. Например, в Европе создана единая этноисторическая база данных, где исследованы, подтверждены и задокументированы миграции, передвижения и расселение на территории Старого Света 891 этнической группы за последние 4 тысячи лет. Таким образом, европейцы – потомки отвратительных неандертальцев и малосимпатичных кроманьонцев, а также различных племен-мигрантов со всего света – имеют полную картину своего далекого темного прошлого для строительства светлого будущего.

Неплохо бы и нам подсчитать и составить такую же таксономическую схему или таблицу с информацией обо всех племенах, народах и этносах, проживавших на современной территории Казахстана в течение 5 тысяч лет, чтобы получить подробную этногенетическую, антропологическую и лингвистическую картину. Вне сомнения, чтение этого увлекательного тезауруса было бы не менее интересным, чем таксономическая история европейцев, американцев или китайцев, а, может быть, более захватывающим и даже в чем-то интригующим.

История Казахстана на протяжении тысячелетий – это история обширной контактной зоны Большой Евразии, где происходили непрерывные миграции (в самых разных направлениях) многочисленных этнических групп, племен, народов с разными языками и культурами, носителями разнообразных антропологических типов. Все они приняли участие в формировании различных протогосударственных объединений, племенных союзов и ранних государств, в этногенезе протоказахов и современного казахского этноса.

Поэтому было бы ошибочно рассматривать историю нашего народа лишь с момента образования Казахского ханства в 1465/1466 гг., когда за ним окончательно закрепился этноним «қазақ/казах» как обозначение свободных и вольных жителей степи.

Из глубины тысячелетий

Еще В.И.Левшин утверждал, что «древность имени казак восходит далее Рождества Христова», т.е. оно было известно еще до нашей эры. Он писал: «Не будем входить в разыскание, справедливо или несправедливо сие мнение, но скажем, что название казак принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, и что они себя доныне иначе не называют, как казаками (казак)». Обратим внимание на его дальнейшие рассуждения, которые представляют значительный интерес: «Итак, татарские казаки (т.е. тюркские – прим. авт.), почитаемые нами за первоначальных казаков, были только подражатели, и название их не татарское, а занятое у другого народа. Известие сие делает толкования и переводы слова «казак» излишними, но самое название их как имя собственное народа не подлежит ни переводам, ни этимологическим спорам».

Очень любопытное суждение А.И.Левшина наводит на глубокие размышления о древнейшем происхождении казахского народа. На мой взгляд, возникновение такого уникального явления, как «казакование», «казачествование» или «қазақлық», действительно уходит своими корнями в глубь тысячелетий, возможно, в самую раннюю индоевропейскую эпоху Великой степи, и тесно связано с зарождением кочевой культуры. Оно имеет индоиранские и индоарийские корни, возникает после приручения дикой лошади, изобретения повозок и колесниц, а окончательно складывается с формированием у восточно-иранских саков культуры верховой езды, т.е. всадничества.

Эти положения требуют выяснения времени начала формирования на территории Казахстана арийского ираноязычного населения, реконструкции этногенетических процессов, начиная с эпохи энеолита в IV-III тыс. до н.э., бронзы в II-I тыс. до н.э. и эпохи ранних кочевников железного века в VIII-II вв. до н.э. Для чего необходимо обратиться к истории древнейшего индоевропейского народа планеты.

Этническая и политическая история Казахстана разделяется на два крупных периода. Первый – индоевропейский, индоиранский и индоарийский (условно IV - середина I тыс. до н.э.). Это история первых индоевропейцев на территории края, затем ираноязычных и индоарийских племен эпохи андроновской культуры, а позже их наследников в лице саков, сарматов, алан, массагетов, усуней и канглы. Второй – тюрко-монгольский (условно - с середины I тыс. до н.э. и до современности). Это история хунну/гуннов, которые были первым тюркоязычным народом планеты, затем многочисленных тюркских племен вплоть до образования нового этноса «казахи» на восточно-кыпчакской этнической основе с активным участием пришлых центрально-азиатских номадов-монголоидов.

Если второй, тюркский, период нашей истории изучен относительно хорошо, то этого нельзя сказать о первом – энеолите и эпохе бронзы. Как представляется, в нашей историографии существует переоценка тюркского времени и тюрков, и, наоборот, недооценка индоевропейской эпохи, индоиранцев и индоариев. Хотя именно в этот период на территории Казахстана появились многие инновации в жизни первых скотоводов: например, были изобретены колесо со спицами, колесный транспорт, седла, стремена, псалии и протоюрта. В итоге возникла знаменитая триада номадизма: «повозка-колесница-всадник», что создало предпосылки для возникновения казачества, т.е. свободного и вольного образа жизни жителей степи. Развивалась древняя металлургия, появились новые элементы быта, одежды, еды и напитков, мифология, шаманизм и зороастризм, сформировались большие скотоводческие группы, а в эпоху раннего железа – племенные союзы и предгосударственные образования протоказахов саков, усуней и канглы. Наконец, возникло классическое кочевое скотоводство, просуществовавшее до трагических 1930-х годов.

Позднейшие тюрки переняли и развили достижения индоевропейцев-ариев, доведя степную цивилизацию до высшей степени совершенства. И если древние индоиранцы и индоарии были чистыми европеоидами средиземноморского типа, то в древнетюркскую эпоху и в средневековье стал формироваться современный монголоидный антропологический тип казахов.

Зарождение номадизма

Самый сложный и спорный вопрос историко-лингвистической науки – прародина индоевропейцев и его составной части - индоиранских этносов, которые внесли огромный вклад в историю мировой цивилизации. Исследователи этой проблемы, основываясь на одних и тех же археологических, антропологических и лингвистических данных, часто приходят к противоположным выводам.

На протяжении последних 150 лет ученые помещают индоевропейскую прародину в самых разных ареалах Евразии. Ни одна гипотеза не является абсолютно убедительной, тем не менее принято считать, что причерноморско-прикаспийская гипотеза их прародины является если и не наилучшей, то и не самой худшей среди других.

Сегодня большинство ученых считает колыбелью всех индоевропейских народов Ближний Восток и Переднюю Азию. Европейская же прародина индоевропейцев сформировалась между 4500-3500 годами до н.э. в степной зоне между реками Дунай и Волга. На это указывают индоиранские гидронимы и топонимы в Центральной Европе и Северном Причерноморье, где выявлены как иранские, так и индийские топонимы: отождествление реки Ра с Волгой, Рипейских гор с Уральским хребтом, названия рек с иранским компонентом «дану» или «дон» (вода или река): Дунай, Днестр, Днепр, Дон, Донец, другие гидронимы и топонимы, а также названия флоры и фауны.

Великая Евразийская степь - уникальная экологическая система, с запада на восток она протянулась на 7500 км от Дуная до Великой Китайской стены. Составная ее часть - Каспийско-Причерноморская зона – это обширная степная полоса, природно-климатические особенности которой создавали идеальные условия для экстенсивного скотоводства. Степь располагала бескрайней кормовой базой для скота, обладала необходимым биологическим фоном (наличие диких лошадей, верблюдов и овец), открывала большие перспективы для освоения новых пространств, дальнейшего развития подвижных форм скотоводства, получения значительного и даже избыточного прибавочного продукта, а также выработки новых форм общественной жизни.

И, по Арнольду Тойнби, человек той далекой эпохи сумел найти достойный ответ на вызовы природы. Этот британский историк говорил, что цивилизация существует благодаря постоянным усилиям самого человека, который, обитая в экстремальных природно-экологических условиях, смог превратить стимул «бесплодной земли» в стимул «новой земли». Безводные просторы новой степной родины мог освоить не земледелец-охотник, а изобретательный пастух-скотовод, который должен был постоянно развивать навыки хозяйствования, вырабатывать особые нравственные и интеллектуальные качества. И скотоводство стало инновационным прорывом в социально-экономическом развитии общества, способствовало росту численности населения, появлению степных кочевников/«мореходов», необходимых для освоения гигантских территорий Великого Евразийского сухопутного океана.

Таким образом, во второй половине IV тыс. до н.э. – первой половине III тыс. до н.э. в степной полосе Восточной Европы, включая Волжско-Уральское междуречье, начал формироваться принципиально новый тип хозяйства – подвижное скотоводство. Наиболее приспособленное к экологической нише степей, оно породило экономику, развитие которой в дальнейшем привело к формированию номадизма. Номадизм, без сомнения, в данной экологической зоне был экономически более выгоден, чем земледелие. Важнейшим прорывом стало приручение дикой лошади-тарпана, который в свете хромосомной теории рассматривается палеозоологами как наиболее вероятный предок домашней лошади.

Волжско-Уральское междуречье являлось своеобразной «географической осью» евразийской истории, природными воротами для миграций различных индоевропейских и индоиранских племен. Оно было одним из древнейших центров возникновения и развития скотоводства (стационарного и подвижного), плацдармом для броска индоевропейцев на восток, распространения форм скотоводства по всей территории Евразии, прежде всего степного пояса Казахстана от Урала до Южной Сибири и Алтая.

От европеоидов к монголоидам

Сегодня окончательно утвердилась мнение ученых о восточно-европейской прародине индоевропейцев и степной прародине индоиранцев и индоариев. Бассейны рек Урал, Эмба, Иргиз, Нура, Есиль, Тобол, Торгай, Иртыш, горы Мугоджары и Улытау, просторы Сары-Арки стали этапными маршрутами продвижения индоевропейских племен к восходу солнца, в поисках новых пастбищ и рудников. Отсюда индоевропейские и индоиранские племена расселились на занимаемых ныне их потомками территориях. Поэтому нет никаких сомнений в том, что далекие индоарийские предки казахов составляли часть большой индоевропейской общности.

Во 2-й половине III тыс. до н.э. единая индоевропейская общность стала на путь распада и территориального разобщения, когда образовались две большие новые общности, кардинально изменившие этническую карту Евразии.

Первая - среднеевропейская общность в составе будущих славян, балтов, германцев, кельтов, италиков. Она переместилась на территории Центральной Европы, Северо-Западного Причерноморья и Балкано-Дунайского региона, где возникли современные европейские народы.

Вторая – арийская общность в Юго-Восточной Европе. Примерно 2500 лет назад она распадается на две ветви - протоиндоиранскую и протоиндоарийскую, которые уходят на восток, за Волгу, постепенно заняв обширные степи Казахстана. Затем одна из этих групп, индоарии, через Южный Казахстан и Среднюю Азию достигла Индии, где смешалась с древнейшими жителями цивилизаций Мохенджо-Даро и Хараппы, а часть индоариев переселилась в Восточный Иран и даже Шри-Ланку.

Общее самоназвание всех индоиранцев – Arya. Однако к собственно арийским племенам относятся лишь современные индийцы и иранцы/персы. Поэтому неверно распространять термин «арий» на всех носителей индоевропейских языков. Индоиранцы и индоарии были двумя ветвями одного народа, долгое время жили совместно после распада единой индоевропейской общности.

Термин «арий» означает «благородный», «хозяин», «человек этого народа». Древние арии-скотоводы и земледельцы обладали исключительными когнитивными способностями и достигли высокой материальной и духовной культуры. Как известно, первые крупные достижения в естествознании принадлежали индийцам - были созданы индийцами и иранцами и проповедовались на арийских языках. Тогда как просвещенные древние греки и римляне не создали ни одной мировой религии.

Замечательной иллюстрацией прогресса индоираноарийского мира в середине II тыс. до н.э. стала уникальная андроновская культурно-историческая общность, охватившая территорию Евразии от Урала до Енисея. Ее ярким памятником является бегазы-дандыбаевская культура ариев Центрального Казахстана на этапе поздней бронзы в XII-IX вв. до н.э., открытая выдающимся ученым А.Х.Маргуланом. Этот регион длительное время был центром всего индоиранского мира, где господствовала молодая и энергичная раса андроновцев-ариев. Они были чистыми европеоидами без какой-либо примеси монголоидных признаков, отличались высоким ростом, могучим телосложением и массивными черепами. В них можно увидеть черты древнейших индоариев, обитавших прежде на всей территории Казахстана. В позднейшую скифскую и гунно-сарматскую эпохи типичные европеоиды и классические монголоиды центрально-азиатского происхождения мирно сосуществовали друг с другом.

До эпохи Великого переселения народов в II-VII вв. н.э. физический тип протоказахов (усуней, канглы) был еще близок к европеоидному расовому типу. И лишь с началом древнетюркской эпохи (середина VI в. н.э.) возникает явление, которое в науке называют антропологической диффузией: в физическом облике протоказахов-европеоидов растет чуждый им антропокомпонент, который впервые принесли орды азиатских гуннов. Антропогенез предков казахов начинает кардинально меняться, приобретая все более очевидные монголоидные расовые черты (прежде всего краниологические признаки и особенности строения туловища). Позже этому также способствовали завоевательные походы каракитаев (киданей) в XI-XII вв., возникновение государства Караханидов в X-XII вв., переселение найманов в конце XII-начале XIII вв., нашествие монголов Чингисхана в XIII-XIV вв. и агрессия джунгарских захватчиков в XVII-XVIII вв.

Что будет завтра?

Таким образом, этногенез казахского народа с антропологической точки зрения представляет собой процесс автохтонного развития первоначально на индоевропейской расовой основе, начиная с эпохи энеолита и ранней бронзы, но сопровождавшийся затем мощной антропологической монголо-тюркоязычной диффузией с первых веков нашей эры.

И сегодня в физическом составе казахского народа присутствует редко встречающееся антропологическое своеобразие: 70% монголоидных признаков и лишь 30% прежних европеоидных отличий (возможно, даже меньше). В то же время у современных казахов встречаются как ярко выраженные монголоиды, так и европеоиды, представители средиземноморской и даже экваториальной рас как итог смешения и метисации разных народов и этносов на протяжении веков и тысячелетий.

Антрополог О.И.Исмагулов называет современный расовый тип казахов «казахстанским вариантом тураноидной расы», отмечая, что у нынешних казахов в историческом генофонде сохранилась лишь 1/3 часть древних предковых физических черт насельников андроновской культуры бронзового века. Он подчеркивает, что такие уникальные научные факты из области физической антропологии казахского народа должны способствовать объективному познанию его истории.

В заключение отмечу, что в исторической перспективе не приходится надеяться на кардинальную перестройку физических особенностей основной массы ярко выраженного монголоидного облика казахского народа. Можно лишь предполагать, что с дальнейшим развитием урбанизации и переселением основной массы казахов в современные мегаполисы типа Нур-Султана и Алматы культурогенез и морфология казахов будут постепенно изменяться. Особенно в центральных и северных регионах Казахстана, где это будет происходить под влиянием столичного мегаполиса.

В настоящее время среди 228 стран мира Казахстан по уровню урбанизации занимает 140-е место. Доля городского населения в РК составляет 57%, тогда как в развитых европейских странах она колеблется от 75% до 85%. По мере усиления урбанизации начнет формироваться неоказахская европеоидная группа: ее представители станут высокообразованными англоязычными интеллектуалами с европейским менталитетом, синтетической культурой и психологией, рослыми, светлокожими и кареглазыми, с мягкими шелковистыми волосами и отсутствием эпикантуса.

То есть, они будут напоминать представителей промежуточной австралоидной расы, станут носителями более европеоидной и менее монголоидной комбинации расовых признаков. Но при этом неоказахи, разумеется, не перестанут быть истинными казахами, поскольку многие вековые традиции и привычки сохранятся как реликт былой эпохи. Как говорили древние, можно покорить кочевников, но невозможно изменить их.

Если же в перспективе, ближайшей или отдаленной, новая волна антропологической диффузии придет с востока (активное проникновение и заселение Казахстана ханьцами - потомками синантропов), то это может привести к сильному изменению физического облика наших потомков в сторону азиатов-монголоидов: вьетнамцев, малайцев, тибетцев, филиппинцев, островитян Океании и других. В таком случае нельзя исключать и исчезновения казахов как этноса. Кому как нравится, но лично я хотел бы, чтобы наши потомки были больше похожи на европеоидных ариев-индоиранцев, чем на монголоидов-китайцев…

Мурат Абдиров,

доктор исторических наук