Неопределенное развитие религиозной ситуации в Казахстане требует пересмотра существующих подходов к построению отношений между государством и религиозными институтами, считают авторы исследования «Светскость и религия в современном Казахстане: необходимость модернизации духовно-культурных смыслов и стратегий», проведенного Институтом философии, политологии и религиоведения МОН РК в 2018-2020 годах. О том, какими должны быть эти подходы и какую в целом линию поведения должно выработать государство, чтобы не допустить разбалансировки светских и религиозных ценностей, мы попросили рассказать доктора философских наук, профессора Елену Бурову.

- Елена Евгениевна, какая система ценностей – светская или религиозная - наиболее близка современному казахстанскому обществу?

- Ценностные предпочтения казахстанцев изучались в 2018-2020 годах в ходе двух массовых, а также экспертного опросов и в фокус-групповом исследовании. Выяснилось, что ментальность казахстанцев гибридна - в ней сочетаются и светские, и религиозные ценности. Граница между ними не регламентирована. В зависимости от образа жизни в предпочтениях респондентов и их окружения обнаруживается светско-религиозный нормативный контекст, правда, с тяготением к светскому. Четко проявляется региональная специфика, возрастные различия, акценты в зависимости от принадлежности респондентов к этническим группам, а также в связи с конфессиональной самоидентификацией.

Если в характеристике ценностно-нормативной структуры ментальности коллег и соседей у сограждан фиксируется достаточная степень неопределенности: 31,5%-38,4% респондентов в целом не могут ее определить, то в оценке частоты применения ценностей и норм в личной повседневной практике респонденты указывают на обязательность следования определенным предпочтениям.

В личностном измерении респонденты, идентифицирующие себя с исламом, руководствуются светско-религиозными (42,3%), светскими (30,5%), религиозными (11,1%) нормами. Каждый шестой респондент (16%) затруднился с ответом.

Респонденты, идентифицирующие себя с православием, выбирают другое акцентирование нормативного контекста своей жизни, отдавая преимущественное предпочтение светским (62,2%), светско-религиозным (20,7%), религиозным (6,7%) нормам. Каждый десятый (10,4%) воздержался от ответа.

Внеконфессионально позиционирующие себя респонденты в 75% предпочитают светское нормирование жизни, в 8,9% – светско-религиозное, в 5,4% – религиозное. Каждый десятый (10,7%) затруднился с ответом.

Исключительно светских норм и ценностей придерживаются преимущественно респонденты-русские – 61,9%, 35,4% - респонденты других этносов и 32,7% - респонденты-казахи. Религиозных норм – респонденты из когорты «другие этносы» (11,5%), респонденты-казахи (9,3%), респонденты-русские (5,3%). Как светских, так и религиозных норм придерживаются представители других этнических групп (45%), казахи (44%), русские (22,9%).

Светские нормы в повседневной жизни больше характеризуют опрошенное население Карагандинской области (65%), религиозные нормы и ценности – жителей Кызылординской области (24%), и религиозные, и светские нормы чаще отмечают респонденты Атырауской области (75%).

В целом религия играет важную (в западном регионе – определяющую, в южном – значительную) роль. Такое мнение выражено подавляющим большинством участников фокус-групп в этих регионах. Но, с точки зрения некоторых участников, она не столь значима по сравнению с верой, поскольку последняя определяет поступки и мировоззрение человека, в то время как религия постепенно коммерциализируется.

В качестве ключевых факторов, способствующих религиозности ближайшего окружения, респонденты во всех регионах страны называли жизненные проблемы и трудности, под влиянием которых человек ищет поддержку и утешение в вере. Традиционно в Казахстане родители и родственники влияют на религиозное мировоззрение своих детей с детства, хотя все чаще высказываются аргументированные суждения о том, что религиозность должна определяться не в детском, а в юношеском возрасте, когда индивид осознанно делает мировоззренческий выбор.

По мнению участников фокус-групп во всех регионах, религия оказывает позитивное влияние на формирование, укрепление нравственных ориентиров и способствует воспитанию у молодежи человеческих качеств только в том случае, если она связана с этнической историей и культурой. Среди неверующих респондентов были озвучены разные представления о том, как порой религиозность превращается в квазирелигиозность и приобретает исключительно декларативный характер. Вот одно из них: «Сейчас же пошла мода на религию... Когда начнется Ораза, все мои пьющие друзья начнут держать пост. Всегда смеялся по этому поводу»...

- А граждане рассматривают религию как инструмент консолидации общества?

- Да, респонденты массовых опросов и фокус-групп считают, что принадлежность к одной религиозной конфессии может существенным образом сблизить людей разных национальностей. И такая точка зрения характерна для разных когорт респондентов. К примеру, в группах казахоязычных мусульман участники сообщали о готовности принять представителей славян как братьев, если те обратятся в ислам.

А вот влияние религии на взаимоотношения внутри этнической группы в ситуации, когда ее представители имеют различное вероисповедание, воспринимается крайне негативно среди респондентов-казахов западного региона. По их мнению, казах, придерживающийся других, не основанных на исламе, религиозных взглядов, не достоин проявления по отношению к нему знаков внимания и вызывает чувство неприятия, доходящее иногда до желания дать пощечину.

В русскоязычных группах отношение к подобного рода ситуациям эмоционально безразличное. Отмечается такая тенденция: все чаще респонденты-русские считают, что в условиях светского государства различное вероисповедание внутри представителей определенной этнической группы не может стать причиной разобщенности и возникновения конфликтов. Те же, кто придерживается противоположных позиций, полагают, что различия по религиозному признаку внутри этноса могут способствовать разобщению лишь в том случае, если религиозные предписания будут приоритетнее общественных и светских ценностей.

- Почему же происходит искажение восприятия принципа светского характера государства?

- К этому приводит незавершенный характер и отсутствие последовательности в реализации государственной политики в отношении религии. Эксперты считают, что следует более четко и планомерно придерживаться принципа отделения государства от религии, снижать ее влияние в публичных сферах. Для этого не стоит способствовать возрастанию роли религии, специально усиливать ее значение в казахстанском обществе.

Да, отношение к религии отражает высокий уровень мировоззренческой толерантности в казахстанском обществе. Но она не воспринимается большинством респондентов как основной приоритет, в том числе - в духовном и нравственном воспитании, в нормировании и регламентации повседневной жизни. В то же время экспертный дискурс фиксирует запаздывание политических решений в отношении влияния на религиозную сферу жизни. Нереализованные запросы в отношении инструментальных возможностей светской идеологии создают условия для продвижения религиозной идеологии.

Один из выводов исследования сводится к тому, что в условиях возрастания рисков нестабильности и геополитических возможностей использовать религиозный фактор в Казахстане как рычаг внешнего воздействия важно переформатировать идеологемы в отношении религии в жизни светского государства. Не исключено изменение парадигмы законодательства с акцентированием более определенного понимания светского и религиозного контекстов казахстанской жизни.

- Почему Казахстану так важно сохранять баланс между светскостью и религиозностью?

- Государство вынуждено реагировать на реальные сдвиги, когда в условиях плюрализации процессы религиозности становятся все масштабнее, обретают целеустремленность, динамизм. В этой связи актуализируется вопрос о формировании специфической государственной политики светскости, основанной на изучении состояния и тенденций религиозности. Наличная социоэкономическая и мировоззренческая ситуации обязывают осуществлять сильную научно-обоснованную политическую идеологию как способ консолидации казахстанского общества.

Очевидно, что так называемая «религиозная карта» продолжает разыгрываться в пространстве Центральной Азии и в Казахстане, в связи с чем религия и религиозность обретают политически акцентированные статусы. Институт религии в общественном и экспертном мнениях получает амбивалентные оценки. Вопрос о времени достижения «пороговых» критериев и о соответствующих маркерах, которые сопровождают процессы разнообразной мировоззренческой идентификации, включая квазирелигиозную, как никогда актуален. Казахстанцы находятся в ситуации утратной мировоззренческой идентичности (причем не только религиозной), что проявляется и на микроуровне, и в обществе в целом.

К тому же религиозность в Казахстане формируется с большей степенью неопределенности конечного результата. Эксперты считают, что хотя ислам традиционного толка является приоритетной парадигмой общества, необходимы усилия для его удержания в мировоззренческой ценностной системе. Политизация исламского дискурса может привести к нежелательным последствиям разбалансировки светского и религиозного. Следует учитывать интенсивность процесса религиозной конверсии, связанного с насаждением новых религиозных верований, которые исторически ментально не коррелируют с традициями народа Казахстана.

Соотнесение светскости и религиозности невозможно понять вне обоснования ценностной парадигмы, а для этого важно совершенствовать методологические подходы, разрабатывать модель светскости, исходя из потребностей современного этапа развития казахстанского общества. Эта модель светскости должна выразить консенсус интересов всех субъектов религиозной жизни, соответствовать целям, ценностям и идеалам развития светского государства, обеспечивать гармонизацию интересов граждан. Очевидно, что требуют пересмотра базовые идеологемы в отношении политики государства в сфере религии, нуждается в совершенствовании государственное регулирование правовой сферы взаимоотношений с религиозными объединениями.

Несмотря на попытки вывести религии Казахстана в поле публичной политики, их контакты с обществом пока инициируются государственными структурами. Между тем религиозная сфера жизни выходит из сферы личного пространства и влияет на общественный дискурс, который представлен не только верующими, но и светски ориентированными согражданами.

Проявляется неудовлетворительное состояние мировоззренческой компоненты общественного сознания в части восприятия согражданами ценностей социальной активности, осознания гражданственности. Отсутствие авторитетных духовных лидеров, низкий уровень религиозной грамотности, активизация прозелитической работы нетрадиционными религиозными организациями способствуют расширению их сторонников.

В целом демаркация светскости/религиозности в общественной ментальности требует смены парадигмы с соответствующим исследовательским, просветительским и политическим дискурсом. Необходимы поиск баланса светского и религиозного контента жизни, разработка эффективных государственных подходов, актуализация интересов светского государства в должной мировоззренческой социализации молодежи.

Важно акцентировать воспитательные и мировоззренческие функции системы образования, усилить роль СМИ (печатных и электронных) в раскрытии ценностных основ жизни, создать дополнительные условия для мировоззренческой социализации, воспитания у молодежи установок и стимулов для развития позиции общественной активности.

- Что конкретно эксперты рекомендуют государству для удержания этого баланса, а также для противодействия религиозно-экстремистским попыткам навязывания несвойственной менталитету казахстанцев псевдорелигиозной идентичности?

- Предлагается разработать Концепцию культурно-духовной безопасности, а в ее рамках – предусмотреть специальные подходы для всесторонней социализации молодежи. Например, сделать доступ к бесплатному образованию, к разностороннему просвещению, к доступным видам активной деятельности (трудовой и досуговой) для всех слоев населения, достичь полной занятости трудоспособного населения с учетом потребностей регионального развития и социально-демографической структуры.

Над совершенствованием законодательства о религии важно работать с учетом реально развернутой религиозной жизни в РК, а она сложна, динамична, «укрыта» от очевидного взгляда, требует комплексных исследований. Необходима серьезная работа по тезаурусу законодательства, регулирующего сферу религиозных отношений, начиная с определений того, что понимает законодатель и как воспринимает казахстанское общество термины «религия», «религиозная деятельность», «религиозно-мотивированный экстремизм» и т.д. Требуют исправлений классификационные характеристики конфессиональной принадлежности религиозных объединений, действующих в Казахстане.

Следует инициировать практику комплексного социогуманитарного исследования феномена экстремизма в целом и религиозно-мотивированного экстремизма в частности. Необходимо разработать эффективный в применении и непротиворечивый глоссарий (положения о псевдорелигиозной, квазирелигиозной, деструктивной деятельности, имеющей политический характер и оказывающей негативное воздействие на личностное развитие, групповую идентичность и общественную безопасность). Законодательно ввести концепты «псевдорелигиозной», «деструктивной» деятельности, разработав критерии для определения такой деятельности.

Кроме того, необходимо предложить религиозным объединениям представить обществу свои социальные программы и результаты их претворения для всестороннего обсуждения. Проводить мониторинг деятельности всех международных организаций, так или иначе вмешивающихся в духовно-культурную ситуацию в Казахстане. Уполномоченные государственные органы должны не только вести учет религиозных организаций, но еще исследовать, анализировать их деятельность, в том числе - выпускаемую литературу, проповеди, социальную работу, образовательные и иные программы, интернет-ресурсы.

Для воссоздания целостной картины необходимо сформировать единый банк данных соответствующих социогуманитарных исследований. Необходимо провести комплексный анализ религиозности казахстанского общества, и в этом контексте понять ислам, который соответствовал бы историко-культурным особенностям Казахстана, менталитету и традициям казахского народа. А также оценить роль новых религиозных организаций через изучение влияния традиций и инноваций, которые они привносят в жизнь нашего общества.

Для восстановления системы просветительской деятельности необходимо активизировать возможности СМИ и интернет-ресурсов, для чего организовать и постоянно поддерживать цикл просветительских программ о традиционных ценностях, о светском образе жизни, о простых казахстанцах, которые честны и добропорядочны, трудолюбивы и ответственны, живут по совести и достойно воспитывают детей и внуков.

Важно создать и перевести на постоянную основу практику мониторинга контента, воспроизводимого в теле- и радиовещании, в интернете, периодических изданиях. На постоянной основе проводить контент и дискурс анализ тематических публикаций и дискуссий о религии, религиозности. Требуется комплексная экспертиза учебников, пособий для всех уровней образования с позиций выявления в них мировоззренческой направленности.

- Давайте подведем итог: каковы ожидания от реализации данных мер?

- Меры, необходимые для определения характера влияния религиозных объединений на казахстанцев, должны быть направлены на то, чтобы сделать их деятельность открытой для мониторинга госорганами и гражданским обществом и противостоять религиозно-мотивированному экстремизму. Государство должно всесторонне разъяснять обществу суть принципа светскости, показывать возможности достижения мировоззренческого консенсуса с позиций законодательного регулирования, отношений веротерпимости. В светских СМИ необходимо больше внимания уделять пропаганде ценностей светского, а не религиозного образа жизни. В деятельности информационно-пропагандистских групп требуется усиленно проводить разъяснение основ традиционной религии в контексте пропаганды традиционных ценностей. Для формирования неприятия экстремизма в любой его форме необходимо создавать и демонстрировать в государственно ориентированных медиа, размещать в интернет, в общественном транспорте социальные ролики, социальную рекламу, документальные фильмы о последствиях вовлечения и участия в квазирелигиозных и в деструктивных религиозных объединениях.

Меры по снижению религиозно-мотивированной радикализации заключаются в том, что государство должно искоренять социальные предпосылки и базу религиозно-мотивированного радикализма решением социально-экономических проблем: обеспечивать занятость, сокращать бедность, преодолевать маргинализацию, а также реализовывать новые подходы к разработке идеологии в ситуации редеидеологизации. Поэтому актуальна концептуализация общенациональной идеи, основанной на принципе социальной справедливости и поиск механизмов ее экономической реализации. Важно находить региональные возможности для реактуализации и культивирования не только национальных традиций, обычаев, общенациональных ценностей, а также их синтеза с технологическими возможностями, достижениями науки, направленными на существенное улучшение жизни всех категорий населения, вне зависимости от территории проживания.