60 лет назад полет Юрия Гагарина открыл космическую эру в истории человечества. Несомненно, это был огромный шаг вперед в развитии земной цивилизации. Наша республика, с территории которой стартовала ракета «Восток», тоже была причастна к этому событию. О его значении, роли космоса в жизни нашего общества и перспективах этой отрасли в Казахстане мы беседуем с главным редактором журнала «Космические исследования и технологии» Нурланом Аселканом.

- Что, с вашей точки зрения, означал полет Гагарина для человечества на тот момент? Есть ли в истории какое-нибудь другое событие, которое можно было бы поставить рядом с ним?

- Я думаю, что полет Юрия Гагарина носил эпохальный характер. Уверен, это мнение разделяет множество экспертов и просто людей образованных, понимающих общечеловеческое значение того, что случилось 12 апреля 1961-го, для человеческой истории. Это событие можно было бы сравнить с открытием Америки Христофором Колумбом либо с кругосветным путешествием Магеллана.

Дело в том, что это не просто банальное, как говорили раньше, освоение космического пространства. Это выход в иной мир, выход в новое пространство, аналогично тому, как сухопутные народы осваивали мореплавание и открывали для себя дальние страны и неведомые им прежде народы и культуры. Возможно, первый полет человека в космос даже масштабнее и может быть сравним с тем, как жизнь из океана вышла на сушу. Ведь это было совершенно новое измерение, совершенно новые условия эволюции живой жизни.

На Байконуре есть монтажно-испытательный комплекс №254, и там можно увидеть очень хорошее панно с портретом Сергея Павловича Королева и его фразой «Дорога к звездам открыта!». Я полагаю, что это очень точная формулировка, и в ней нет никакого ложного пафоса. То, что люди веками наблюдали в ночном небе, использовали при караванных путешествиях, морских плаваниях, затем обрастало мифологией, созвездия становились частью культурной жизни в плане гаданий и предсказаний. А с момента полета Юрия Гагарина все это стало достижимым и начало служить практическим целям человечества.

И еще тот полет можно назвать некой квинтэссенцией, восклицательным знаком интересной и оригинальной мощи Советского Союза. Я бы сказал так: это был определенный ассиметричный ответ после Второй мировой войны, когда сложилась ситуация «холодной войны», и вероятные противники СССР, обладая атомным оружием, окружили нас кольцом военных баз. Развитие военных технологий, прежде всего ракетно-космических, привело к тому, что мы, несмотря на издержки послевоенного периода, нехватку ресурсов, огромные людские потери, неожиданно и нестандартно смогли дать быстрый и эффективный ответ. И уже потом по этому пути пошли другие страны. А потому полет Гагарина имеет множество граней – от просто человеческого подвига до решения проблем геополитического характера.

- Сегодня клуб космических держав значительно расширился. Скажите, по каким критериям ту или иную страну могут причислить к полноценным членам этого сообщества?

- Существуют определенные формальные признаки. Граница между земной атмосферой и космосом проходит по так называемой линии Кармана. Это порядка ста километров над Землей. К настоящему моменту примерно 50 стран имеют там, в космосе, собственные спутники или спутниковые группировки. 14 из них запустили эти спутники с помощью самостоятельно разработанных ракет-носителей. А формальные критерии полноценного членства в космическом клубе следующие. Сначала необходимо разработать свой спутник. Затем запустить его своей ракетой со своего космодрома. Этим формальным признакам на сегодняшний день соответствуют всего несколько стран – США, Россия, Китай, Индия, Япония, Израиль, а также Европейский союз.

Правда, следует отметить, что в последние годы эти критерии стали несколько размытыми. Например, одним из крупнейших в мире обладателей спутниковой группировки является такая маленькая страна, как Люксембург. В его распоряжении имеются несколько десятков спутников связи, находящихся на геостационарной орбите. Так вот, ежегодные доходы этой страны от использования космических технологий превышают доходы такой организации, как «Роскосмос». При этом у Люксембурга нет своего космодрома и ракет-носителей. Зато он специализируется на той части «космического пирога», которая приносит реальную прибыль, - на информационных услугах и спутниковых сервисах. 

Помимо стран-участниц космического клуба и готовящихся войти в него, в этой сфере успешно работают частные структуры, обладающие такими возможностями, которыми порой не располагают иные страны. К примеру, компания SpaceX Илона Маска кое в чем опережает даже НАСА. На сегодняшний день США как государство не имеет своего пилотируемого корабля или летающего сверхтяжелого носителя, тогда как компания Маска ошеломляюще быстро совершила прорыв в этом направлении.  

- А Казахстан можно отнести к разряду таких стран?

- Казахстан можно отнести к разряду стран, входящих в космический клуб. Мы имеем разработанные при нашем участии спутники, которые принадлежат нам, находятся на орбите и работают на нас. Правда, запускались они зарубежными ракетами – либо российскими, либо западными. Запускались они либо с нашего Байконура, находящегося в аренде у России, либо с европейских или американских космодромов.

Для того, чтобы Казахстан имел то, что называется полным циклом космической отрасли, требуется обратить самое пристальное внимание на космодром Байконур и на свой носитель. Определенные усилия в этом плане предпринимаются. Но на данный момент ахиллесовой пятой казахстанской космической отрасли является то, что мы зависим в вопросах вывода в космос наших будущих аппаратов (либо купленных, либо разработанных и построенных у нас) от воли наших партнеров. Независимый доступ в космос – вот что нам нужно обеспечить.

- На нашей территории расположена первая космическая гавань – Байконур. Каково его сегодняшнее состояние?

- Байконур продолжает свою космическую деятельность. 2020-й не может считаться для него удачным, поскольку было произведено менее десятка пусков. В этом году ожидается порядка 16-17, хотя пока трудно сказать, сколько их будет на самом деле. Формально возврат к активности наблюдается. Но следует отметить следующее. В целом Байконур, арендуемый Российской Федерацией, из года в год все реже осуществляет пуски космических аппаратов, поскольку последние создаются во все меньшем количестве. Это вызвано тем, что у нашего главного партнера России в космических делах нет прежних возможностей, и она не в состоянии идти в космос широким фронтом.

Международные космические заказы с Байконура практически сошли на нет. Связано это с аварийностью ракет, выводивших спутники. Но основная причина – это напряженная международная обстановка, сложившаяся в последние годы. К сожалению, на Байконуре сейчас используются только две ракеты – «Союз-2» и «Протон-М». Оборудование ветшает, все нуждается в очень серьезном обновлении. Кроме того, Россия много вкладывает в «Восточный», а на два космодрома сил и возможностей у нее вряд ли хватит.

Что же касается перспектив Казахстана, то это зависит от политической воли и ресурсов. Пока ситуация печальная…

- Наша страна в последние годы предпринимает заметные усилия в плане создания космической инфраструктуры. Как бы вы оценили результаты этой работы? Есть ли реальные достижения? На чем стоило бы сосредоточиться?

- На мой взгляд, Казахстан как новичок в мировой космонавтике достаточно удачно начал свое вхождение в космический клуб. Сперва мы взялись за то, в чем нуждались прежде всего, – с космической связи. Поначалу были определенные проблемы, связанные с тем, что мы не совсем удачно подобрали подрядчика по созданию спутников – центр имени Хруничева.

Как известно, первый KazSat не отработал расчетный срок, поскольку вышел из строя. Но сама система KazSat была создана и, в принципе, работает весьма неплохо. Да, мы могли бы пользоваться услугами либо европейских, либо американских, либо российских спутниковых компаний, которые бы просто давали нам сигнал. Но не будем забывать, что связь - это коммерческая услуга, оплачиваемая круглосуточно. Система KazSat приносит стране вполне реальную отдачу. Спутник KazSat-2 с 2011 года по настоящее время принес более 19 млрд. тенге при 16 млрд. тенге затрат на его создание. KazSat-3, начиная с января 2015-го, принес уже 17 млрд. тенге при затратах в 27 млрд. – это при том, что он используется лишь седьмой год. Телевидение («Отау ТВ», «Алма ТВ») работают через наши спутники, Интернет в сельских населенных пунктах и школах – это тоже KazSat. Добавлю, что система KazSat управляется нашими специалистами из отечественных центров управления.

После этого была создана национальная система дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Я думаю, что этот проект недооценен.  В отличие от KazSat, выгоды системы ДЗЗ скрыты, и многие вещи трудно оценить в стоимостном выражении. Это касается, к примеру, уникальной информации о возможных стихийных бедствиях, сведений, которые необходимы нашим службам, обеспечивающим национальную безопасность. Я бы оценил работу в данном направлении на твердую «четверку».

В то же время нельзя не сказать и том, что были определенные просчеты. Неоправданно долго затянулось вхождение на космодром Байконур. Совсем не развивается проект «Байтерек». Последние усилия в этом плане могут быть оценены как с отрицательной, так и с положительной точки зрения. Но в целом ситуацию следует назвать не совсем внятной. Пока мы являемся, скорее, пассивными свидетелями того, как деградирует легендарный космодром.

Недавно было объявлено о том, что закрывается проект замены одного из спутников серии KazSat (KazSat-2R). Для отрасли это очень болезненное решение: специалисты остаются без работы, сборочно-испытательный комплекс не загружен, нет перспектив. Но есть еще и опасность того, что Казахстан может потерять так называемую точку стояния – орбитально-частотный ресурс, которым мы сегодня обладаем. Это наше право на определенное место на орбите, суверенное право. Нельзя допустить, чтобы из-за чьего-то недомыслия мы спустя некоторое время остались у разбитого корыта.

Следует продолжить уже начатое. С упором, прежде всего, на прикладное применение космических технологий. Надо активизироваться на Байконуре. И нужно понимать, что космонавтика – это во многом едва ли не единственный для нас шанс иметь уникальную информацию, вводить цифровизацию, внедрять самые передовые технологии во все сегменты экономики. Быть современными и конкурентоспособными без космических технологий невозможно. Это подтверждается активностью в данном направлении, например, Турции, президент которой сейчас энергично продвигает национальную космическую программу. Нам тоже нельзя отказываться от того, что является ключом к будущему.

- На Западе в космическую сферу все увереннее вторгаются частные структуры. Самый яркий пример – Илон Маск и его компания. Как вы думаете, возможен ли такой тренд у нас в Казахстане?

- Считаю, что да. Во-первых, в наше время возможно все. Во-вторых, там, где, казалось бы, не вырастет ничего и существуют достаточно спорные инвестиционные и юридические ситуации, стоило бы использовать нестандартные пути их разрешения. У нас есть пример казахстанской частной компании «Казаэроспейс», которая занимается 3D-моделированием, космической и аэросъемкой. Она составляет цифровые карты городов, местностей, помогает землеустроителям, архитекторам, геологам. В ней работают молодые сотрудники, до этого получившие опыт в «Казкосмосе». Не имея какого-то сверхпатронажа, компания самостоятельно зарабатывает деньги и продолжает расти, развиваться. На фоне того застоя, который в последнее время наблюдается в космической отрасли (во многом из-за кризиса и связанного с этим недофинансирования), она смотрится очень привлекательно. За ней идут другие компании-«малыши». О них еще пока рано говорить, но важнее другое – то, что они уже существуют.

Аналогичные примеры можно привести и из российской практики. Да и в целом во всем мире присутствие частных структур в космическом сегменте перестает быть чем-то экзотическим. Частная космонавтика проявляет себя в совершенно разных сферах – это применение спутниковых снимков, предоставление разного рода сервисов и услуг, создание сверхлегких ракет, спутников микро- и нано-размеров и т.д. И поскольку таков общемировой тренд, то можно предположить, что и в Казахстане он будет проявляться все сильнее. Почему бы нет? Мы достаточно быстро привыкнем к частным космическим компаниям, и дальнейшее развитие отрасли без них будет просто невозможным.