В нашем обществе давно ходили разговоры о том, что основатель и многолетний руководитель исламского телеканала «Асыл Арна» Мухамеджан Тазабек является адептом салафизма. И вот на днях он публично заявил об отречении от того, что исповедовал на протяжении многих лет.  

Сами по себе салафиты делятся на два крыла – мадхалитов и суруритов. Оба эти течения вышли из недр так называемых «братьев-мусульман». Наш герой принадлежит к суруритам. В основе их религиозно-теологической доктрины лежит полное отрицание всякой формы сотрудничества с какими бы то ни было иноверцами. Говоря бытовым языком, категорически нельзя иметь никаких дел с «кафирами» (неверными). Раскол между мадхалитами и суруритами произошел после того, как официальный Эр-Рияд взял курс на сближение с США. 

Таким образом, получается, что Мухамеджан Тазабек является приверженцем наиболее нетерпимого по отношению к иноверцам течения ортодоксального ислама. По сути, они не просто ортодоксы, а религиозные реакционеры. Хотя все это облекается в достаточно приемлемую идеологическую обертку в виде деклараций о возвращении к первоначальному, чистому исламу эпохи пророка Мухаммеда. 

Даже беглый анализ программ телеканала «Асыл Арна», основателем и многолетним руководителем которого являлся господин Тазабек, всегда наводил на определенного рода размышления.  Во-первых, немалая часть звучавших на нем проповедей явно отдавала душком мракобесия, если не сказать больше. Во-вторых, всегда возникал вопрос: кто финансирует телеканал со столь сомнительной репутацией? Как утверждают инсайдерские источники, это, в общем-то, секрет Полишинеля. Основной спонсор подобных проектов (строительство мечетей, открытие медресе, издание теологической литературы, подготовка служителей культа и просто проповедников ислама) в нашей стране – Саудовская Аравия. Знающие люди уверяют, что речь идет об астрономических суммах.    

На состоявшейся недавно встрече с улемами Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Мухамеджан Тазабек признал, что телеканал «Асыл Арна» получал материальную поддержку от саудитов. Но, видимо, на каком-то этапе среди казахстанских салафитов начались трения, и финансирование телеканала стало сокращаться. Поговаривают, что не последнюю роль в этом сыграл небезызвестный Дарын Мубаров. Якобы оппоненты разошлись во взглядах на то, какой должна быть акыда (исламское вероубеждение). Как утверждают те же инсайдерские источники, Мубаров не преминул сообщить об этом кураторам-саудитам. Насколько это соответствует истине, сказать не беремся, но ситуация на сегодняшний день позволяет сделать вывод, что дыма без огня не бывает.

Любопытный момент: в своих проповедях Мубаров придерживается точки зрения, что Казахстан – это страна, не живущая по нормам шариата, а, следовательно, это страна «кафиров». Вот как-то так…

Но вернемся к Тазабеку. Как можно оценить его заявления о том, что он разочаровался в салафизме и отходит от него? И насколько можно доверять ему? 

Начнем с того, что недавно казахстанский теолог Муртаза Булуктай озвучил довольно любопытный тезис. Он утверждает, что якобы на сегодняшний день в Саудовской Аравии наблюдается тренд в сторону переоценки доктрины салафизма как такового. Правда это или нет, пусть останется на совести эксперта, но в любом случае выстраивается как бы цепочка, особенно в контексте отречения (мнимого или истинного) господина Тазабека от салафизма. Можно даже сделать вывод-допуск, что между этими событиями есть некая связь. 

Но сразу же следует сделать важную оговорку. В любом течении ислама существует своеобразная тактика, направленная на выживание. Называется она «такийа» (благоразумное скрывание своей веры). Это когда в случае крайней необходимости допускаются сугубо внешняя форма отречения от веры, вступление в отношения с неверными, нарушение ритуальных предписаний. Согласно «такийа», мусульманин даже может мимикрировать под христианина. Главное - сохранить веру в сердце. 

Но это только одна сторона «такийи». Ее можно использовать не только для того, чтобы выжить во враждебном окружении. Есть вариация, когда мусульманин-суннит объявляет себя шиитом, принимает все шиитские догмы и ритуалистику, но при этом ведет скрытую работу по расшатыванию религиозных устоев шиитов. Этакая роль засланного казачка. Потому что шиит сунниту не друг, а враг. Вот такая это штука – «такийа». Тактика, проверенная столетиями религиозного противостояния.  

К чему мы все это? А к тому, что есть ли хотя бы капля гарантии того, что отречение господина Тазабека от салафизма не есть наглядная иллюстрация использования тактики «такийа»? Как знать, как знать…

Ладно если бы человек просто отрекся и жил какой-то своей жизнью. Так нет же, ему выделяется эфирное время под целую учебно-познавательную программу «Тәлім Тrend»  на национальном телеканале «Казахстан». И это несмотря на активные возражения со стороны немалой части казахского общественного мнения. Получается, заверения господина Тазабека в том, что он не будет затрагивать религиозные темы, весомее, чем позиция общественности. И что же он там будет пропагандировать? Быть может, эволюционную теорию Дарвина? Или теорию так называемого большого взрыва? Не знаем, кто и что думает по этому поводу, но нам так и хочется выразить свои ощущения словами известного киноперсонажа – «Сумлеваюсь я…».

Как-то быстро некоторые наши соотечественники из числа принимающих важные решения забыли про недавние скандалы с участием Мухамеджана Тазабека. Например, случай, когда он совершил вояж по некоторым светским вузам Казахстана, где озвучил свои, мягко говоря, далеко не бесспорные проповеди. Хотя какое там «мягко говоря», если речь идет об откровенном мракобесии средневекового уровня?  И что, теперь этот же человек будет нести свет Знания и закладывать в подрастающее поколение дух Просвещения? Опять же крайне сомнительно. 

Не собираемся никого настраивать против господина Тазабека, но полагаем, что человеку, настолько глубоко увязшему в ортодоксальной религиозной догматике, доверять такую важную идеологическую работу, по меньшей мере, недальновидно. Мы и без того испытываем большие сложности на этом направлении. Так стоит ли их усугублять? И уж если совсем откровенно, то приглашение такого персонажа, как Мухамеджан Тазабек, на один из главных телеканалов страны, финансируемый государством, выглядит как издевательство над здравым смыслом… 

Один западный исследователь сравнил погружение в глубокую религиозную ордоксию с тяжелой формой психического заболевания, которое практически невозможно излечить. Фактически это то же самое, что и наркомания, поскольку в ее основе также лежит психологическая зависимость. Но ведь наркоманов на ТВ не пускают. А вот религиозных реакционеров запросто – так, что ли? 

Эксперты, занимающиеся проблемами религии, утверждают, что человеку, попавшему в сети деструктивных исламских сект, выйти из них практически невозможно. Но возможен другой вариант – дальнейшая радикализация жизненной философии носителя таких идей. Тогда как обратного пути у них нет и быть не может.

Не может не удивлять позиция ДУМК в этом вопросе. На встрече с улемами господин Тазабек заявил, что полностью передает свой телеканал «Асыл Арна» в распоряжение муфтията. Следует понимать, что имеются в виду вся база данных и архивы канала. Но насколько это продуктивно, если учесть, что его основал и контролировал адепт салафизма? И как ДУМК собирается распорядиться столь непростым наследством? Об этом пока не слышно ни слова. Закрадывается крамольная мысль: быть может, и в самом муфтияте есть тайные сторонники Тазабека? Может, именно они пролоббировали такой тонкий ход конем? Но не окажется ли это конь  «троянским»?..      

Как известно, аппетит приходит во время еды. Есть информация, что господин Тазабек вовсе не собирается довольствоваться одной только программой «Тәлім Тrend». Поговаривают, что в его планах создание уже целого телеканала под названием «Тәлім ТВ». Который якобы тоже не будет касаться религиозной тематики. 

Как говорится, свежо предание, да верится с трудом...