Мы продолжаем дискуссию о том, почему умирает казахстанская наука и есть ли шансы на ее реанимацию. Сегодня «эстафету» принимает представитель космической отрасли - д.т.н., профессор, академик НАН РК и НИА РК, лауреат Государственной премии РК в области науки и техники имени аль-Фараби, обладатель Золотой медали имени В.Г.Шухова Союза научных и инженерных обществ РФ за выдающийся вклад в развитие науки и техники Мейрбек Молдабеков.

Ниже ватерлинии

- Мейрбек Молдабекович, что, на ваш взгляд, мешает отечественной науке полноценно развиваться?

- В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года президент Касым-Жомарт Токаев в качестве главной задачи стратегического развития страны назвал отказ от ресурсного менталитета, диверсификацию экономики и переход к экономике знаний. Понятно, что реализовать такой курс без сильной науки невозможно – ее роль в этом процессе незаменима. Но, увы, здесь мы ничем не можем похвастать: отечественная наука так и не стала реальной производительной силой. Обусловлено это двумя основными факторами.

Первый. По доле затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) Казахстан находится в числе откровенных аутсайдеров как среди государств постсоветского пространства, так и среди других стран, даже не относящихся к развитым. Уже долгие годы доля таких затрат остается на уровне не более 0,15% от ВВП. Для сравнения: Израиль финансирует науку в размере 4,38% от ВВП, оставаясь лидером в этой области, Южная Корея – 4,03%, Финляндия – 3,78%, Япония – 3,39%. К тому же Казахстан уступает многим зарубежным странам по количеству исследователей (на тысячу занятых), выполняющих НИОКР. К примеру, Финляндия превосходит нас по этому показателю в 12 раз, Южная Корея - в девять, Сингапур - в восемь.

Как следствие, социальный статус ученого в Казахстане оказался «ниже ватерлинии», а слово «ученый» вызывает сочувствие со стороны общества. То есть, мы наблюдаем не просто застой в развитии казахстанской науки, но и очевидный процесс вымирания и приближения к точке безвозвратной потери научных школ, которые ранее были созданы выдающимися отечественными учеными и благодаря которым наша республика по своему научному потенциалу занимала третье место в СССР после РСФСР и Украины.

Второй. В Казахстане в принципе не работает связка «наука–технологии–производство». Министерство образования и науки, организуя в рамках своих полномочий выполнение научно-исследовательских работ (НИР), двигается исключительно по своей орбите, которая никак не пересекается с выполнением опытно-конструкторских работ (ОКР) и разработкой по их результатам технологий для отечественного производства. А это в корне неверно: без научно-технологической поддержки, которую должны обеспечивать отраслевые министерства, производство априори не может развиваться.

По данным Международного валютного фонда и Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), соотношение ученых, конструкторов и работников опытных производств в Казахстане составляет 25:4:1, в то время как в ведущих странах мира (в США, Великобритании, Франции, Германии, Китае, Японии, России, Израиле) этот сопоставительный показатель равен 1:2:4.

Вследствие этого перекоса результаты НИР, не доведенные до экспериментальных разработок, так и остаются в виде научных отчетов и статей. То есть, они не реализуются как опытные образцы продукции и технологий ее производства, а соответственно не представляют интерес для промышленности. Чтобы повысить экономическую эффективность научно-исследовательских работ, необходимо принять комплекс мер, которые изменят структуру финансирования науки в сторону увеличения доли ОКР и технологических работ по отношению к доле самих НИР.

Главное – определиться с целями

- Какие конкретно меры, по-вашему, позволят решить эти задачи?

- Прежде всего, требуется целеполагание науки на уровне социально значимых, стратегически важных государственных задач.

Что мы имеем в настоящее время? Существующая система организации научных исследований нацелена не на конечного потребителя, а на стимулирование искусственных предложений самих ученых. То есть, госорганы не ставят перед ними четких задач по достижению конкретных результатов, имеющих социально-экономическое значение. Поэтому вся машина работает абсолютно вхолостую. 

Иначе говоря, в текущей практике принятия решений по грантам и целевым программам отсутствуют механизмы определения стратегически важных государственных задач. Это приводит к тому, что при подготовке к конкурсам ученые заявляют такие темы, которые интересны им, но не всегда учитывают социальный заказ. А потом их же ругают за то, что результаты научных исследований не дают социально-экономического эффекта. В итоге дискредитируется вся научная среда как якобы совершенно никчемная и, как следствие, вызывающая много критики.

Но ведь в государственных органах работают не ученые, а управленцы, которые и должны определять конечный результат научных исследований в виде социально-экономического эффекта. Их задача - стимулировать спрос на те научные разработки, которые направлены на выполнение социального заказа, а не поддерживать предложения ученых по интересующим их темам и задачам.

Отсюда вывод: для повышения эффективности научной системы важно, прежде всего, добиться того, чтобы отраслевые министерства не запрашивали у институтов их «хотелки», а сами ставили перед ними социально значимые, стратегически важные государственные задачи, которые связаны с потребностями экономики как в текущий момент времени, так и в долгосрочной перспективе. Исходя из этого, ученые должны формулировать научные задачи и выбирать такие методы их решения, которые обеспечат достижение необходимых конечных результатов.

- Можете на конкретных примерах рассказать, как работает эта схема?

- Ярким примером особой важности целеполагания в науке было ее бурное развитие в СССР в рамках решения стратегически важных государственных задач. К примеру, производство ядерного оружия и ракетной техники для его доставки привело к мощному прорыву в развитии как фундаментальных наук (механика, математика, физика, химия, биология), так и прикладных (вычислительная техника – аналоговая и цифровая, материаловедение, теория автоматического управления, радиоэлектроника, радиосвязь, робототехника, искусственный интеллект и другие). Плюс в тот период зародилось производство цифровых вычислительных машин, ставших основой цифровизации, которая в настоящее время является основным трендом технологического развития в мире.

Любопытно, что опыт СССР в развитии науки и человеческого потенциала через стратегическое целеполагание сейчас активно используют Объединенные Арабские Эмираты. За счет него они определили и достигли конкретной социально значимой цели - создания научной космической станции для исследования Марса. Это вызвало большой всплеск научных исследований, связанных с решением огромного круга задач по разработке космической техники, широкого спектра новой аппаратуры, перспективных космических технологий и их приложений. Полученные результаты позволили ОАЭ войти в число технологически развитых государств.

Или посмотрите на Израиль, небольшую по мировым меркам страну с 6-миллионным населением, которая, находясь в условиях постоянного военного противостояния, достигла высочайшего уровня развития науки и технологий как индустриального, так и сельскохозяйственного направлений. А все благодаря тому, что была сделана ставка на развитие человеческого потенциала и высоких технологий в сфере оборонной промышленности.

«Космические» возможности

- Каковы шансы Казахстана применить, а точнее возродить этот опыт? И в каких сферах это необходимо в первую очередь?

- Да, у Казахстана, если он определит для себя высокие стратегические цели, появится серьезная возможность совершить научный прорыв. Большие перспективы в этом смысле есть у отечественной космической науки, становлению  которой серьезный импульс придали принятие и реализация госпрограммы развития космической деятельности в РК на 2005-2007 годы и отраслевой программы развития космической деятельности в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития РК на 2009-2014 годы.

Эти документы были приняты при непосредственной поддержке первого президента - Елбасы Нурсултана Назарбаева. В результате их реализации создана новая для Казахстана наукоемкая космическая отрасль, сформировано ее научное и инженерное ядро, получили развитие современные направления научных исследований, ориентированные на разработку отечественных образцов космической техники. Кроме того, произведены космические системы связи и дистанционного зондирования Земли, а также система высокоточной спутниковой навигации в интересах республики. Причем последняя полностью создана казахстанскими учеными, благодаря чему в стране получили бурное развитии компетенции в области спутниковой навигации и многочисленные приложения для конечных потребителей услуг космических систем.

Параллельно созданы научно-технологическая и производственная базы разработки и производства космических аппаратов и аппаратно-программных средств. Силами отечественных ученых и инженеров произведены и запущены 4 декабря 2018 года космические аппараты научного и технологического назначений, которые успешно функционируют на орбите. Благодаря этому в настоящее время у Казахстана появилась своя орбитальная группировка из шести космических аппаратов.

Следующим объектом конкретного социально-значимого целеполагания вполне мог бы стать оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Казахстана в связке с аэрокосмическим комплексом, поскольку они имеют единую научно-техническую основу. Тем более что ОПК оказывает значительное влияние на развитие государства в целом, на обеспечение его безопасности. Как известно, через данное направление экономически развитые страны осуществляют значительные инвестиции в передовые технологии, в фундаментальную и прикладную науку, экспериментальные разработки, элементную базу, стимулируя их продвижение.

Но следует быть готовыми к тому, что результаты НИОКР и технологии производства в ОПК нам никто не подарит. Существует множество международных ограничений на их передачу – например, Режим контроля ракетных технологий, Вассенаарские соглашения о технологиях двойного назначения и т.д. А это значит, что Казахстану нужно развивать собственные прикладные научные исследования в этих направлениях, несмотря на то, что в мире подобные разработки уже ведутся.

- Целеполагание науки – это первая задача. А в чем заключается вторая?

- Вторая задача - стимулирование частных инвестиций в науку путем гарантирования спроса на конечную продукцию.  

Важно понимать, что недостаточность объемов финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в Казахстане усугубляется тем, что основным его источником выступает государственный бюджет. Тогда как в индустриально развитых странах затраты государства на НИОКР составляют всего лишь одну треть от общего объема финансирования - не менее 1% к ВВП, а все остальное (как минимум, 2% к ВВП) обеспечивается промышленностью и бизнес-сектором.

Подобные пропорции стали результатом изменения структуры производства в сторону сформировавшегося гаукоемкого промышленного сектора, который предъявляет повышенный спрос на исследования и разработки. Конечно, такого развитого наукоемкого сектора в Казахстане нет, но зато имеется значительный неиспользованный потенциал внебюджетного финансирования.

- И как бы вы рекомендовали раскрыть этот «потенциал»?

- В условиях ограниченности бюджетных средств, выделяемых на выполнение НИОКР, для Казахстана становится важным стимулирование научных организаций к разработке  отечественных технологий за счет собственных средств, средств различных фондов или привлечения частных инвесторов. Базой для этих технологических разработок могут служить результаты НИР, выполненные научными организациями в рамках ранее выделенных бюджетных средств.

Опыт «Казкосмоса» по созданию государственной автоматизированной информационной системы экстренного реагирования при авариях и катастрофах (ЭВАК) и системы электронных средств слежения за условно осужденными (электронные браслеты) показал, что производство высокотехнологичной продукции вполне возможно за счет собственных средств научных организаций или частных инвестиций. Конечно, при условии, что у разработчиков имеется твердая уверенность в том, что данная продукция будет иметь гарантированный спрос. К примеру, заделом для разработки двух вышеперечисленных технологий стали научные результаты, полученные в рамках ранее выполненных НИР по программе прикладных исследований в области космической деятельности.

В настоящее время в рамках НИР, ранее выполненных «Казкосмосом» на бюджетные деньги, разработан широкий перечень специальных аппаратно-программных средств, необходимых конечным пользователям в отраслях экономики и в силовых ведомствах для получения доступа к продуктам и услугам космических систем. Результаты этих НИР позволяют приступить к выполнению ОКР по непосредственной разработке технологий производства целого ряда востребованной не только гражданской, но и военной продукции – например, реактивных снарядов и беспилотных летательных аппаратов.