Страсти, бурлившие больше года вокруг законопроекта «О противодействии семейно-бытовому насилию», сегодня заметно стихли, но оставили после себя горький осадок. По сути, это была очередная демонстрация усиливающегося противостояния между сторонниками современных ценностей, с одной стороны, и архаичных, с другой. В гостях у нас Галым Жусипбек, исследователь, доцент Университета имени Сулеймана Демиреля, с которым мы решили поговорить о том, почему принятие данного закона так важно для каждой семьи, общества и в целом государства, и чем чреваты попытки его «зарубить».

- Галым, чья возьмет верх на этот раз, как думаете?

- В Казахстане существует такой парадокс. Подавляющее большинство наших граждан вроде бы выступают за здоровое общество, верховенство закона, разностороннее развитие, защиту прав человека, сохранение экологического баланса и т.д. Но при этом мало кто хочет менять менталитет, который рассматривает женщину не как личность, онтологически равную мужчине, а как «существо», имеющее более низкий статус и обязанное обслуживать его; ребенка - не как активного субъекта, то есть «актора» (хоть и маленького), а как некий бесправный объект, что-то вроде имущества родителей, которые вправе делать с ним все, что им заблагорассудится.

Вот почему так много людей в нашей стране выступили против проекта закона, предусматривающего ужесточение наказания за насилие в семье. Они видят в этом чьи-то козни, обвиняют всех и вся, выдвигают необоснованные аргументы, но мало кто из них удосужился изучить, что вообще подразумевается под понятиями «защита прав женщин», «защита прав ребенка», «домашнее насилие». То есть, большинство недовольных этим законопроектом имеет о нем, прямо скажем, поверхностное представление. А ведь достаточно просто «погуглить» в Интернете, чтобы получить ответы на многие вопросы. Хотя, конечно, лучше ознакомиться со специальной литературой на данную тему.

К счастью, прогрессивно мыслящих и просвещенных людей в нашей стране гораздо больше. И я надеюсь, что рано или поздно национальная идея, по поводу которой на протяжении многих лет ведутся дискуссии, станет базироваться на современных ценностях (и, прежде всего, на приоритете прав человека), которые, по сути, являются универсальными, а не будет тянуть нас назад, в прошлое.

- Почему для государства так важно бороться с домашним насилием?

- Насилие - это социально обучаемый феномен, то есть, это то, чему человек c самого детства «учится» в своем окружении и зачастую у «своих взрослых». И если мы хотим бороться с ним на общественном, страновом уровнях, то надо начинать с семьи. Ведь именно домашнее насилие дегуманизирует мужчин (мальчики переносят его весьма болезненно) и способствует формированию у них известных внутренних комплексов. Я уже не говорю, к каким тяжелым последствиям приводит дегуманизация женщин, перенесших насилие или живущих под его угрозой.

Как утверждает современная детская психология, позитивная дисциплина, основанная на диалоге и примере родителей, несравненно действеннее, нежели негативная, построенная на наказании или угрозе наказания. Почти все фобии, присутствующие у взрослых, уходят корнями в детство. Доказанный факт: все тираны, серийные убийцы и маньяки – это люди, некогда пережившие психологические травмы, вызванные домашним насилием.

В этом плане большой интерес представляет многолетнее исследование американских врачей из Центра по контролю заболеваний. Оно выявило прямую связь между здоровьем взрослого человека (неважно, психическим или физиологическим) и его детскими травмами. Наличие последних в несколько раз увеличивает риск смерти от болезней среди взрослых в США.

Наши граждане должны наконец-то понять, что не закон, наказывающий за насилие, а само насилие разрушает семью и общество. Хочется особо подчеркнуть, что любое насилие, даже в воспитательных целях, противоречит натуре (естеству) человека. Кстати, Абай подчеркивал, что дети остаются недоучками, а то и вовсе невеждами по причине насилия со стороны родителей и мулл, которые убивают в них искренность.

Вот почему государство должно обеспечить создание нормативной базы, призванной защитить самую уязвимую группу населения – детей – от домашнего насилия. Этот вопрос категорически нельзя квалифицировать как некий второстепенный или «лайт», его нельзя оставлять на усмотрение только членов семьи.

Кроме того, там, где есть насилие (необязательно только физическое), там не развита культура диалога либо она вообще отсутствует. В этом плане особо и даже критически важным является противодействие именно домашнему насилию. Вообще, культура демократии — это культура диалога, культура нахождения компромиссов, и она должна формироваться с детства, в семье. Это достигается тем, что родители и другие старшие, стараются коммуницировать с ребенком, при необходимости договариваться с ним, а не навязывать только свою волю. Аналогичные рекомендации применимы и к взаимоотношению полов.

Многие упускают из виду тот факт, что страны, где права женщин и детей защищены, являются наиболее благополучными, инновационными и безопасными. К примеру, в Финляндии, Дании, Исландии, Швеции, Новой Зеландии существует своего рода политический режим социального государства и мейнстримного феминизма, сопряженного с уважением прав ребенка. Разумеется, я не призываю к тому, чтобы копировать все и вся, но в мире есть уже отработанные и эффективные механизмы, которые Казахстану не мешало бы изучить и перенять.

- А наше государство готово меняться в этом направлении?

- Казахстан, будучи страной, ратифицировавшей основные международные документы в сфере прав человека, обязан был принять внутренние законы, противостоящие насилию в отношении детей и женщин, либо усовершенствовать имеющиеся. Об этом много раз говорили и председатель Верховного суда, и омбудсмен по правам ребенка, и неравнодушные граждане, борющиеся с насилием… Однако, как говорится, воз и ныне там. Хотя очевидно, что затягивание решения этих вопросов, пусть даже под давлением определенной части общественности, ни к чему хорошему не приведет.

Государство должно четко продекларировать ключевые идеи так называемой моральной, или философской, концепции прав человека, которая всецело говорит в пользу принятия нового закона против домашнего насилия. Морально-философская концепция прав человека гласит, что человека нужно уважать только потому, что он человек. Его честь и достоинство — это основа основ, а еще точнее, аксиологическая (ценностная) основа прав человека. Разумеется, эта концепция имеет самое прямое отношение и к правам женщины, и к правам ребенка, да и ко всем другим группам и категориям прав человека. Соответственно, любое насилие (вербальное, психологическое, экономическое и т.д.) противоречит принципу неприкосновенности чести и достоинства личности. Оно противоправно! Существует лишь одно исключение - это самозащита от явного или неминуемого нападения.

Более того, права человека принадлежат каждому от рождения (а некоторые и до него) и неразделимы с ним. Это отнюдь не западная концепция, а ответ на универсальность современного государства как глобальной модели правления и рыночной экономики. То есть, права человека являются правовой и политической потребностью защиты людей в мире, где политически доминирует модель современного государства, а экономически - различного рода капитализмы. Это моральное видение, сформированное на основе опыта борьбы с насилием самого разного толка.

Моральный или культурный релятивизм, который отрицает обязательные нравственные нормы (оформленные международными документами в качестве универсальных ценностей и принципов прав человека) и которым руководствуются представители определенных религиозных толкований и политических идеологий, сводит права человека (например, права женщин, детей или людей с ограниченными возможностями) с реальных действий к пустому разговору. Не реагировать (молчать и бездействовать) на факты нарушения прав человека, в том числе права жить без страха насилия, не принимать их универсальности, говоря «окей, но это их культура», – вовсе не значит быть нейтральным. Это форма прямой поддержки могущественных опрессоров (угнетателей, тиранов).

- Эти же люди с яростной непримиримостью возмущались шествием феминисток. Как вы это прокомментируете? Вообще Казахстану нужен феминизм?

- По большому счету, феминистки выступают за право на жизнь, безопасность, свободу и развитие. Какая современная цивилизация может возражать против этого?! Многие удивятся, но, согласно выводам ООН, самым большим препятствием для развития в мире является дискриминация по признаку пола и насилие в отношении женщин и девочек. Именно через эту призму равенства возможностей и следует рассматривать феминизм. Кстати, мейнстримный феминизм в своей основе преследует цель защищать именно «права человека женщин» (то есть фундаментальные права, которые принадлежат всем), бороться с насилием в семье и обществе в целом, с милитаризмом и авторитаризмом в политике. Эти идеи ни в коем случае не направлены против мужчин!

Впрочем, феминизм неоднороден – у него множество течений. И в некоторых из них, сравнительно маргинальных, могут встречаться идеи, преуменьшающие значимость других категорий прав человека, например, прав ребенка. Но это не должно затмевать тот факт, что движение феминизма направлено, прежде всего, на борьбу за права человека и борьбу против насилия.

- В ходе обсуждения нового законопроекта мы столкнулись с еще одним стереотипом: мол, расширение прав ребенка ведет к разрушению семьи. Что вы скажете по этому поводу?

- Один из четырех фундаментальных принципов прав ребенка — это наилучшее обеспечение его интересов. Под ним понимается следующее: ребенок должен расти в семье и по мере возможности иметь двух родителей (лучший родитель - это два родителя), которые любят и ценят его. Кроме того, этот принцип предполагает защиту ребенка от насилия, причем не только физического или сексуального, но еще и вербального, психологического, экономического, которое тоже может сильно травмировать детскую психику.

Увы, насилие над детьми чаще всего совершают именно сами родители. Как писала известный итальянский врач и педагог Мария Монтессори, ребенок - самое бесправное существо в мире. К сожалению, в Казахстане подобное мы также можем наблюдать.

Другое фундаментальное право ребенка — это право на всестороннее развитие. Оно, в частности, подразумевает создание социального государства, где родители имеют достойные зарплаты или пособия. Это значит, что мамам и папам следует всячески содействовать развитию в нашей стране института защиты прав детей, а не бороться против него.

Права женщин и детей — это как раз те ценности, которые формируют гармоничные и эмпатийные взаимоотношения в семье и в социуме. Они должны прийти на смену тем традициям, которые способствуют доминированию одних и угнетению других.