Если вы взглянете на карту, то увидите, что между Мангистауской и Кызылординской областями, где случился мор скота и до сих пор ощущаются последствия засухи, располагается Каракалпакстан, который анклавом «вгрызается» в территорию нашей страны. По сути, он находится на тех же географических широтах, что и два названных региона Казахстана. Соответственно и природно-климатические условия практически идентичны.
Terra incognita
Однако никаких сообщений о массовой гибели скота или даже о проблемах с кормами в этой автономной республике Узбекистана вы в Интернете не найдете. Да, можно допустить, что информация такого рода подвергается государственной цензуре. Но если бы там действительно происходило что-то подобное, то об этом мы бы наверняка узнали от активистов движений, выступающих за независимость Каракалпакстана и жестко настроенных против узбекских властей, которые, как они считают, подвергают население республики дискриминации. А таких активистов немало, причем и среди каракалпаков, перебравшихся в Казахстан, – кое-кто из них ведет свои блоги в соцсетях и Youtube-каналы.
То есть, скорее всего, либо засуха каким-то чудесным образом обошла Каракалпакстан и его жителей стороной, либо они, в отличие от нас, оказались к ней готовыми. Между тем, поголовье всех видов скота там составляет порядка 2,2 миллиона – даже чуть больше, чем в Кызылординской и Мангистауской областях, вместе взятых (соответственно 1,3 и 0,8 миллиона). А территория значительно меньше – 166 тысяч квадратных километров против 393-х тысяч (Кызылординская – 226 тысяч, Мангистауская – 167 тысяч). Значит, с точки зрения и ареала естественных пастбищ, и возможностей для заготовки сена Каракалпакстан находится в худших условиях. К тому же, как мы привыкли считать, на его территорию по Амударье попадает гораздо меньше воды, чем в северное, казахстанское, Приаралье по Сырдарье.
Так почему эта республика избежала бескормицы, а «сжимающие» ее с двух сторон регионы нашей страны испытали серьезнейшие трудности, следствием которых станет снижение продуктивности скота и падение доходов фермеров? Ответ на этот вопрос получить сложно, поскольку мы потеряли практически все контакты с Каракалпакстаном.
Неизвестно нам и то, как там, в южном Приаралье, решают проблемы, вызванные гибелью моря и связанные с использованием водных ресурсов. Например, мы гордимся тем, что возродили Северное Аральское море (САМ), а заодно рыбный промысел, и считаем, что на юге, в дельте Амударьи, ничего не делают. Но если верить газете «Вести Каракалпакстана», в 2019-м объем улова рыбы в республике составил 15,2 тысячи тонн (она добывается в озерах), тогда как в САМ выловили немногим более восьми тысяч тонн. В Муйнаке, бывшем портовом городе на берегу тогда полноводного Арала, сегодня работает рыбоконсервный завод, мощности которого позволяют ежегодно перерабатывать 4 тысячи тонн, выпускать 200 тонн копченой рыбы, 400 тонн филе, около 9 миллионов банок с консервами.
Общая площадь посевов на орошаемых землях Каракалпакстана составляет 240 тысяч гектаров – на 50 тысяч больше, чем в Кызылординской области (в Мангистау занимаются, по сути, только животноводством). Под рис, самую влаголюбивую культуру, отдано 52 тысячи, в полтора раза меньше, чем в низовьях Сырдарьи, зато на 87 тысячах гектаров выращивают хлопок, который в северном Приаралье отсутствует. В производстве овощей и бахчевых между регионами наблюдается примерный паритет, а вот плодов и ягод там ежегодно собирают более 50 тысяч тонн, тогда как в Кызылординской области – в десятки раз меньше.
Братья по крови
На возделывание таких площадей и получение таких объемов продукции, как и на заполнение озер для поддержания там достаточно больших рыбных запасов, требуется немало поливной воды. Отсюда напрашивается вывод: в дельте Амударьи избрали совершенно иную стратегию решения аральской проблемы и использования водных ресурсов. Если мы сконцентрировались на спасении САМ, то они, построив разветвленную сеть каналов и их ответвлений, обеспечили сотни тысяч людей водой, а значит, работой и доходами.
Можно долго спорить, какая из стратегий лучше, но в данном случае хотелось бы сделать акцент на другом: почему наши соответствующие органы, специалисты, ученые не проявляют интереса к тому, что происходит на противоположной стороне прежде общего для нас Аральского моря, не изучают и не анализируют опыт соседей? Наверняка что-то оттуда можно перенять.
Кроме того, каракалпаки – это, по сути, наши братья по крови. Например, по мнению многих историков, именно они генетически наиболее близки к казахам. А еще, согласно данным Всесоюзной переписи 1989 года, в этой автономной республике на тот момент проживали около 320 тысяч казахов, которые составляли более четверти всего ее населения. Кстати, предпоследним руководителем Каракалпакстана в советский период (первым секретарем Каракалпакского обкома партии) был «наш человек», уроженец Северо-Казахстанской области Какимбек Салыков, занимавший этот пост в 1984-89 годы. Сейчас казахов там поменьше – примерно 300 тысяч, но это тоже очень внушительная цифра. Для сравнения: в четырех районах Кызылординской области, граничащих с Каракалпакстаном (Аральский, Казалинский, Кармакчинский и Жалагашский), проживают в обшей сложности 234 тысячи человек.
Плюс у нас многовековая общая история, а после создания Казахской АССР в течение пяти лет Каракалпакстан входил в ее состав в качестве автономной области. Вплоть до распада Союза его с Кызылординской областью объединяли довольно тесные связи: проводились Дни культуры, осуществлялись обмены делегациями рыбаков, рисоводов, овцеводов (и там, и там разводили каракульских овец, причем их поголовье доходило до полутора миллионов в каждом из регионов). Чабаны, кочевавшие со своими отарами по просторам Кызылкумов, могли запросто пересечь границу соседней республики, использовать ее пастбища, гостить у коллег. Пока Арал был судоходным, то есть до начала 1980-х, между Муйнаком и Аральском ходили суда, перевозившие различные грузы.
Эта автономная республика и сегодня представляет для нас несомненный интерес. Так, в конце прошлого года президент Узбекистана подписал постановление «О мерах по комплексному социально-экономическому развитию Республики Каракалпакстан в 2020-2023 годах». В нем, помимо всего прочего, предусмотрено создание свободной экономической зоны «Каракалпак-агро». А первая в Узбекистане СЭЗ появилась в соседней Навоийской области, которая тоже граничит с Кызылординской: в ней созданы привлекательные условия для иностранных инвесторов, среди которых мог бы быть и казахстанский бизнес.
В этой связи напрашивается такая тема. У нас в Казахстане большое внимание уделяется межрегиональному сотрудничеству с Россией, ежегодно, начиная с 2003-го, проводятся приграничные форумы с участием глав государств, министров, руководителей областей обеих стран. Может, стоит задуматься над использованием подобного формата сотрудничества и с Узбекистаном, тем более что он в последние годы демонстрирует быстрый экономический рост, реализует массу новых проектов в самых разных отраслях экономики?
Дорожная история
Между тем, сегодня на огромной по протяженности границе, разделяющей Кызылординскую область, с одной стороны, и Каракалпакстан с Навоийской областью, с другой, нет ни одного перехода – ни автомобильного, ни железнодорожного, нет ни одного пункта пропуска. Поэтому, например, чтобы доехать на автомашине от Кызылорды до Нукуса, столицы автономной республики, нужно сделать круг почти в полторы тысячи километров, хотя расстояние между ними по прямой почти втрое короче – примерно 540 километров. На поезде придется ехать еще дольше – 2300 километров с пересадками: сначала на северо-запад до Саксаульска, потом на юго-запад до Бейнеу, а оттуда на юго-восток до Нукуса.
На это обстоятельство недавно обратил внимание журналист Игорь Титенок, уже более сорока лет работающий в областной газете «Кызылординские вести». В своей статье «Воспоминания о будущем, или Почему госграница в нашей области уже тридцать лет на замке» он не только констатирует этот факт, но и призывает использовать начинающуюся реконструкцию автомобильной дороги «Кызылорда – Жезказган» для создания международного транспортного коридора. Тем более что Узбекистан уже выразил готовность к этому и даже направил соответствующее предложение в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК.
В 16 километрах от границы есть узбекское село Кокаяз, до которого проложена 188-километровая асфальтированная дорога от города Учкудук (да-да, того самого, который расположен на местности, воспетой ансамблем «Ялла»). Последний связан автомобильными трассами с Нукусом, Навои, а через Бухару – еще и с Туркменистаном. То есть, по территории соседней с нами страны достаточно проложить всего 16 километров, чтобы достичь границы. Оттуда предстоит построить 130-километровую дорогу до села Аккыр Жалагашского района и реконструировать 53-километровый участок от Аккыра до Кызылорды.
Для Узбекистана реализация данного проекта очень выгодна, поскольку его центральные и западные регионы получат значительно более короткие транспортные маршруты как в сторону Сибири (через трассу Кызылорда – Жезказган, которая дальше имеет выход на Павлодар и границу с РФ), так и в европейскую часть России (рядом с Кызылордой проходит автомагистраль Шымкент-Самара). Ну, и Казахстан тоже получит свои дивиденды. Речь идет далеко не только об использовании транзитного потенциала нашей территории, но и об активизации межрегионального сотрудничества с Узбекистаном, осуществлении совместных проектов, увеличении объемов взаимной торговли, разработке природных богатств Кызылкумов, которые пока слабо изучены.
Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК оценивает стоимость автомобильной дороги, которая соединит Кызылорду с Учкудуком, в 83 миллиарда тенге. Это сопоставимо с затратами на начинающуюся реконструкцию трассы Кызылорда – Жезказган (90 миллиардов). И только после ее завершения, как отметили в ведомстве, будет рассмотрен вопрос о реализации совместного с Узбекистаном дорожного проекта.
В этой связи журналист, обращаясь к общественности и к властям своего региона, призывает: «Нам надо сделать так, чтобы промышленно-строительные мощности на реконструкции дороги Кызылорда – Жезказган сразу заработали на дороге Кызылорда – Учкудук»…