Результаты наших атлетов на Олимпийских и Азиатских играх, мировых первенствах последних лет наталкивают на вывод, что казахстанский спорт переживает серьёзный кризис. О негативной динамике красноречиво свидетельствует и сравнение с соседним Узбекистаном: если прежде в принципиальном соперничестве двух братских республик и народов мы почти всегда брали верх в общем медальном зачёте, то теперь всё чаще проигрываем.
За явным преимуществом – не нашим…
На последней Олимпиаде спортсмены двух наших стран стали призёрами в боксе, борьбе, дзюдо, тяжёлой атлетике (в них отличились представители обеих республик), а также в таэквондо (узбек) и в каратэ (два казахстанца) – последнего в программе следующих Игр уже не будет. Именно единоборства и в несколько меньшей степени соревнования силачей собирают как в Казахстане, так и в Узбекистане наибольшую зрительскую аудиторию – разумеется, если не считать футбол, но в нём нам до наград крупнейших международных турниров как пешком до Луны.
Словом, для обеих соседних стран названные виды спорта – одновременно и самые популярные (хотя на большей части планеты Земля предпочтение отдают другим), и составляющие очень узкий круг «медаленосных». Прежде наши соотечественники становились призёрами ОИ также в лёгкой атлетике, велогонках, плавании, пулевой стрельбе, пятиборье, но это случалось редко и в основном благодаря отдельным уникумам, а сегодня в них нам, по сути, не на кого рассчитывать. Выше шансы в спортивной гимнастике, фехтовании (конкретно в мужской шпаге), стрельбе из лука – но это если ещё и фортуна улыбнётся. Так что главная ставка по-прежнему на единоборства и тяжёлую атлетику. В большинстве из этих видов спорта чемпионаты мира 2023-го уже завершились, а значит, можно подвести некоторые итоги.
Наиболее успешно и казахи, и узбеки выступают в мужском боксе. Конечно, прошедший чуть больше месяца назад ЧМ не вполне показателен, поскольку его бойкотировали несколько сильных сборных (им на последней Олимпиаде отошли более трети медалей, разыгрывавшихся на ринге), чьё отсутствие облегчило другим завоевание наград. Но мы же говорим о соперничестве непосредственно Казахстана и Узбекистана – а оно завершилось победой наших соседей, что называется, за явным преимуществом. Если брать в учёт только олимпийские весовые категории, то наши боксёры завоевали в них две награды из семи возможных (обе высшей пробы), а узбеки – шесть, включая четыре золотые.
Да, последние выступали в родных стенах, что в этом субъективном с точки зрения судейства виде спорта имеет немаловажное значение. Но ведь и на прошлогоднем чемпионате Азии, который проходил в Иордании и на который наша сборная поехала практически тем же составом, что и на ЧМ-2023, расклад был такой же: наши боксёры получили в олимпийских весах два «золота», тогда как узбеки – четыре. Что касается ближайшего резерва, то о его качестве можно судить по итогам молодёжного чемпионата мира, который семь месяцев назад принимала Испания. На нём члены сборной Узбекистана шесть раз поднимались на пьедестал почёта, причём четверо из них – на самую верхнюю ступень, тогда как спортсмены из команды РК довольствовались лишь двумя серебряными наградами. К слову, оба казахстанских финалиста проиграли в решающих поединках как раз таки узбекам.
В женском боксе преимущество пока за нами. Но именно пока. Сборная Казахстана участвует в мировых первенствах с середины «нулевых» годов и до 2022-го успела завоевать на них 18 медалей, включая 5 золотых. В Узбекистане же девушки стали заниматься этим видом единоборств гораздо позже и первую свою награду ЧМ добыли лишь в прошлом году. А на чемпионате мира 2023-го, который завершился два с половиной месяца назад в Индии, медальный расклад в олимпийских весовых категориях оказался следующим: Казахстан – одна серебряная и две бронзовые, Узбекистан – одна бронзовая.
О том, что узбечки, возможно, уже совсем скоро догонят наших девушек, свидетельствуют и результаты последнего молодёжного ЧМ: в их активе четыре награды, в том числе одна золотая, у сборной РК – пять медалей, включая два «золота» (с учётом всех двенадцати весовых категорий, а не только олимпийских, которых в женском боксе шесть). При этом на трёх участниц финальных поединков из Узбекистана пришлись лишь две наши соотечественницы.
Они – с медалями, мы – ни с чем
У дзюдоистов чемпионат мира проводится в объединённом формате – и мужской, и женский турниры организуются в одном месте, в одни и те же сроки. Плюс, в отличие от других видов единоборств, здесь все весовые категории (по семь у мужчин и у женщин) являются олимпийскими. А ещё в дзюдо есть смешанное командное первенство, которое присутствует и на мировых чемпионатах, и на летних Играх. В общей сложности разыгрываются 15 комплектов наград.
ЧМ-2023 прошёл полтора месяца назад в столице Катара. Если на шести предыдущих аналогичных соревнованиях и на двух Олимпиадах – 2016-го и 2020-го – казахстанские мастера татами удостаивались, как минимум, одной медали, то на сей раз никто из них не смог добраться до пьедестала почёта. Тогда как сборная Узбекистана увезла из Дохи четыре награды – две серебряные и две бронзовые. По общему их количеству она уступила только трём лидерам современного мирового дзюдо – японской, французской и грузинской, поделив 4-5 места с итальянской. А вообще призёрами ЧМ стали представители 22-х стран.
Как обычно, решающий вклад в узбекскую копилку медалей внесли мужчины. Но серьёзного прогресса добилась и женская команда, которая всегда считалась «слабым звеном» этой сборной – прежде она выглядела менее конкурентоспособной, чем даже казахстанская, тоже не особо хватавшая звёзд с неба. Одна из узбекских девушек, Диёра Келдиёрова, добыла серебряную награду, ставшую первой в истории женского дзюдо этой страны, а все вместе они добились равного соотношения побед и поражений во всех проведённых ими схватках (9:9), тогда как у наших дзюдоисток этот баланс оказался отрицательным (7:10).
Весьма показательными стали и результаты смешанного командного первенства, в котором от всех сборных в каждом противостоянии участвовали по трое мужчин и три женщины. Казахстанская дружина в первом же круге разгромно проиграла немецкой, хотя и довольно крепкой, но всё же не входящей в число мировых лидеров, – 0:4 (иными словами, для выявления победителя оказалось достаточно четырёх схваток из положенных шести). Тогда как узбекская дошла до сражения за «бронзу», в котором оказала упорное сопротивление очень сильной грузинской сборной и уступила ей со счётом 2:4.
Теперь о ближайшем резерве. На прошлогоднем юниорском чемпионате мира, который проходил в Южной Америке, казахстанские дзюдоисты, выступая практически полным составом (9 парней и 8 девушек), остались без наград. Тогда как узбеки, имея в своих рядах на двух спортсменов меньше, завоевали четыре медали, в том числе одну золотую, и заняли высокое 5-е место в общекомандном зачёте. Как видим, результаты и юниорского, и взрослого мировых первенств оказались для двух наших стран почти идентичными. Значит, можно говорить об определённой закономерности.
Недавно, в начале июня, в столице Азербайджана завершился чемпионат мира по таэквондо, на котором были разыграны 16 комплектов наград. Как и на предыдущем ЧМ, в сборной РК не оказалось никого, способного занять призовое место. И если в нашей женской команде три участницы остановились в одном шаге от пьедестала почёта, уступив соперницам в четвертьфиналах, то в мужской ни один из восьми казахстанских бойцов не смог пройти дальше 1/8 финала. Хотя в Баку поехали все сильнейшие таэквондисты страны. А вот команда Узбекистана завоевала четыре медали, в том числе две (серебряную и бронзовую) – в олимпийских весовых категориях. С таким же количеством наград она вернулась и с прошлогоднего ЧМ, на котором казахстанцы, повторюсь, остались без призовых мест.
Что касается борцов и тяжелоатлетов, то у них чемпионаты мира 2023-го ещё впереди – оба они пройдут в сентябре соответственно в Сербии и в Саудовской Аравии. На мировых первенствах по этим видам спорта, состоявшихся год назад, сборные Казахстана и Узбекистана показали примерно одинаковые результаты, завоевав на каждом из них по две-три медали. Посмотрим, как будет теперь.
Прошлое, настоящее и будущее
В других летних олимпийских видах спорта сегодняшний уровень международной конкурентоспособности атлетов из двух сравниваемых стран оставляет желать много лучшего. Если брать так называемые медалеёмкие, то во многих из них (лёгкая атлетика, плавание, гребля на байдарках и каноэ, академическая гребля, велогонки) сборные РК и Узбекистана примерно равны по силам, в некоторых – спортивной гимнастике, пулевой и стендовой стрельбе – чуть лучше выступают казахстанцы. Но даже там, где прежде мы имели преимущество, соседи уже догоняют нас.
Взять фехтование, в котором тоже разыгрывается большое количество олимпийских наград – 12. На взрослых турнирах марку нашей страны высоко держат только мужчины-шпажисты, тогда как в остальных дисциплинах гордиться особо нечем. Что касается мировых первенств среди юниоров и кадетов, то последний раз флаг Казахстана на них поднимали в 2018-м. А вот юные узбекские фехтовальщики с трёх последних ЧМ неизменно возвращались с медалями, причём их завоевали четыре разных спортсмена и спортсменки. Один из них, саблист Зухриддин Кодиров, год назад был удостоен титула чемпиона мира в своей возрастной категории. Ставшая тогда же серебряным призёром среди юниорок ныне 20-летняя Зайнаб Дайибекова на днях выиграла «золото» взрослого чемпионата Азии в женской сабле, опередив, помимо прочих, лидера мирового рейтинга из Японии. В то время как лучший результат казахстанцев во всех шести личных турнирах на этом континентальным первенстве – выход одного нашего шпажиста в 1/4 финала.
Теперь совершим небольшой исторический экскурс. По итогам первой летней Спартакиады народов СССР, которая состоялась в 1956-м, Казахстан занял 13-е место, пропустив вперёд себя и Узбекистан (11-е), и многие другие союзные республики, за исключением Молдавской, Туркменской, Таджикской, Киргизской и Карельской (была тогда и такая). Но со временем Казахстан стал подниматься всё выше и выше, а, начиная с 1975-го, постоянно становился на Спартакиадах 6-м – после РСФСР, Украины, Москвы, Ленинграда и Белоруссии. То есть, наша республика постоянно оставляла Узбекскую позади себя, хотя с середины 1970-х стала уступать ей в численности населения: к моменту распада СССР там проживало почти 20 миллионов человек, а в Казахстане – 16,5 миллиона.
Можно привести и другие цифры, которые свидетельствовали о нашем превосходстве над соседями в спорте. Если суммировать всех, кто в составе делегации Союза (а в неё отбирались только сильнейшие в огромной стране) ездил на летние Олимпиады, то у Казахстана наберётся 97 «человеко-участий», тогда как у Узбекистана – 59, или чуть ли не вдвое меньше. В индивидуальных дисциплинах представители нашей республики завоевали на летних Играх 27 наград (в том числе 11 золотых), а Узбекской ССР – 13 (3). Значительно превзошли казахстанцы соседей и по количеству олимпийских медалей, полученных в командных первенствах, в эстафетах, в игровых видах спорта – волейболе, баскетболе, водном поло…
После обретения независимости на протяжении почти четверти века наши атлеты и на Олимпиадах, и на Азиадах тоже показывали более высокие результаты, чем узбекские. Но на ОИ-2016 соседи ненамного обошли нас в медальном зачёте, затем то же самое повторилось на континентальных Играх 2018-го. Наконец, на последней Олимпиаде Узбекистан занял вполне достойное 32-е место, тогда как Казахстан – лишь – 83-е. Да, у нас оказалось больше медалей в сумме, но все они были бронзовыми, а вот узбеки завоевали три «золота». И судя по результатам последних чемпионатов мира – как взрослых, так и юниорских, наше отставание от соседей в обозримой перспективе будет только нарастать…