Казахстан, будучи молодой и прогрессивной страной, стремящейся к разностороннему развитию своей экономики, всегда уделял большое внимание вопросам развития культуры, даже в период пандемии коронавируса. О том, каких успехов в этой сфере страна достигла за 30 лет независимости, мы беседуем со старшим экспертом Института общественной политики Акботой Мамажановой.
- Какие политические решения стали основными двигателями развития сферы культуры в Казахстане?
- В 2004 году по инициативе первого президента страны стартовала государственная программа «Культурное наследие», главными аспектами которой стали развитие и укрепление национального самосознания казахстанцев, открытие миру богатства национальной духовной сокровищницы, создание системы изучения национального культурного наследия. Спустя десять лет, в 2014 году, Указом Нурсултана Назарбаева была утверждена масштабная Концепция культурной политики РК, которая представляла собой четкое видение дальнейшего процветания культурного потенциала страны.
Следующим шагом в развития сферы культуры стала выдвинутая Елбасы национальная идея духовной модернизации и обновления национального сознания «Рухани жаңғыру», которая предложила своевременные изменения общественной системы духовного и культурного развития граждан. В ней заложена основная цель нации на новый исторический период – сохранить и приумножить ее духовные и культурные ценности.
Примечательно, что специальный проект программы «Рухани жаңғыру» «Современная казахстанская культура в глобальном мире» был презентован в октябре 2017 года в Штаб-квартире UNESCO в Париже. И сразу же в течение года в рамках программы состоялись гастроли республиканских театров и концертных организаций в 11 странах мира: Италии, Венгрии, Франции, Румынии, Бельгии, России, Узбекистане, Нидерландах, Германии, Азербайджане, Японии. Кроме того, прошли Дни культуры казахстанского кино во Франции, Румынии и США. Все эти мероприятия позволили продемонстрировать различные направления казахстанской культуры широкой зарубежной аудитории.
Всего за период с 2017 по 2020 годы в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» проведено около 132 тысяч мероприятий, которыми охвачено 53,6 миллиона человек. На их организацию было привлечено свыше 330 миллиардов тенге меценатских и спонсорских средств.
Идейным продолжением программы «Рухани жаңғыру» выступила статья Елбасы «Семь граней Великой степи», в которой он обращает внимание на историческое наследие Казахстана, продолжение и укрепление модернизации исторического сознания.
Особым событием мирового значения стало включение в список Всемирного культурного наследия UNESCO уникальных отечественных памятников, среди которых: мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи (2003 год), археологический комплекс «Тамгалы» (2004 год), объект природного наследия «Сарыарка – степи и озера Северного Казахстана» (2008 год) Шелковый путь: сеть маршрутов Чанъань-Тянь-Шанского коридора (2014 год), а также Западный Тянь-Шань (2016 год).
Одновременно в Казахстане развивалась культурная инфраструктура, отвечающая мировым стандартам. Построены Дворец мира и согласия, Казахский драматический театр имени К.Куанышбаева, Национальный театр «Астана Опера», Президентский культурный центр, Государственный цирк, Дворец мира и согласия, Центральный концертный зал, Национальный музей, Академия хореографии.
Наряду с этим принимались меры финансовой поддержки деятелей культуры, работников специализированных школ и колледжей, организаций культуры и искусства. Среди этих мер - повышение заработных плат, которое коснулось почти 34 тысяч человек, ежемесячные денежные выплаты артистам балета, специальный коэффициент к должностному окладу профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений сферы культуры и искусства. Плюс были созданы условия для обеспечения их жильем.
В целях усиления государственной поддержки представителей сферы, а также талантливой молодежи в 2000 году учреждена стипендия первого президента в области культуры, которая изначально составляла 240 МРП, а в 2020 году была увеличена до 660 МРП. Создание комфортных условий для деятелей и работников культуры, как и строительство культурных объектов, безусловно, способствовали их мотивации, развитию сферы и воспитанию нового поколения талантливых казахстанцев.
- А какие коррективы внесла в развитие сферы культуры пандемия коронавируса?
- Современная культура Казахстана развивается с учетом реалий сегодняшнего дня. На это указывает тот факт, что в период ограничительных карантинных мер большое внимание уделялось внедрению информационных систем, которые способствовали непрерывному культурному обогащению населения.
По данным Бюро национальной статистики, в настоящее время во всех регионах страны действуют 65 профессиональных театров, в том числе четыре национальных (этнических): уйгурский, корейский, немецкий и узбекский театры. Из них с доступом в интернет – 61 театр, посредством беспроводных технологий (Wi-Fi) – 43, а также 60 театров с наличием своих интернет-ресурсов. Многими из них в этот период были организованы так называемые виртуальные туры, в том числе на сайте 3d-maps.kz. Среди них - Государственный театр оперы и балета «Астана Опера», «Астана Балет», «Жастар», Казахский музыкально-драматический театр имени К. Куанышбаева и другие культурные объекты.
Наиболее посещаемыми в 2020 году были театры Алматы (245 тысяч человек), Восточно-Казахстанской области (более 160 тысяч человек) и Нур-Султана (более 150 тысяч человек). Общее число зрителей театров по стране составило почти 900 тысяч человек. Для сравнения: до пандемии, а именно в 2019 году этот показатель был втрое больше – около 3 миллионов человек.
Что касается музеев, то в прошлом году их количество достигло 253. В сравнении с 2019 годом цифра увеличилась на три единицы и на 37 единиц за 10-летний период (с 2011 года). Общее число их посетителей превысило 2,3 миллиона человек, из них детей – 877 тысяч или 37,3 процента. Годом ранее количество посетителей насчитывалось более 6,8 миллионов, из которых около 3 миллиона или 44,4 процента – дети.
Ряд казахстанских музеев для удобства людей также оцифровал экспонаты и предоставил доступ к своим залам посредством онлайн соединения. Сегодня совершить виртуальные экскурсии можно, например, по залам Центрального государственного музея РК, Музея народной немецкой культуры, музея-заповедника «Хазрет-Султан», Государственного музея искусств Казахстана им. А.Кастеева и другие.
В целом, по данным исследования Института общественной политики, которое было проведено в апреле 2021 года, доля казахстанцев, удовлетворенных досуговыми учреждениями страны, составила 71,1 процента. Данный показатель свидетельствует о том, что сегодня для онлайн жизни казахстанцев созданы достаточно комфортные условия.
- То есть сфера культуры активно ушла в «цифру». Но в полной ли мере население обеспеченно интернетом, чтобы следовать за ней?
- По данным Cable.co.uk, Казахстан входит в ТОП-10 стран с самым дешевым интернетом. В 2020 году в соответствующем мировом рейтинге он занял 6-е место, обойдя почти все развитые страны. Хотя еще в 2016 году в Индексе стран по уровню доступности интернета наша страна занимала 28 место, опередив США, Гонконг и Монако. Тогда доля населения с доступом к глобальной сети составляла 84,4 процента, 76,2 процента граждан имели компьютер. К настоящему времени охват населения Казахстана интернетом достиг 99 процентов!
Как мы видим, цифровая эпоха влияет на культуру через основные тренды, и здесь мы должны учитывать роль новых медиа. Растет популярность разных платформ, посредством которых можно знакомиться с культурными ценностями других стран. По данным исследования Института общественной политики, которое было проведено в августе 2020 года среди 6800 респондентов, сегодня интернетом пользуются 65,3 процента казахстанцев. В частности социальную сеть Instagram используют 58,7 процента респондентов, Facebook - 34,3 процента, каждый второй казахстанец смотрит YouTube - 47,1 процента.
Потенциально эта часть населения может пользоваться онлайн ресурсами культурных учреждений и предоставляемыми национальными сервисами. Тем более что значительное количество казахстанских кинокартин представлены на международных стриминговых платформах, таких как IVI, Megogo, Кинопоиск. А в медиасервисах Yandex есть отдельная вкладка для подкастов казахстанского производства. Плюс компанией «Казактелеком» создана отечественная телевизионная платформа TV+.
Казахстанская культура успешно интегрируется в глобальном мире, сохраняя при этом свою национальную идентичность. Большая в этом заслуга и наших ярких талантливых соотечественников, которые благодаря своей популярности за пределами страны способствуют узнаваемости национального бренда.