Ещё несколько десятилетий назад Казахстан переживал бурный культурный и научно-интеллектуальный подъём, а сегодня мы всё чаще характеризуем состояние нашего общество страшным словом «деградация». Что печально – пути назад нет, что обнадёживает – можно построить нечто иное, прогрессивное, своё. О том, как это сделать и кто должен закладывать первые кирпичики в фундамент качественной культурной среды, рассуждает писатель и общественник Бекнур Кисиков.
- Бекнур Сейтжанович, в Казахстане сейчас много говорят о кризисе культуры. В чём конкретно, на ваш взгляд, он проявляется?
- О кризисе культуры говорят во всём мире, а не только в нашей стране. Причём эта проблема была актуальна во все времена - о ней писали ещё такие философы, как Ницше, Шопенгауэр, Кьеркегор. Кризис этот проявляется в том, что мы слабеем духовно под натиском всё более усиливающегося догмата прагматизма. И на этом фоне развивается уже дискурс о кризисе идентичности. Но он скорее научный, нежели прикладной.
- Каковы причины этого кризиса именно в нашей стране?
- Для начала нужно понять, что такое вообще культура. Сегодня у этого термина множество трактовок, вокруг которых постоянно ведутся споры. Но чтобы сузить их до рамок нашей дискуссии, буду отталкиваться от определения, которое близко лично мне: культура — это практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей. Причём этой практической реализацией занимаются не только сами люди в целях саморазвития, но и целое министерство и управления в регионах. То есть это отдельная отрасль, а ещё точнее - сектор экономики, где задействовано много профессионалов и «крутятся» серьёзные деньги.
Так вот, если говорить о культурной политике государства, то одна из главных причин кризиса, на мой взгляд, кроется в её централизации, то есть сосредоточении усилий на крупных мегаполисах. Посмотрите, как бурлит культурная жизнь в Астане и Алматы – это и музеи, и театры, и кинозалы, и выставки, и концертные площадки. Здесь проводятся крупные мероприятия, особенно в рамках каких-то значимых дат и событий, часто с участием зарубежных артистов. Нельзя, конечно, сказать, что всего этого достаточно для полноценного удовлетворения культурных потребностей местных жителей. Но ведь в регионах нет даже малой доли того, что есть в двух столицах, где сосредоточена лишь одна шестая часть населения страны. А это серьёзная проблема, которая и ведет к тому, что общество в большинстве своём нищает духом.
На этом фоне искусство как таковое становится вторичным, ненужным. Хотя именно оно помогает воспитывать думающих, критически мыслящих людей. Вот почему нельзя относиться к таким вещам поверхностно или выборочно. Пока мы не начнём активно развивать собственную культуру, нам придётся потреблять чужую, бульварную, фастфудную.
- Одно дело государственная политика, и другое – мотивация самих граждан. Как вы считаете, почему наши соотечественники, особенно молодые, стали меньше ходить в театры, музеи, посещать выставки, а главное – совсем перестали читать?
- В последние годы страна переживает один экономический кризис за другим, что негативно отражается на доходах казахстанских семей. В такие сложные времена культура всегда оказывается на задворках. Люди просто пытаются выживать, и им, как говорится, не до высоких материй.
Впрочем, это лишь одна из причин снижения интереса широких масс к искусству. К примеру, я живу в Алматы, где часто хожу на вернисажи, презентации книг и других культурных продуктов, которые производятся здесь в большом количестве. И обычно бросается в глаза отсутствие на такого рода мероприятиях рядовых граждан. Среди посетителей в основном друзья и знакомые авторов, сами деятели культуры и журналисты. А ведь речь идёт о «культурном центре» и «самом читающем городе» страны! Что уж говорить о регионах, где жизнь гораздо менее яркая…
Однажды, чтобы попасть на бродвейское шоу, мне пришлось отстоять огромную очередь и заплатить 230 долларов. По сравнению с Нью-Йорком в том же Алматы культурные объекты куда более доступны и дешевле, но, увы, они мало востребованы населением. И тут никакая государственная культурная политика не сработает. Люди предпочитают тратить деньги на торговые центры и моллы, которые стали воплощением современной субкультуры потребительства. Хотя я считаю эти объекты не самым притягательным явлением городской жизни. Более того, влияют они на общество скорее отрицательно, нежели положительно. Кстати, в некоторых странах торговые центры ушли в регресс, и их будущее достаточно туманно. А у нас они продолжают плодиться.
- Тем не менее, граждане активно интересуются творчеством людей, которые делают Казахстан узнаваемым в мире. Среди них актриса Самал Еслямова, певец Димаш Кудайберген, диджей Иманбек. Может, проблема в том, что наши достижения в культуре слабо популяризируются, и именно на этом стоит сделать акцент, чтобы привлечь внимание населения?
- Могу судить об этом лишь как потребитель культуры, рядовой обыватель, который смотрит на отрасль не изнутри, а извне. Да, нам есть чем гордиться. Помимо Самал, Димаша, Иманбека, у нас есть Марат Бисенгалиев и Жания Аубакирова, известные во всем мире. Но, как мне кажется, невозможно поднять культуру населения за счёт отдельных личностей. Тот же Димаш, какой бы огромный вклад он ни вносил в её развитие, не заменит всю государственную политику в этой сфере. Тут нужен системный подход. И потом, важна в целом культура общества, а не только трансляция культуры через исполнителей.
- Давайте перейдем к главному вопросу – чем чреват кризис культуры? Какое общество мы в итоге получим?
- Последствия этого кризиса мы уже наблюдаем в виде роста коррупции, преступности, домашнего насилия, радикализации, падения уровня образованности населения и т.д. Пожалуй, самой яркой его демонстрацией можно назвать январскую трагедию. Мы не можем знать всех её причин, но в одном можно быть уверенными – она стала результатом не только копившихся годами социальных проблем и культурной деградации общества, но и того, что мы разучились элементарно слышать и понимать друг друга, уважать и поддерживать. Экономический кризис, кризис культуры, кризис доверия, кризис ценностей – всё смешалось и, в конце концов, привело к взрыву. Думаю, нам ещё многому предстоит учиться, и прежде всего тому, как жить в социуме, как формировать здоровое общество.
- Но все эти кризисы случились не в один момент, они вызревали годами и даже десятилетиями. А это значит, что мы уже упустили целое поколение, на которое возлагали большие надежды. Понятно, что приобщить молодых людей к культуре сложно, но можно попытаться их заинтересовать. Как это сделать? Допустим, с раннего возраста приучать к чтению…
- Мы так много упустили, что одним лишь чтением ситуацию не исправить. Впрочем, библиотека вполне могла бы стать консолидирующим фактором. К примеру, во всём мире сейчас приобретают популярность современные её формы типа арт-спейсов, которые служат не только местом хранения книг, но и публичным пространством, социальным центром для интеграции молодежи в культурную среду. Кстати, в Алматы уже появляются такие проекты, что, конечно, не может не радовать.
Но культура имеет много слоёв и объединяет много субнаправлений, что, повторюсь, требует комплексного и системного подхода. Разумеется, «наверху» это понимают, много обсуждают, пишут программы и стратегии, выделяют средства из бюджета. Но в реальности никаких изменений не происходит. Почему? Потому что всё делается не ради культуры, а ради тендеров. То есть сама реализация культуры через тендеры приобретает уродливые формы. Порой получается так, что главное – это сам тендер, а дальше хоть трава не расти. Я вообще считаю, что вся эта тендерная тематика сильно исказила сознание людей. Думаю, ученым ещё предстоит исследовать данный феномен и его влияние на общество, экономику и сферу культуры.
Что делать? Создавать базу, а именно прививать культуру с детства – в детсадах, школах. Но это должна быть не только теория, но и практика. В то же время я против кампанейщины и попыток что-то насадить. Есть множество более адекватных способов и инструментов, которые позволят сделать культуру интересной и притягательной. Хотя, согласно истории, иногда культуры приходится прямо насаждать. Порой это оправданно.
Но развитие начинается с малых, но искренних и бескорыстных шагов, которые не развращают граждан, не превращают их в сообщество потребителей/пользователей эрзаца культуры. Как вселенная состоит из крошечных атомов, так и культура общества создается индивидуальностями, коих в нашей стране становится всё меньше и меньше.
- Но финансовая составляющая является далеко не последней в развитии любой сферы, в том числе культуры...
- Если уж финансировать культуру, то в первую очередь стоит поддержать самих работников этой сферы, большинство из которых получают мизерные зарплаты и вынуждены искать дополнительные источники дохода. Фактически они являются бойцами культурного фронта и должны иметь достойные условия для творчества. То же самое касается педагогов, закладывающих основу культурного воспитания наших детей, и гражданских активистов, которые на общественных началах пытаются улучшить ситуацию. Именно за трудом этих людей, синергией простых, но практических шагов и находится так называемый культурный интеллект.
Сегодня развитием культуры в стране занимаются те немногие подвижники, которые фактически не получают ни тиына из бюджета на свои начинания. Например, могу отметить пространство Ala Space в Алматы, которое силами музыканта и композитора Ерлана Стамбекова организует некоммерческие культурные проекты для города (творческие вечера, концертные программы, благотворительные акции и прочее). Таких неформальных площадок, как и самих подвижников, должно быть много - тогда нам удастся заинтересовать общество, сделать культуру трендом, вытащить из задворок очень прагматичного, но в то же время чересчур материального мира.