В последние годы в Казахстане усилились дискуссии вокруг необходимости консолидации общества и укрепления национальной идентичности на основе исторического наследия и культурного потенциала страны. С этой целью был разработан ряд государственных программ, в том числе долгосрочная Концепция культурной политики РК. Но учитывая, что страна находится лишь в начале этого пути, нам еще предстоит многое пересмотреть и переосмыслить. О том, на какие вопросы культурного развития нации стоит обратить особое внимание, мы беседуем с кандидатом философских наук, ассоциированным профессором кафедры истории и права Университета Шакарима Айзат Мукатаевой.
Культурное единство
- Айзат Амантаевна, считается, что развитие культуры не менее важно, чем развитие экономики. Почему?
- Развивать культуру как главный приоритет государства важно потому, что в будущем главным источником конфликтов и разделения людей и цивилизаций станет, по-видимому, не экономика, не идеология, а именно культура. А вернее – неравномерность развития культур. Культурные разделительные линии цивилизаций, как показывают некоторые современные исследователи, станут «линиями фронтов» будущего, причем линии эти будут проходить по территории полиэтничных и мультикультурных государств.
Казахстан – полиэтническое государство, поэтому в вопросе о нашем культурном своеобразии необходим особый акцент на вненациональных чертах содержания любой культуры, на межэтническом синтезе форм и черт различного происхождения, на межкультурном взаимодействии как основном условии органичного развития культуры всякого народа. С этим и должна быть связана государственная политика Казахстана в области культуры: необходимо разработать мероприятия, направленные на развитие и поддержание самобытных этнических культур, а также создать условия для развития и безболезненной интеграции в единую казахстанскую культуру.
В рамках реализации Концепции культурной политики необходимо формировать и культурную элиту Казахстана, то есть субъектов реализации этой политики. Особенно важно помнить и о различии культуры внешней и культуры внутренней. Первая без второй обречена быть формальной, а в условиях глобализма – еще и унифицированной. Одновременно с этим выхолащивается внутреннее содержание культуры, а с ним и достоинство человеческой личности.
Следовательно, необходимо развивать культуру внутреннюю и одновременно – способность и потребность в творческом труде, созидающем культуру в окружающем человека мире. Ибо культура не сама по себе возникает и развивается, – ее создают и формируют люди, даже если речь идет о культуре поведения, мышления и т.п. Поэтому культуру необходимо понимать как внешнее выражение того, что есть во внутреннем мире людей: духовны они или бездуховны; бескорыстны или меркантильны; стремятся помогать другим или самоутверждаться.
- Казахстан взял курс на возрождение традиционной культуры казахов. Каким ее особенностям необходимо уделить первостепенное внимание?
- Действительно, в Казахстане происходит «решающий сдвиг» в этом плане. Имеются и соответствующие интуиции, и даже вполне осознанные призывы к возрождению культуры как если не единственного, то главного, что может помочь в возрождении народа.
Если взглянуть на казахскую культуру в историко-генетическом разрезе, то она, по общему признанию многих ученых (С.Акатая, Н.Масанова, Н.Курманбаевой и других), синкретична, так как формировалась на стыке различных цивилизационных ареалов. Этот синкретизм или точнее единство казахской (и ее преемницы – казахстанской) культуры глубоко подмечен философом Ф.К.Бисенбаевым. Он в частности обращает внимание на то, что современное духовно-культурное пространство Казахстана представляется, на первый взгляд, весьма сложным, запутанным и противоречивым образованием. Составляющие его элементы кажутся глубоко разнородными: в одних случаях они выглядят принципиально несопоставимыми (если исходить из факта уникальности и самобытности образующих его этнических культур); в других – откровенно несовместимыми (если исходить из требований к обществу и человеку, вытекающих из норм и образцов тех или иных конфессий, культур, этносов). Но это на уровне поверхностного, макроскопического взгляда. На самом же деле, подчеркивает он, все эти культуры обладают глубоким внутренним единством, и это единство можно обнаружить лишь сместив взгляд с содержательного уровня (где глаз замечает лишь различия) на бытийный (то есть на существование этих содержаний), где значим как раз сам факт длительного сосуществования и коммуникации этих культур в едином социальном пространстве.
А вообще «экологичность» мироотношения казахов и их приверженность родовой памяти свидетельствуют о большом гуманистическом потенциале традиционной культуры. Речь в том числе идет об опыте межличностного общения, воспитывающего способность к взаимопониманию, взаимной поддержке и сотрудничеству, качествам, так необходимым для реализации казахстанской идеи как фактора формирования социально ориентированного гражданского общества. Все это и дает основание говорить о необходимости возрождения традиционной казахской культуры и использования ее ценнейшего духовно-практического и культурного опыта.
К тому же особенностью духовного мира казахского народа является его принадлежность к тюркскому миру, в котором сосуществует множество этносов. При этом нельзя забывать, что духовно-нравственная основа человечества едина, а конкретно-историческая реализация этого опыта в различных общностях различна. Традиции, обычаи, ритуалы, предназначенные для сохранения, выживания общности и человеческого рода в целом, «пропитаны», «пронизаны» духовнонравственным опытом.
Тут главное, чтобы процесс актуализации и возрождения традиционной культуры казахов (как и любого другого этноса) не превратился в навязанную сверху унификацию. Для этого надо всемерно развивать творческие способности людей, ведь только благодаря этим способностям будет созидаться культура бесчисленных творческих индивидуальностей. Поэтому лишь тогда, когда культурная идентификация протекает как единство изменчивости и устойчивости, появляется и единство (между людьми, в их отношениях, а не в смысле «одинаковости» их культур), и одновременно – многообразие (в смысле культурных произведений, а не индивидуализма и разъединенности людей). Этот процесс в качественном отношении двусторонний, где разновекторные потоки необходимо сделать взаимодействующими друг с другом.
Возрождение и развитие культуры – задача государственного уровня и масштаба. Не будем сейчас говорить о необходимости государственного финансировании культуры - эта набившая оскомину потребность самоочевидна в свете всего вышесказанного. Важно формировать в гражданах Республики Казахстан, особенно молодых, мотивацию к обретению традиционных ценностей, воспитывая их на образцах прошлого. И в то же время вырабатывать общечеловеческие или универсально-всеобщие ценности, а также цельные представления о Мире и Человеке.
Без отрыва от корней
- А что насчет кросскультурного диалога и взаимодействия? Они ведь тоже считаются важными на данном этапе развития…
- Да, но отнюдь не потому, что надо «раствориться» в другой культуре, позабыв о своей, а потому, что на стыке, даже изломе культур крайне важно присоединиться к определенной культуре, а не отвергать все, тем самым теряя свое.
Обращение к глубокому и всестороннему анализу истории культуры народа, сохранению и преумножению всего лучшего, созидательного и формирующего единство и целостность национальных ценностей культуры должно обеспечить сохранение уникальности и самобытности традиционной культуры казахов. Это нацеливает на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, свободно реализующей свои творческие способности, на необходимость развития человеческого в человеке, на совершенствование и развитие его нравственной культуры, его духовности. Для этого необходимо целенаправленное воспитание и последовательное формирование человеческих чувств и активизация индивидуального самосознания, создающего условия для самоопределения. Проблема человека в современном общественном развитии это есть проблема его самоопределения. Понимание своей значимости может задать направленность мировоззрению личности.
Процессы маргинальности, отчуждения от своих корней являются результатом пассивной, неустойчивой жизненной позиции, когда позволительным явлением было то, что за них все решалось и допускалось нерефлекторное подражание, навязывались «готовые» ценностные нормы, не оставляя право выбора, право на осмысление происходящего.
- Насколько вообще наши граждане подвержены культурному влиянию извне?
- Казахстанская общественность еще недостаточно обращает внимание на пагубное одностороннее развитие, свойственное Западу с его крайним индивидуализмом, рационализмом и вещизмом европейской цивилизации. Но под влиянием Запада может пойти процесс дальнейшего отчуждения от своих «корней» и потеря нравственных традиционных устоев. Это стало заметно по происходящим в обществе ситуациям, когда с целью для личного обогащения люди идут на тяжелые преступления. Каждый стал думать лишь о собственном благополучии, что говорит о глубочайшем духовном кризисе, охватившем не только европейскую культуру, но и нашу, о чем пишут многие мыслители современности.
Так, в настоящее время становится совершенно очевидным, что ценности и нормы «правильной» западной цивилизации на казахскую почву без учета специфики ее ценностных основ окажутся несостоятельными и не смогут быть восприняты народом. С другой стороны, видимые, верхушечные плоды имитируемой цивилизации нежизнеспособны без культурной, философской и даже религиозной базы, на которой они выросли. Основой достижений Запада в сфере материального производства, движущей силой ее модернизации явился индивидуализм, стремление к личному обогащению.
- В последние десятилетия мы наблюдаем процессы маргинализации и манкуртизации казахского общества. Чем вы это объясните?
- Эти процессы являются результатом модернизации, раскрывают важные закономерности в характере культурных изменений. Особенно это заметно в период аккультуризации, когда жители села переезжают в город, в котором им приходится сталкиваться с проблемами индивидуализованного городского общества. Человек, привыкший к тому, что он знаком с каждым в родном ауле и каждый готов принять участие в его проблемах, впервые в городе встречает равнодушие к своей персоне со стороны людей, живущих, казалось бы, совсем рядом. Так происходит первая ощутимая тревога за себя и близких, первое ответное безразличие к окружающей действительности. Он замыкается в собственных проблемах и не торопится идти за помощью, потому что не уверен, что его могут понять и поддержать.
Складывается противоречивое мировосприятие между тем, каким был окружающий мир, и тем, что существует в реальности. Человек начинает самостоятельно выходить из сложившегося положения как умеет, на основе своего понятия и собственного опыта. Но от того, каким духовным багажом он обладает, будет зависеть то, насколько он будет способен противостоять натиску извне, сможет ли отвести духовное отчуждение и сохранить свою духовнонравственную целостность. Если он не утратил способность к анализу и осмыслению собственной ответственности не только за себя, но и за окружающий мир, то не все потеряно.
Во многих странах, несмотря на громадные технические достижения современной цивилизации, нравственная культура сталкивается с серьезными кризисными явлениями. Человечество испытывает оскудение своих духовных оснований, отражающихся и в художественной культуре, и в невостребованности искусства. Особенно это заметно по отношению к фольклору. Сегодня урбанизированное социальное поле не в состоянии взрастить или даже сохранить имеющееся народное творчество, поскольку в него извне привносится так называемая массовая культура – своеобразный антифольклор, который до предела раскачивает маятник дихотомии: от массы, где личность – ничто, до малой группы, где личность – все.
На основе неудовлетворенности имеющимся народным творчеством появляется интерес к чужому, необычному, ранее неизвестному. Это было бы положительным явлением в том случае, если бы при этом не забывалось, а даже сравнивалось свое исконно народное, отмечались какие-то его особенности. Тогда следовало бы ожидать новых творческих всходов художественной культуры. Фольклор как народное творчество – это кладезь нравственных знаний, отношений к окружающей действительности. Именно в нем можно обнаружить отличительные особенности и богатство традиционной казахской культуры.
Конфликт ценностей
- Какие ценностные приоритеты культуры необходимы нашему обществу?
- Говорить о том, что нет национальной идеологии в этом направлении нельзя. Однако запоздалость в переходный период государственной идеологии на деле породил новую идеологию, достаточно размытую в своих позитивных характеристиках, но с четко выраженной направленностью на дискредитацию не только прежних советских, но и вековых национальных фундаментальных ценностей. Новое поколение граждан вынуждено порывать со своими традиционными устоями. Все главные процессы и решения происходят на уровне индивидуалистического выбора личности. Моральное сознание оказалось в ситуации, которую вслед за Кантом можно определить как «ситуацию двусмысленных притязаний».
По сути, возник конфликт ценностей, когда мораль теряет очевидность, не может поддерживаться силой традиции, и люди, раздираемые противоречиями, не могут правильно сориентироваться в создавшейся ситуации. Это чрезвычайно драматический процесс, который может привести к разрушительным социальным последствиям, если он не будет опираться на одну из главных опор и смыслообразующих каркасов, каким является нравственная культура, в которой эта личность формируется, живет и реализует себя.
По нашему мнению, внутри национальной культуры сегодня совершенно очевидно происходят коренные изменения, наряду с социально-экономическими достижениями идет процесс формирования ее мировоззренческих, ценностно-ориентационных и духовнонравственных основ. Необходимо сейчас пересмотреть и дать качественное направление ценностным основам современной культуры. Ее состояние охвачено кризисом, который проявляется в том, что всевозрастающей проблемой для казахстанского общества становится практический разрыв морали и политики, развитие конформизма и прагматизма, эгоцентризма и индивидуализма. Отсутствие ценностного сознания, игнорирование ответственности перед обществом ведет к действиям, часто наносящим ущерб интересам собственной страны и народа во имя своекорыстных интересов отдельных личностей. Это, во-первых.
Во-вторых, в современном обществе наблюдается ослабление роли государственных образовательных учреждений в определении национального идеала и пути дальнейшего ее развития. В-третьих, нарастающий культ материальных «ценностей» вещизма и безудержного потребительства подрывает основы духовнонравственных ценностей. Безусловно, в ходе исторического процесса действительность должна подвергаться критическому переосмыслению, однако при этом нужно очень бережно относиться к подлинным национальным святыням как основополагающим ценностям.
Закон преемственности культурно-исторического процесса – универсальный, всеобъемлющий закон, и всякое нарушение его может вести к тяжелым последствиям в развитии культуры. Так, в 1990-х годах едва не получило негативную оценку и не стало антиценностью понятие «патриотизм». К чему это привело на практике, хорошо известно. Не случайно правительством республики было принято специальное Постановление о патриотическом воспитании граждан.
Между тем понятие патриотизма всегда имело особую ценность для казахов. История знает немало имен своих патриотов, которые могут служить примером подрастающему поколению. Они видели не только духовные пути своего народа, но и его соблазны, слабости и несовершенства. Ведь любить свой народ не значит льстить ему или утаивать от него его слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с ними.
И в наши дни эти ценности не утратили своего значения. Сегодня как никогда человеку важны не только материальные, но и духовные стимулы для развития. В условиях нравственного вакуума, вызванного сломом старой идеологической системы, переоценкой ценностей, обусловленной сменой общественной формации, особенно важно, чтобы наши органы культуры были способны дать людям заряд высоких помыслов, приобщить молодое поколение к ценностям многовекового духовного и культурного наследия народа, всей мировой цивилизации.
Осуществление нынешних реформ, процессы глобализации на нашей планете и дискуссии о месте Казахстана в них выдвинули на первый план, кроме прочих, и проблемы оптимального сочетания отечественных традиций и достижений, реализованных в других обществах, традиционной отечественной культуры и ценностей модернизации. Но ускоренная модернизация чревата общественным кризисом, если она не подкреплена адекватными духовными факторами. Обмен ценностями и заимствования у других социально-культурных общностей общественно-экономических, научно-технических и культурных достижений должны осуществляться исходя из внимательного и строго дифференцированного подхода. Не вызывает сомнения приобщение к научно-техническим достижениям западных стран, совершенно другое дело – к социально-экономическим нормам, требующим адаптации к условиям данной социокультурной общности, учета самого широкого круга этнокультурных и естественных обстоятельств – исторических, демографических, географических, климатических и т.д.
Не должно быть сомнений в том, что, только постигнув ценностные основы собственной культуры, создав условия для их реализации, можно искать свой путь развития. Дальнейшее наше развитие должно основываться на духовно-нравственном приоритете. Вне культуры, без культуры, ее ценностно-смыслового ядра вряд ли этот поиск увенчается успехом.
Духовная перестройка
- Для строительства успешного будущего наверняка нужна переоценка ценностей. Какой вы ее видите?
- Взять из прошлого самое лучшее, в настоящем – руководствоваться будущим. Казахстану необходимо определить ценностные приоритеты культуры, ибо культура – интегральное качество индивидуальной и общественной жизни. В наше время как никогда важно осознать и осмыслить такие базовые нравственные ценности как жизнь, добро, истина, долг, честь, красота, любовь, труд, общение, а также связанные с ними социальные архетипы, лежащие в основе нашей национальной психологии. Нужно не отвергать их и не воевать с ними, а разумно и бережно «встроить» в бурно идущий процесс общественного развития.
Глобальные проблемы современности – это совокупность проблем человечества, от решения которых зависят социальный прогресс и сохранение цивилизации, поиск необходимых путей по ликвидации негативов общественного порядка и преумножение человеческой добродетели. Противоречия, которые сложились между желаемым и тем, что имеется в реальности, должны способствовать новым исканиям в духовной культуре общества. Необходимо критически проанализировать возможные пути решения и принятия новых альтернатив с учетом национальных особенностей в культурной жизнедеятельности людей.
Человек живет и развивается в определенном социуме, с определенной ценностной ориентацией. Но чувственное развитие и нравственное самосознание не возникнут сами по себе, если не будет целенаправленной социально и культурно ориентированной идеологии государства. Для этого необходимо, во-первых, осознать свою роль и ответственность в продолжение рода человеческого. Во-вторых, осмыслить свое человеческое, отличное от другого живого существа, то есть определить суть того, кого в этой жизни ты представляешь. В-третьих, повысить общую культуру, основанную на нравственности. И, в-четвертых, разработать механизмы воздействия и взаимодействия культурно-исторических, этнографических, экономических, художественных, политико-правовых областей в формировании человека, общества.
- Давайте подведем итоги. Какие актуальные задач сегодня стоят перед казахстанскими культурологами?
- Задачи следующие. Реконструировать модели мира в различных культурно-исторических типах. Определить роль и место казахской культуры в мировом цивилизационном потоке. Реконструировать культурный внутренний мир человека, определив его основные ценностные ориентации. Определить диахронные и синхронные поля диалога казахстанской культуры. Разработать проблемы открытого общества, правовой культуры, культуры рынка в контексте казахстанского общества. Изучить соотношения религиозного и этнического, традиционного и инновационного в духовной культуре казахского народа.
Цель многокультурного образования состоит в том, чтобы с помощью школы, семьи и общественности способствовать созданию демократического общества, которое характеризуется:
- высокой степенью толерантности культурного многообразия;
- признанием и развитием культурного плюрализма;
- равными правами и возможностями для всех граждан, активным участием всех и каждого в принятии любого решения, касающегося как личной жизни человека, так и жизни общества в целом;
- уважением решений большинства и защитой прав меньшинства;
- уважением права человека свободно выбирать свою культурную идентичность, то есть свое культурное «Я»;
- уважением личности человека, независимо от его экономических, социальных, физических, умственных, родовых, половых, религиозных, образовательных, языковых, речевых, географических, этнических и иных культурных отличий.
Третье тысячелетие ознаменовано усилением и углублением сложных и драматических процессов, затрагивающих все сферы человеческой жизнедеятельности. Этот этап современного общественного развития характеризуется процессом глобализации, оказывающим существенное влияние на развитие различных стран и государств, в том числе и на Казахстан.
В свою очередь процесс глобализации вызывает озабоченность тем, что представляет опасность унификации культуры, втянутой в активные общемировые процессы, испытывающая все сложности и противоречия связанные с ним. И сегодня, как никогда раньше, в первую очередь ставится проблема сохранения и развития самобытного культурного богатства казахского народа, тем более, испытавшего на себе семидесятилетний процесс культурной ассимиляции, сопровождаемой трехсотлетней российской царской идеологией культуры.
Во второй очереди стоит проблема необходимости расширения межнациональных и межкультурных контактов, углубления диалога между различными конфессиями, преодоление замкнутости культур, которые также способствуют размыванию границы самобытности и уникальности этнической культуры, если не определить ее ценностные приоритеты. Эти процессы должны проходить с минимализацией внутренних морально-психологических потерь, продуманными возможностями и с конкретизацией духовно-ценностных ориентиров современного общества.