В ближайшие месяцы в Казахстане будет объявлена масштабная амнистия заключенных по случаю 30-летия независимости республики. Проект соответствующего закона находится на стадии доработки. Его цель - гуманизация уголовной политики и снижение тюремного населения страны. Ожидается, что на свободу выйдут порядка 3-4 тысяч осужденных за совершение преступлений, не несущих серьезную угрозу безопасности граждан и государства.

Всего в Казахстане (с 1994 года) было проведено восемь амнистий, нынешняя - станет девятой. Последняя кампания по освобождению заключенных состоялась в 2016 году на 25-летие независимости. Тогда эксперты были уверены, что она станет завершающей, поскольку стране рекомендовано отходить от этой практики и переходить на более современные методы. Но в нынешних реалиях амнистия пока остается единственно быстрым, эффективным и низкозатратным решением проблемы переполненности тюрем и, как следствие, экономии бюджетных средств. К слову, по данному показателю Казахстан за 20 лет сделал мощный рывок, поднявшись в Индексе тюремного населения с 3-го место по 99-ое (данные за 2020 год). Итоги амнистии-2021 наверняка улучшат его положение в рейтинге еще на несколько позиций.

При этом сэкономленные бюджетные средства, по мнению разработчиков документа, можно будет направить на финансирование уголовно-исполнительной системы и внедрение международно-правовых стандартов. Речь в том числе идет о переходе от лагерного типа содержания осужденных в исправительных учреждениях к камерному типу тюрем, о чем в Казахстане говорят вот уже более 20 лет, но пока реформы в этом направлении продвигаются медленно. К тому же реализация закона, в случае его принятия, не предполагает дополнительных финансовых вливаний, поскольку затраты планируется осуществить исключительно в пределах выделенных сумм.

Помимо снижения плотности тюремного населения, среди плюсов амнистии авторы законопроекта называют: «значительное повышение уровня материально-бытового обеспечения лиц, не подпадающих под амнистию и продолжающих отбывать наказание»; «улучшение норм медико-санитарных требований к условиям их содержания»; «оптимизацию условий работы администрации и сотрудников уголовно-исполнительной системы по обеспечению режима в учреждениях и другие условия их службы и социальной защиты».

Что касается негативных правовых и социально-экономических последствий, то теоретически их быть не должно. Ввиду того, что амнистия коснется преступлений небольшой тяжести и соответственно неопасных преступников, которые в большинстве своем не хотят возвращаться обратно в тюрьму и по возможности стараются избегать правонарушений (выводы социологов и психологов), то как такового всплеска преступности не ожидается. Во всяком случае, предыдущие амнистии никак не влияли на криминогенную ситуацию в стране и не противоречили общим задачам уголовно-правовых мер борьбы с преступностью, скорее, наоборот, создавали благоприятную почву для последней.

Амнистия – лишь одна из составляющих так называемой «двухвекторной» уголовной политики, курс на которую Казахстан взял более десяти лет назад в целях усиления деятельности по противодействию и профилактики преступности. Суть ее проста: гуманизация в отношении менее опасных для общества и государства преступлений наряду с ужесточением в отношении наиболее опасных. Эта идея в том числе прописана в проекте Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2025 года, которую планируют принять до конца года.

«Дальнейшую гуманизацию следует осуществлять с учетом требований социальной и криминологической обоснованности, не нарушая требований таких принципов уголовного права как принцип неотвратимости ответственности и наказания, принцип справедливости. В свете этого нужно скорректировать положения уголовного законодательства в части исключения положений о запрете на назначение максимального срока основного вида наказания за уголовные проступки и тяжкие, особо тяжкие преступления, поскольку общество требует более сурового наказания в отношении коррупционеров, насильников и наркоторговцев», - подчеркивается в документе.

Одна из задач Концепции - сбалансированность карательных, восстановительных и превентивных средств уголовно-правового регулирования. «При формировании санкции уголовно-правовых норм должен неукоснительно соблюдаться принцип их соразмерности степени общественной опасности и характеру правонарушения, - пишут автора проекта Концепции. - Имеется необходимость пересмотреть понятие уголовного правонарушения в целях его разграничения с иными правонарушениями, в первую очередь, с административными. Важно отказаться от освобождения от уголовной ответственности и назначения штрафа за преступления, повлекшие смерть человека. Востребованным является законодательное закрепление дополнительных условий и ограничений для освобождения от уголовной ответственности, в том числе для составов кражи, насильственных и семейно-бытовых уголовных правонарушений. Нуждаются в корректировке нормы, предусматривающие ответственность за уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности. Уголовное законодательство не должно способствовать уходу от ответственности за уголовные правонарушения, представляющие серьезную опасность для развития экономики страны».

Стоит отметить, что амнистия широко практикуется во многих странах, но в разной степени (в странах СНГ, Австрии, Албании, Болгарии, Вьетнама, Дании, Египта, Ирака, Италии, КНР, КНДР, Латвии, Ливана, Литвы, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Турции, Филиппин, Франции и её бывших колоний, Эфиопии и других). Одни государства довольно часто прибегают к ней, при этом освобождая большое количество преступников, другие делают это в исключительных случаях и в отношении конкретного вида преступлений. Совсем амнистия отсутствует в странах англо-саксонской правовой системы, частично – в странах романо-германской правовой системы (в Германии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Эстонии), поскольку непрерывное улучшение этих систем делает этот институт в принципе бесполезным.

Справка:

В результате амнистии-2021 от уголовной ответственности и наказания будут освобождены лица, совершившие уголовный проступок и (или) преступление небольшой тяжести; преступление средней тяжести, не повлекшее причинение ущерба, либо полностью его возместившие и по которому не предъявлен гражданский иск, а также социально уязвимые категории граждан, совершившие преступление средней тяжести. Среди них:

  • участники и инвалиды ВОВ и приравненные к ним;
  • вдовы военнослужащих Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, в том числе бывшего СССР, погибших или пропавших без вести при выполнении воинского или интернационального долга, и не вступившие в другой зарегистрированный брак, а также жены инвалидов войны и приравненных к ним;
  • люди, не достигшие 18-летнего возраста на момент совершения преступления;
  • женщины в возрасте 50 лет и старше, мужчины в возрасте 60 лет и старше на день введения в действие закона;
  • женщины, беременные на день введения в действие закона;
  • женщины, не лишенные родительских прав и имеющие детей, в том числе усыновленных либо взятых под опеку и попечительство, не достигших 18 лет, либо имевшие на момент совершения преступления и осуждения на иждивении детей-инвалидов независимо от их возраста;
  • мужчины, являющиеся на день введения в действие закона единственным родителем несовершеннолетних детей и не лишённые родительских прав;
  • люди с инвалидностью первой и второй групп.