Восемь лет назад, в конце 2012-го, Казахстан устами первого лица государства объявил о своей стратегической цели – войти в число 30 наиболее развитых стран мира. Для ее достижения в современных условиях необходимо иметь, прежде всего, достаточный образовательный уровень и научный потенциал, сопоставимый с тем, на который уже вышла эта самая ведущая «тридцатка». Каковы с этой точки зрения наши позиции и куда мы движемся?

Отставание растет

…На рубеже 20-го и 21-го веков Организация экономического сотрудничества и развития, которая на тот момент объединяла как раз-таки три десятка наиболее развитых и демократических государств мира, решила с регулярной периодичностью – каждое трехлетие – проводить масштабное тестирование 15-летних учащихся. Такой выбор объяснялся тем, что именно к данному возрасту в большинстве стран дети успевают получить основное среднее образование (например, в Казахстане это девять классов) и решают, что делать дальше – начать работать, пойти в колледж или продолжить учебу в старших классах, чтобы затем поступить в вуз. Эта программа оценки образовательных достижений учащихся получила название PISAProgramme for International Student Assessment.

Ею охватываются не только страны, входящие в ОЭСР (на сегодня таковых уже 37), но и те, которые с ней взаимодействуют. И их количество постоянно растет. Если поначалу тестирование проводилось лишь в 32-х государствах (члены ОЭСР, а также Россия и Бразилия), то два года назад – уже в 77. Обычно от каждой страны в сдаче тестов PISA участвуют от пяти до десяти тысяч учащихся, причем организаторы стараются добиться пропорционального представительства мальчиков и девочек, горожан и сельчан, школ с разными (основными) языками обучения, государственных и частных учебных заведений – словом, обеспечить необходимую репрезентативность.

«Дебют» Казахстана состоялся в 2009-м. Участвовали наши дети и в трех следующих тестированиях, но результаты 2015-го ОЭСР не приняла в учет и не включила в официальный «реестр», поскольку признала их неполными, а метод сбора данных – не соответствующим установленному стандарту.

В последнем на сегодня рейтинге PISA от 2018 года, если брать так называемый общий зачет, Казахстан поделил 62-64 места с Азербайджаном и Боснией. Ниже расположились лишь 13 стран – в основном латиноамериканских (Перу, Панама, Доминиканская Республика), ближневосточных (Марокко, Ливан, Саудовская Аравия), некоторых азиатских (Филиппины, Индонезия) и относительно недавно образованных, переживших внутренние вооруженные конфликты (Косово, Северная Македония, Грузия).

В среднем по трем видам грамотности, которые и оцениваются в ходе тестирования, – читательской, математической и естественно-научной – казахстанцы набрали 402,3 балла. Тогда как в целом по ОЭСР этот показатель составил 488,3. Причем в сравнении с результатами 2012-го (а именно в тот год Казахстан заявил о стремлении войти в «топ-30») наше отставание не только не сократилось, но и, напротив, возросло: с 82,3 до 86,0.

Сомнительное оправдание

Здесь следует упомянуть одно важное обстоятельство. Пять лет назад на основании соответствующих оценок и расчетов была пересмотрена градация международной шкалы PISA: если прежде одному году обучения, а точнее, объему знаний и компетенций, освоенных за этот период, была эквивалентна разница в 40 баллов, то теперь – 30. И если исходить из этого, то получается, что по уровню своей образовательной подготовки среднестатистический 15-летний казахстанец отстает от сверстников из стран ОЭСР уже почти на три года (!). А от школьников Китая, Сингапура, Японии – едва ли не на пять лет.

Значительно проигрываем мы и многим постсоветским республикам – добившейся в последние годы бурного прогресса и ворвавшейся в число мировых лидеров Эстонии (525,3), а также Латвии (487,3), России (481,7), Литве (479,3), Беларуси (472,3), Украине (462,7). Причем две последние впервые были охвачены этим тестированием.

Кстати, министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов, комментируя итоги PISA-2018, в качестве главного оправдания низких результатов наших учащихся назвал следующее: «Тест впервые для Казахстана прошел в компьютерном формате. Для наших детей это первый подобный опыт. Традиционно ученики привыкли возвращаться к трудным вопросам или пересматривать свои ответы. Этого они не могли сделать по сравнению с бумажной версией». Но чем тогда объяснить значительное отставание, эквивалентное двум годам обучения, от белорусов и украинцев, которые вовсе не имели никакого опыта? Да и вообще, с учетом того, что компьютерный формат сдачи тестов PISA был внове для 57 стран-участниц из 77, подобное оправдание звучит, мягко говоря, неубедительно.

Нас опередила даже Молдова (424,4), которую мы привыкли считать отсталой страной, поставляющей гастарбайтеров. Из республик бывшего Союза, участвовавших в тестировании, меньшее, чем мы, количество баллов набрала только Грузия (387,0). А ведь все названные государства вышли из одной «советской шинели», причем в СССР казахстанские школьники котировались очень высоко.  

Особенно печалит ухудшение показателей нашей страны по сравнению с 2012-м: если тогда в среднем по трем видам грамотности Казахстан набрал 416,6 балла, то теперь – 402,3. Это так мы приближаемся к «топ-30»? Между тем, например, Албания и Катар, напротив, серьезно прибавили и уже поднялись выше нас, хотя шестью годами раньше находились в рейтинге ниже, чем Казахстан.

Все хуже и хуже…

Наиболее велико наше отставание в читательской грамотности, под которой подразумевается «умение понимать, оценивать и использовать информацию из письменных текстов для освоения и расширения знаний, достижения поставленных целей, развития своего потенциала». То есть, речь идет не о технике или скорости чтения, а о способности вникать в тексты, размышлять над их содержанием, делать выводы.  По итогам PISA-2018 показатель Казахстана в данном компоненте составил 387 – ровно на сто баллов меньше, чем в среднем по странам ОЭСР. Это позволило занять лишь 69-е место, девятое с конца. Второго уровня сложности (а всего таких уровней шесть) достигли всего-то 36 процентов наших юных соотечественников. Выходит, 64 процента, или почти две трети, казахстанцев не сумели преодолеть порог, означающий наличие минимальной функциональной грамотности. Для сравнения: в странах ОСЭР такие «неучи» составили 23 процента, или менее одной четверти. 

В плане владения математическими знаниями и навыками Казахстан всегда выглядел получше, чем в читательской грамотности. Вот и на сей раз количество набранных баллов составило 423, отставание от среднего показателя по ОЭСР – 66 (или чуть меньше двух с половиной лет), позиция в рейтинге – 54-я (среди 77 стран). Однако по сравнению с PISA-2012 мы недополучили девять баллов, что вряд ли может радовать. Причем почти половина казахстанских участников не смогла преодолеть второй уровень сложности. Это означает, что они неспособны решать простые математические задачи.

И, наконец, о естественно-научной грамотности, под которой понимается «способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах». В этом компоненте Казахстан занял 69-е место (из 77), набрав 397 баллов – на 92 меньше, чем в среднем по ОЭСР. Но самое главное и самое печальное – это то, что по сравнению с 2012-м наша страна недобрала 28 баллов, а это, напомним, эквивалентно почти целому году обучения. Иначе говоря, отставание еще больше увеличилось. Задания второго уровня сложности смогли решить менее 40 процентов наших участников, тогда как в странах ОЭСР этот показатель оказался почти вдвое выше (78%).

Оправдан ли оптимизм?

Несмотря на столь плачевную ситуацию, казахстанские чиновники от образования нашли-таки один повод для гордости – министр Асхат Аймагамбетов озвучил показатели учащихся «Назарбаев Интеллектуальных школ» (НИШ): «По читательской грамотности – 511 баллов, математике – 554, естествознанию – 526. Эти результаты соответствуют показателям топ-лидеров PISA-2018». Но в НИШ обучается менее одного процента казахстанских школьников (примерно двадцать тысяч из трех миллионов), там в расчете на каждого ученика расходуется почти 2,5 миллиона тенге ежегодно, что более чем в десять раз превышает затраты на учащегося обычной школы. То есть, судить об уровне образования в стране по показателям НИШ – это примерно то же самое, что оценивать уровень жизни казахстанцев по размерам доходов наших олигархов.

Оправдание №1, озвученное министром, было процитировано выше. А вот его оправдание №2, сопровождаемое оптимистичным прогнозом: «Во-вторых, изменения в нашей системе образования, которые могли улучшить результаты в PISA, еще не коснулись тестируемых 15-летних обучающихся (дети 2002 г.р.). Ведь участниками PISA-2018 стали учащиеся, которые еще не успели перейти на обновленное содержание образования. Эффект от обновленных программ мы сможем увидеть, начиная с PISA-2021, в идеале в PISA-2024. К этому времени школьники, которые будут сдавать PISA-2024, будут учиться 7-8 лет по обновленному содержанию».

Как говорится, дай-то бог. Но подобный оптимизм был присущ и прежним министрам, продвигавшим разного рода «реформы». А главное – кто будет обучать детей по этим самым обновленным программам (не в НИШ, а в обычных школах)? Ведь все мы прекрасно знаем, что на протяжении последних десятилетий в педагогические вузы шла – и продолжает идти – мягко говоря, далеко не самая образованная молодежь, поскольку профессия учителя сегодня абсолютно непрестижная, малооплачиваемая. И даже недавнее принятие Закона «О статусе педагога» мало что изменило…