Представители национал-патриотического лагеря не дают скучать. В последнее время те из них, кто проявляет наибольшую активность в публичном пространстве, снова громко напомнили о себе. Одни выясняют отношения в суде, другие вынуждены оправдываться за настоящие и мнимые грехи, третьи угрожают разоблачениями…
Совсем недавно, в конце октября, под огонь критики попал депутат мажилиса Бахытбек Смагул. Тот самый, что сразу после трагических событий в Кордайском районе разразился в адрес дунганской диаспоры серьезными и даже провокационными обвинениями, которые затем были широко растиражированы в социальных сетях и в СМИ. Причем многие из приведенных им «фактов» (например, то, что дунгане не служат в казахстанской армии, не празднуют Наурыз и т.д.) впоследствии были опровергнуты представителями не только самой диаспоры, но и соответствующих официальных структур. Тем не менее, очки в глазах националистов мажилисмен заработал.
А теперь на свет всплыла история с орденом «Красной Звезды», который когда-то красовался на груди Смагула, хотя в архивах Минобороны СССР наградных документов на него нет. Депутату пришлось оправдываться: это не официальная государственная награда, а одноименная (очень похожая на реальную), вручаемая некой общественной организацией ветеранам войны в Афганистане и полученная им в 2005 году, но после того, как в 2011-м его недоброжелатели подняли данный вопрос, он, дескать, отказался от ордена. Однако оппоненты не успокаиваются. Их аргументация сводится к следующему: Смагул был вынужден «пойти в отказ» только после разоблачения, а ранее на протяжении нескольких лет он вводил людей (которые считали, что это тот самый, советский, орден) в заблуждение и даже, мол, использовал статус кавалера «Красной Звезды» для своего карьерного продвижения, в том числе для прохождения в парламент.
Кроме того, возник новый вопрос: на каком основании в 2012-м (к тому времени он уже был мажилисменом) ему вручили воинский орден «Айбын» 2-й степени, которым, согласно положению, награждаются только лица офицерского состава? Смагул же пошел в армию после ПТУ и закончил службу в звании старшины, а потому мог получить только «Айбын» 3-й степени. Неужели воспользовался своим депутатским статусом? Между тем, как явствует из его «досье» на официальном сайте парламента РК, он является автором не только многочисленных книг, но и «Кодекса чести» Вооруженных сил Казахстана, утвержденного Министерством обороны РК. Как понятие «честь» стыкуется с тем, что написано выше, – решайте сами.
В мажилисе Смагул заседал почти девять лет, на протяжении двух созывов. Шансов на то, что он снова попадет в партийный список «Нур Отана», который должен быть утвержден на предстоящем совсем скоро, 25 ноября, съезде, немного. А «недоброжелатели», похоже, решили и вовсе свести эти шансы к нулю.
Тогда как Айдос Сарым, считающийся главным идеологом умеренного крыла казахских националистов, вполне может оказаться в предвыборном списке партии власти. В ее ряды он вступил совсем недавно (во всяком случае, сообщение об этом появилось в начале ноября, уже после официального объявления старта избирательной кампании). И сразу же подвергся резкой критике, в том числе со стороны бывших «адептов». В частности, они вспомнили, что всего-то пару лет назад Сарым стал одним из инициаторов создания оппозиционного движения – форума «Жана Казахстан» – и тогда же назвал подозрения относительно его связей либо с Акордой, либо с Аблязовым «выбором между чумой и холерой». После чего добавил: «Складывается впечатление, что люди должны быть на стороне властей или на стороне Аблязова. Задача форума состоит в том, чтобы сгруппировать граждан, которые не согласны ни с одной из этих сторон».
А сегодня, объясняя свой шаг, он рассуждает примерно таким образом: политика – это искусство возможного, и вхождение в «Нуротан» дает возможность участвовать в политическом реформировании страны. Что ж, таков его выбор, на который он имеет полное право.
Кстати, ничего удивительного в случившемся нет. Близость Сарыма и некоторых его единомышленников к Акорде окончательно перестала быть секретом еще летом прошлого года, когда они заправляли в избирательном штабе еще одного «умеренного националиста» Амиржана Косанова. Скорее всего, не без их активного участия «единый кандидат от оппозиции», как его представляли, пошел на памятную сделку и фактически слил голоса протестного электората, полученные им на президентских выборах. Кстати, буквально годом раньше этот самый кандидат на пресс-конференции, посвященной созданию все того же форума «Жана Казахстан», пафосно заявлял: «Многих из нас знают по участию в общественно-политической жизни страны. Купить всех нас невозможно. Ни власти, ни олигархи не смогут купить».
После прошлогодней президентской гонки лидеры «умеренных» получили в свой адрес такой шквал критики, что им даже пришлось на несколько месяцев уйти «в подполье». Словом, они полностью дискредитировали себя, и сегодня мало кто воспринимает их как людей, способных держать свое слово. Говорить об этом приходится с сожалением, поскольку лучше уж пусть «умеренные» вели бы за собой национал-патриотов и формировали их повестку, чем «радикалы», создающие своей риторикой излишнее напряжение в обществе.
Один из последних (впрочем, ему больше нравится, когда его называют национал-демократом), Мухтар Тайжан, чьи посты по следам кордайских событий активно и охотно цитировались сторонниками лозунга «Казахстан – для казахов», в эти дни занят тем, что судится со своим бывшим «спонсором» бизнесменом Маргуланом Сейсембаевым, которому тоже отнюдь не чужды национал-либеральные идеи. О том, какая кошка пробежала между ними, подробно написано в статье «Сортирных дел мастера: как Сейсембаев и Тайжан 300 тысяч долларов не поделили».
Вот цитата из той публикации: «Бывший банкир и олигарх взялся за «ружье» и не раздумывая шмальнул в своего верного соратника Тайжана. Мотивом стали подозрения бизнесмена в том, что гражданский активист исподтишка стал обливать его грязью… Выстрел, конечно же, был информационным. Сначала бизнесмен поведал историю о том, как прогорели на луковом бизнесе Тайжана его 95 тысяч долларов, а затем произвел контрольный выстрел, сообщив, что в течение двух лет фактически содержал семью своего визави и оплачивал обучение его сына в Америке. «Спасибо тебе Мухтар, я получил очень ценный урок как потратить 332100 (237100 + 95000) долларов США, а взамен вместо благодарности приобрести врага и завистника», - заключил Сейсембаев».
В ответ Тайжан пригрозил подать в суд за нанесение ущерба его репутации. Асель Омирбек, автор процитированной выше статьи, высказала сомнение в таком сценарии, поскольку в этом случае «на всеобщее обозрение будут вынесены и другие грязные простыни». Но Мухтар Болатханович, обычно не идущий дальше слов, на сей раз изменил себе и подал-таки иск – видимо, сильно задело. Он потребовал от своего оппонента публичного опровержения следующих сведений: «о том, что Тайжан засудил когда-то свою родную мать и родную сестру, а также бедных фермеров, выращивавших лук; о том, что Тайжан хочет как обычно хайпануть и что его «банально опять купили»; о том, что Тайжан не в состоянии содержать свою семью; о том, что Тайжан имитирует политическую деятельность, плетя интриги и совершая подлые поступки в кабинетах Нур-Султана; о том, что Тайжан много лет не имеет ни постоянной работы, ни бизнеса и неизвестно на что живет; о том, что Сейсембаев помогал Тайжану прокормить семью и оплачивал учебу сына в Америке», и т.д. Заодно истец потребовал взыскать с ответчика 10 миллионов тенге в качестве морального вреда.
Подробностями о ходе процесса, который длится с сентября, Тайжан регулярно делится со своими 55 тысячами подписчиков в «Фейсбуке». А вот Сейсембаев, у которого аудитория в ФБ даже больше (около 65 тысяч), размещает на своей страничке посты о чем угодно, но только не о судебной тяжбе. Видимо, в отличие от Тайжана, он понимает: это далеко не то, что следует выставлять на всеобщее обозрение и чем можно гордиться. Ведь в данном конкретном случае даже победа в зале суда будет означать поражение в глазах адекватной части общества – ну не пристало людям, позиционирующим себя как патриотов, радетелей за народные интересы, копаться в грязном белье друг друга.
Куда более долгую историю имеет конфликт Тайжана с Серикжаном Мамбеталиным, который когда-то включил его в предвыборный список своей партии «Руханият», имевшей очевидный национал-патриотический уклон и снятой (уже после регистрации партийного списка в Центризбиркоме) с избирательной гонки всего за пару недель до голосования. Сегодня Мамбеталин, как он сам сообщил в соцсетях, пишет книгу воспоминаний. Найдется ли в ней место Тайжану и какое, сказать пока трудно. А вот о чем точно напишет автор, так это об обстоятельствах возбуждения против него в 2015-м уголовного дела по явно сфабрикованному обвинению в возбуждении национальной розни. И, разумеется, о том, какую неприглядную роль в той истории сыграл его соратник по «Руханияту» (получивший статус ни много ни мало духовного лидера партии), а затем и по «Халык Рухы» поэт Мухтар Шаханов вместе со своими помощниками.
Три дня назад Мамбеталин, разместив в «Фейсбуке» ссылку на одну из публикаций того периода, сопроводил ее следующим текстом: «Меня арестовали 12 октября. В то утро мы в офисе Мухтара Шаханова обсуждали предстоящую встречу с консулом США по регистрации партии "Халық Рухы". Не успел я доехать домой, как несколько национал-патриотов написали письмо и дали на подпись Шаханову. Потом это письмо будет оправданием нашему аресту. В книге я озвучу фамилии тех, кто готовил и подписывал это позорное письмо».
Тем, кто следит за внутренними разборками в стане казахских националистов, остается запастись попкорном…