В казахстанском обществе, как и в любом другом, есть и традиционалисты, и либералы. Уточним, что здесь имеется в виду не политический либерализм, а тот, под которым понимается свобода личности и человеческого сознания от ограничений, накладываемых традиционной моралью, религией и т.д. Каково численное соотношение между двумя этими группами в нашей стране, и за кем из них будущее? Порассуждать на данную тему мы предложили известным общественным деятелям, адресовав им следующие вопросы:
1. Какая из этих групп превалирует и почему?
2. На ваш взгляд, как будет меняться расклад между ними в обозримой перспективе?
3. Вообще, каково будущее традиционных и либеральных ценностей в нашем обществе?
Марат Толибаев, блогер:
«Паровоз развития не остановить»
1.По моим личным ощущениям, количественно в Казахстане преобладают традиционалисты (консерваторы). Этому есть несколько причин.
Первое. Сельское население. Около половины граждан нашей страны проживает не в крупных городах, а на селе, которое в силу ограниченности круга общения его жителей всегда являлось местом более тесных отношений между родственниками, крепких семейных связей. Что в свою очередь предполагает более строгие правила общежития, повышенные моральные требования друг к другу.
В крупных городах, где люди в повседневной жизни сталкиваются в основном с незнакомыми прохожими, поведение более раскрепощенное и свободное. И концентрация большого количества жителей подталкивает многих к тому, чтобы выделиться, как-то выразить свою индивидуальность. Поэтому в мегаполисах так много людей с разнообразными взглядами на жизнь, с нетрадиционным отношением к обществу, семье, сексу и т.д.
Второе. Инертность большей части общества. И это присуще не только Казахстану. В любом государстве, в любом социуме наблюдается расслоение на прогрессивную часть, основную нейтральную массу и консервативную часть. Две крайности обычно находятся в численном меньшинстве. Но прогрессивное меньшинство стремится к переменам, к модернизации, а основная масса людей – инертна, поэтому она по умолчанию будет тяготеть к стабильности, а значит, к консервативной части общества. Прогрессивному меньшинству требуется больше усилий, чем консервативному, для того, чтобы склонить людей на свою сторону.
Третье. Советское наследие. Казахстан был частью бывшего СССР, где царили тоталитаризм и неприятие либерализма. К сожалению, с обретением суверенитета Казахстан не сменил кардинально идеологическую парадигму, а сохранил социалистическую окраску. В нашей стране интересы обществе всё ещё превалируют над интересами личности. А это и есть фундамент патриархальности и консерватизма.
2. Разделение общества на прогрессивную часть, основную нейтральную и консервативную будет всегда. Тут уместно сравнение с идущим вперёд поездом. У него есть локомотив, основной состав и «хвост», и он движется относительно окружающего мира. Локомотив продолжает тянуть, перед ним открываются все новые горизонты восприятия. Так и в нашем случае. Кажется, что всё общество за последние годы стало более прогрессивным, например, более либерально относится к правам женщин и сексуальных меньшинств, к животным (веганы), к окружающей среде и т.д. Это потому, что основная часть общества созрела для восприятия таких идей. Но в то же самое время наша молодёжь уже не считает это прогрессом, а воспринимает как норму и уже помышляет об ещё большем продвижении. Например, право на суицид, право на смену пола, право на свободное передвижение по миру. К таким вещам основная часть нашего общества ещё не готова. Но пройдет немного времени, и эти дерзкие идеи станут обыденностью.
3. Всё будет меняться. Паровоз развития не остановить.
Либералы будут меняться. Вернее, будут меняться либеральные идеи, а вместе с ними и сами носители таких идей. Это уже будут другие люди – наши нынешние дети.
Консерваторы тоже будут меняться. К каким-то революционным идеям они привыкнут и смирятся с ними. От каких-то совсем уж архаичных ценностей они откажутся сами. И ряды консерваторов тоже будут постоянно меняться, в том числе пополняясь «нейтральными», а в некоторых вопросах даже бывшими либералами.
Большинство людей за свою жизнь успевают пройти весь состав этого самого условного поезда – от локомотива до «хвоста». Сначала они ратуют за прогресс. Потом добиваются признания своих взглядов, и их всё начинает устраивать. Потом, когда появляются ещё более свежие идеи, они пугаются их и пугают других. Им уже не хочется перемен. Они превращаются в консерваторов и старых ворчунов, которым кажется, что в их молодости всё было лучше: и трава зеленее, и солнце ярче… И лишь немногие умудряются оставаться до старости открытыми всему новому, по-молодому энергичными и прогрессивными.
В этой трансформации, конечно, всё относительно. Кто-то родился и воспитывался в консервативной семье и с детства оказался в «хвосте» поезда под названием «общество Казахстана». Но даже он за свою жизнь пройдёт трансформацию и передвинется пусть не по всему поезду, но хотя бы внутри своего «вагона» - семьи, села, городка.
А если взять ещё шире, то весь поезд под названием «Казахстан» плетётся в хвосте огромного состава под названием «мир». Многое из того, что в Европе или Америке считается нормой, например, свободные митинги и демонстрации, частные тюрьмы и т.д., в Казахстане воспринимается ещё с опаской. Через некоторое время и мы дойдём до их нынешнего уровня. Но за это время они уйдут ещё дальше. Чтобы вырваться в локомотивы мирового поезда, нам нужно много времени и усилий.
Асхат Асылбеков, общественный деятель:
«Будущее традиционных ценностей под вопросом»
1.В Казахстане, как и в целом на всем постсоветском пространстве, доминирует консервативный традиционализм. Да, у нас высок процент людей с высшим образованием, но рост национального самосознания, возрождение национальных обычаев, пересмотр истории и расширение ареала использования государственного языка способствуют сохранению традиционных ценностей.
При этом носителями традиций являются представители всех этносов. В информационном поле Казахстана доминирует российское телевидение, культивирующее традиционные ценности, а принимаемые в РФ законы, которые направлены, например, против пропаганды ЛГБТ, обсуждаются и в Казахстане, причем очень многими приветствуются.
Наше общество в массе своей гомофобно. Активность представителей нетрадиционных течений, которая особенно проявилась 8 марта этого года, лишь демонстрирует их немногочисленность. При этом среди студенческой молодёжи растёт количество тех, кто причисляет себя к нетрадиционным группам. Парадоксально то, что для многих из них это является формой протеста против зависимости от родителей. Бунтарство свойственно молодым людям, но через какое-то время большинство «экспериментаторов» возвращается к своей природной функции деторождения.
Думаю, что более свободными стали отношения и среди взрослых. Намного выросло количество разводов, неполных семей и тех, кто рожает «для себя». Многие мужчины и женщины имеют любовные связи «на стороне». Возросшая экономическая активность женщин заставляет их делать переоценку ценностей, и сегодня статус мужчины уже не такой высокий, каким он был раньше. Теперь мужчине надо делом доказывать наличие ума, деловой хватки и умения «устроиться в жизни». Многие женщины, включая замужних, стали уделять карьере больше времени. Это влияет на количество детей в семьях.
2. Полагаю, что в перспективе наша страна будет идти в фарватере мировых тенденций. Не стоит исключать и такой фактор, как давление мировых держав на руководство страны. Достаточно вспомнить, как во времена президентства Обамы все посольства США стали активно поддерживать ЛГБТ-сообщество и требовать от других стран уважения прав и свобод сексуальных меньшинств.
Возможности Интернета и свободный доступ к любой информации дадут свой результат, и количество «раскрепощённых» людей вырастет. Но в любом случае меньшинства ещё долгие годы будут оставаться осуждаемыми основной частью общества. Надо учитывать также процесс исламизации Казахстана, а ислам подчеркнуто негативно относится к такому образу жизни. Количество верующих среди людей молодого и среднего возраста быстро растёт, и можно предположить, что основным сдерживающим фактором будет уже не система национальных ценностей, а религия.
При этом надо понимать влияние возраста на отношения людей между собой. Старшее поколение, родившееся во времена СССР, ещё долго будет фактором стабильности нашего общества. Его образованность и отношение к жизни помогают следующим поколениям без потрясений принимать новые вызовы и возможности третьего десятилетия XXI века. Представители среднего поколения в любом случае будут ориентироваться на взгляды старших. Совсем молодые наиболее уязвимы перед любыми новшествами, которые они воспринимают через социальные сети. Нынешнее поколение детей выросло уже под влиянием Интернета, и родительское влияние на них намного слабее, чем 20 лет назад. Сейчас время раздолья для всяких вербовщиков, будь то религиозные секты, молодёжные группировки или группы по интересам.
3. Будущее традиционных ценностей под вопросом. Ведь стремление к национальному возрождению столкнулось с быстрым ростом числа верующих, которые начинают подвергать сомнению наши национальные обычаи и традиции. Хотя обе стороны выступают против либерализации отношений в семейно-бытовой сфере, они сильно различаются между собой.
Возврат к национальным традициям дает больше свободы женщинам, и в этом заключается основное различие между казахами и мусульманами. В будущем именно женский вопрос станет камнем преткновения и началом конфликта внутри общества. Ислам своё отношение к женщинам выразил давно, и теперь идёт борьба между прежним, умеренным, исламом казахов и новым исламом, где доминируют салафиты и ваххабиты. Некоторые считают это синонимами, но между ними есть разница. В любом случае сегодня мы видим на улицах наших городов и сёл женщин, которые полностью закрыты для взоров посторонних. Также растет многоженство, все громче звучат требования, чтобы девочки не учились в светских школах.
Если государство оставит все эти процессы вне своего контроля, то активные миссионеры добьются успеха, и процент радикалов среди верующих увеличится. Рано или поздно это приведёт к расколу общества и даже к вооружённым конфликтам. Мы помним судьбу светского Ирана, который после революции 1979 года стал полностью исламской страной. Недавно талибы в Афганистане одержали победу, и сотни тысяч афганцев, привыкших к светской жизни, бежали из страны. Надеюсь, в нашей стране не будет такого водораздела внутри одного народа.
Иными словами, наше общество обязано встряхнуться, а всю мощь государственной пропаганды следует направить на возрождение национальных ценностей. Знание настоящей истории казахов даёт массу поводов для гордости. Но надо не только гордиться славным прошлым, которое долгие годы скрывалось от нас, но и быть наравне с другими цивилизованными странами. Новые технологии изменили мир, а впереди еще немало грандиозных открытий. Нам необходимо найти своё место в мировом разделении труда и безостановочно трудиться. Другого шанса не будет.