Волна истерии охватила казахстанский сегмент социальных сетей после российского вторжения в Украину. Её усиленно нагнетают особо крикливые граждане, называющие себя блогерами и находящиеся по обе стороны баррикад на этой информационной войне. Войне, которая ведётся под лозунгом «Кто не с нами, тот против нас»: её участники не стесняются в выборе средств, занимаются откровенной «охотой на ведьм» и апеллируют по любому поводу к госорганам с требованием принять меры в отношении оппонентов.
Примечательно, что даже среди казахстанцев, активно проявляющих солидарность с Украиной и западным миром, много таких, кто ведёт себя в этих сетевых битвах точно так же, как наиболее одиозные ретрансляторы российской пропаганды, пытающиеся доказать обоснованность военной интервенции и, более того, оправдать её некими «гуманными» соображениями. Та же абсолютная нетерпимость к альтернативному взгляду, та же оголтелая риторика, те же обвинения в адрес соотечественников, которые относятся к происходящему иначе: там инакомыслящие – это национал-предатели, а здесь – «ватники» и даже «сепаратисты».
Но спикеры, рассуждающие на российских телеканалах о некой благой цели «освобождения Украины от нацистского режима», хотя бы откровенно дают понять, что слово «либерализм» и всё с ним связанное являются для них антитезой патриотизму, угрозой национальным интересам РФ и ценностям «русского мира». А наши «анти-ватники» позиционируют себя одновременно и как патриотов, и как либералов. Однако при этом словно стервятники набрасываются на любое высказывание или намерение, не согласующееся с их представлениями о жизни.
Например, сегодня они активно и даже агрессивно выступают против празднования – в любой форме – приближающегося Дня Победы. Мол, в условиях военного противостояния России и Украины оно будет означать поддержку милитаристских устремлений Кремля, который придаёт дате 9 мая особое идеологическое и политическое значение – особенно сейчас, когда вторжение на территорию соседней страны подаётся под соусом в том числе необходимости «денацификации». Но на самом деле эти люди и раньше занимали такую же позицию, а теперь просто подвернулся подходящий, по их мнению, повод, чтобы окончательно навязать казахстанцам свою точку зрения.
Руководство страны приняло решение не проводить традиционный парад, обосновав его необходимостью экономии бюджетных средств. Скорее всего, это объяснение оно адресовало той части нашего общества, для которой День Победы остаётся одним из главных праздников, – дабы минимизировать вероятность негативной реакции с её стороны. Тогда как в действительности причина могла быть иной. Но в любом случае, думается, с учётом сложившейся ситуации такой шаг выглядел разумным. Что же касается появившихся в российских СМИ критических публикаций по этому поводу (кое-где опять прозвучало слово «предательство», теперь применительно к Казахстану) и недовольства некоторых наших соотечественников, то, как говорится, всем не угодишь.
Но совершенно другое дело, когда те же люди, называющие себя либералами, требуют от властей не допустить проведения шествий «Бессмертного полка» и других акций подобного рода – дескать, это тоже порождение воинственной российской пропаганды. Однако чьим бы порождением ни был «Бессмертный полк», государство, в котором уважают свободы граждан, не должно отказывать им в праве почтить память предков мирным шествием. И если в каком-то городе группа людей в частном порядке захочет провести такую акцию, то почему местные власти должны запрещать им это делать?
Личный выбор каждого – отмечать или не отмечать 9 мая, а если отмечать, то каким образом. Для кого-то это День Победы, для кого-то – День скорби. Для одних та война была Великой Отечественной, для других – Второй мировой. Кто-то решит в этот день возложить цветы к Вечному огню, к обелиску Воинской славы, а кто-то – к памятнику, например, Мустафе Шокаю. Кто-то будет смотреть по ТВ торжественный парад Победы в Москве, а кто-то проведёт скромный ас (поминальный обед) по деду или отцу, либо погибшему на фронте, либо попавшему сначала в немецкий плен, а потом в советские лагеря и там сгинувшему. Война, а тем более Вторая мировая, не может оцениваться однозначно, и память о ней тоже может быть разной. Соответственно тот, кто претендует на то, чтобы называться либералом, поборником свобод, должен уважать право других на любые проявления и выражения (публичные или непубличные) этой самой памяти. Разумеется, если они не выходят за рамки, установленные законом.
Или вот, скажем, в Алматы активисты с разрешения городских властей организовали митинг в поддержку Украины. На нём можно было увидеть немало транспарантов с антироссийскими лозунгами, с фотографиями Путина, которому пририсовали гитлеровские усики и подписали «Путлер». Не всем алматинцам понравилось увиденное, но это право граждан – проявить солидарность с одной из сторон военного конфликта и осудить вторую. Однако в таком случае нужно если не уважать, то хотя бы признавать и право другой части общества на выражение альтернативной позиции в отношении того, что происходит сейчас в Украине, даже если эта позиция вызывает у кого-то резкое неприятие. Но те же люди, которые пришли на митинг либо активно поддержали порыв его участников, не считают зазорным, например, писать доносы на владельцев автомобилей с символом «Z».
Вообще, вокруг букв «Z» и «V» сейчас творится самая настоящая паранойя. На днях один из доморощенных «либералов-патриотов», тоже как бы «лидер общественного мнения», выложил в Facebook фотографию магазинчика в Караганде с вывеской «BAZAR» («Z» нарисована более крупно и другим цветом). Сопроводил он её таким текстом: «Если это правда, то властям надо немедленно разобраться в ситуации, а хозяев объекта привлечь к ответственности за пропаганду войны». Ту же посыпались комментарии: «Это уже провокация», «В Караганде власть казахская вообще?», «Интересно, чем занимаются отделы внутренней политики, прокуратура, КНБ, ДВД на местах? Почему не пресекают действия и акции, пропагандирующие войну, сепаратизм и т.д.?». Даже то обстоятельство, что этой вывеске уже много лет, о чём сообщили пользователи из самой Караганды, не остудило пыл «разоблачителей».
А название одного ресто-бара в Нур-Султане и вовсе начинается сразу с обеих пресловутых букв – «VZЛЁТНЫЙ». Его владельцы тоже подверглись обструкции в соцсетях. И опять же выяснилось, что вывеска появилась несколько лет назад. Однако и здесь некоторые особо бдительные увидели подвох (орфография и пунктуация сохранены): «Это говорит о том, что знаки Z и V были придуманы задолго до вторжения, а сепаратисты в РК уже были в курсе. Теперь представьте себе объем работы РФ внутри РК. Начиная с раздач георгиевских лент, прохождения бессмертного полка, авто -, мотовояжи по РК. Надо убрать знак войны против Украины повсеместно в РК».
Другой комментатор – тоже, кстати, активный «либерал-патриот», но из числа журналистов – сказал как отрезал: «Ничего не мешает убрать, даже если давно эта вывеска… многие сменили похожие логотипы, причем, не только в мире, но и в Казахстане». Так и хочется спросить: а какое ваше дело до частного бизнесмена? Почему он в угоду вашим хотелкам должен отказываться от уже устоявшегося и, возможно, популярного бренда? Раз вы называете себя «анти-ватниками», то должны уважать право частного собственника на то, чтобы называть объект так, как он пожелает. Ему нет дела до ваших идеологических убеждений и предубеждений, он занят своим бизнесом, создаёт рабочие места, платит налоги в бюджет. Оставьте его в покое.
Допустим чисто теоретически, что российские войска выбрали бы в качестве своих букв-символов не «Z» и «V», а, например, «М». И что, в таком случае, по логике этих людей, нужно будет убрать все знаки у входов в станции метро?
А еще всё чаще звучат призывы запретить проведение в Казахстане гастролей российских артистов и шоуменов, которые «молча одобрили» действия своих властей в Украине. Но они приезжают сюда не с какими-то далеко идущими целями, а лишь затем, чтобы развлечь публику и «собрать кассу». Право любого – считать их беспринципными, конформистами, бойкотировать такие концерты, призывать к этому общественность. Но введение запрета будет означать ущемление прав других граждан страны, которые, возможно, ждали приезда этих артистов.
Кстати, в данном случае наши «патриоты» опять же уподобляются российским: последние тоже требуют ввести аналогичные запреты применительно уже к тем своим артистам, которые посмели осудить военные действия в Украине. А концерты, например, «Машины времени» после жёстких высказываний Андрея Макаревича уже отменены. Мало того, на полном серьёзе обсуждается возможность лишения таких деятелей культуры наград и званий, поскольку они якобы предали государство. Хотя эти ныне опальные режиссёры, актёры, певцы, музыканты выступают вовсе не против России и Российского государства, а против того, что делает нынешняя власть. И наград, званий они были удостоены не за лояльность определённому политическому режиму, будь то ельцинский (при нём тот же Макаревич стал народным артистом РФ) или нынешний, который рано или поздно тоже сменится, а конкретно за вклад в культуру.
Проявление патриотических чувств – это, конечно, замечательно. Но когда оно принимает форму агрессивного неприятия инакомыслия, поиска внутренних и внешних врагов, то такой, с позволения сказать, патриотизм становится разрушительным…