Четыре месяца назад наше издание опубликовало статью «Почему казахи «не дружат» с каракалпаками?». В ней с сожалением констатировалось, что потенциал приграничного сотрудничества Кызылординской области с ее южными соседями – Каракалпакской автономной республикой и Навоийской областью Узбекистана – реализуется крайне слабо. А совсем недавно, в первые дни декабря, произошли события, которые дают надежду на то, что ситуация наконец-то начнет меняться.
Прямой выход
Та публикация была навеяна статьей кызылординского журналиста Игоря Титенка «Воспоминания о будущем, или Почему госграница в нашей области тридцать лет на замке». В частности, он призывал использовать начинающуюся реконструкцию автомобильной дороги «Кызылорда – Жезказган» для создания международного транспортного коридора с подключением к нему ветки Кызылорда – Учкудук (районный центр в Навоийской области).
Если вы посмотрите на карту, то увидите, что из всех регионов Казахстана наиболее протяженную границу с Узбекистаном имеет как раз таки Кызылординская область. Но на этом почти 800-километровом участке нет ни одного пропускного пункта – ни автомобильного, ни железнодорожного. Тогда как, например, на линии соприкосновения Туркестанской области с тремя узбекскими регионами таких пунктов насчитывается свыше десятка. Понятно, что там пограничные территории довольно густо населены, а здесь в основном пустыня, но, тем не менее, полное отсутствие прямого транспортного сообщения с соседними областями, пусть и другой республики, в наш 21-й век выглядит несколько странным.
Расстояние по прямой от Кызылорды до границы с соседним государством составляет порядка 150 километров, до города Учкудук, расположенного в самом центре Навоийской области, – менее трехсот, до самого Навои – 530, до Нукуса, столицы Каракалпакстана, – 544 километра. Но поскольку никаких дорог нет, добираться до них приходится окружным путем (либо через Ташкент на востоке, либо поездом через станцию Бейнеу на западе), что занимает вдвое-втрое больше времени и сильно удорожает перевозки.
Такая ситуация не устраивает и узбекские власти. Они хотели бы получить прямой выход из Навоийской области, где создана свободная экономическая зона, есть крупные предприятия металлургической, химической промышленности, заводы по переработке хлопка и т.д., а также из Бухары и ряда других регионов республики, расположенных к западу от Ташкента, на международный транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай». А это достижимо при условии открытия автомобильного сообщения с Кызылордой, через которую проходит данный коридор. Кроме того, по трассе «Кызылорда – Жезказган» и далее через границу Казахстана с Россией открывается самый короткий путь в сторону Сибири. Поэтому Узбекистан активно продвигает идею строительства автодороги между Кызылордой и Учкудуком, городом, который уже соединен транспортными маршрутами с Нукусом, Навои, Бухарой…
Словом, в реализации такого проекта заинтересованы обе стороны. Тем более что экономические связи Казахстана и Узбекистана, как обещают руководители их правительств, будут только расширяться и крепнуть. В конце прошлого месяца премьер-министр РК Аскар Мамин, выступая на форуме межрегионального сотрудничества двух стран, сообщил, что за девять месяцев нынешнего года взаимный товарооборот составил 2,9 миллиарда долларов. Теперь ставится задача в 2022-м довести его до пяти, а в течение ближайших пяти лет – до десяти миллиардов долларов.
Здесь можно привести один пример. В предыдущие годы около четверти всего узбекского экспорта в нашу страну приходилась на плодоовощную продукцию (больший удельный вес занимал только природный газ), и соседи готовы наращивать ее поставки. Казахстанским производителям, несмотря на их усилия, крайне сложно конкурировать с узбекскими, у которых и природно-климатические условия куда более благоприятные, и труд дехкан дешевле. Поэтому фрукты и овощи, особенно свежие, из Узбекистана, на долю которого приходится львиная доля общего объема их импорта в Казахстан, еще долго будут оставаться востребованными. С этой точки зрения существенное сокращение времени и затрат на их транспортировку в нашу страну (с использованием нового и самого короткого автомобильного маршрута) будет выгодным как узбекам, так и нам. И примеры такого рода можно приводить долго.
Железная или автомобильная?
5 декабря, накануне приезда президента Узбекистана в Нур-Султан, аким Кызылординской области Гульшара Абдыкаликова и хоким (аким) Навоийской области Нормат Турсунов там же, в столице, подписали Дорожную карту по развитию сотрудничества двух регионов. В пресс-релизе по итогам встречи содержится такая информация: за девять месяцев текущего года объем товарооборота между областями увеличился в 3,1 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого и составил 26,8 миллиона долларов США. Это было подано как некое достижение, хотя на самом деле гордиться тут нечем.
Во-первых, не совсем корректно сравнивать с годом, когда ограничения, вызванные пандемией (а они в 2020-м были значительно более жесткими, чем в 2021-м), привели к существенному сокращению взаимной торговли. Во-вторых, озвученная цифра в 26,8 миллиона долларов – это менее одного процента общего товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном. А ведь речь идет о регионах, расположенных по соседству.
Данное обстоятельство свидетельствует и об экономической слабости Кызылординской области, которой, по сути, нечего предложить, кроме риса и отдельных видов стройматериалов, и о том, что потенциал сотрудничества между регионами до сего дня использовался явно недостаточно. О содержании подписанной Дорожной карты говорить что-то сложно, поскольку ее текста нигде, в том числе на сайте областного акимата, найти не удалось, а в официальном сообщении о встрече конкретика отсутствует. Остается надеяться, что этот документ не постигнет участь многочисленных меморандумов, которые заключались предыдущими главами региона и не нашли практического воплощения.
А 6 декабря состоялись переговоры глав двух государств. Их итогом стало решение вывести отношения между странами на уровень союзничества. На совместном брифинге Касым-Жомарт Токаев и Шавкат Мирзиёев также сообщили о достигнутых договоренностях относительно реализации целого ряда совместных проектов, в том числе инфраструктурных. Среди них фигурирует и организация в будущем транспортного сообщения по маршруту Учкудук – Кызылорда.
Однако обращают на себя внимание расхождения в подаче информации казахстанскими и узбекскими СМИ. Наши издания написали о заключении предварительного соглашения по поводу строительства железнодорожной линии Учкудук – Кызылорда, тогда как в официальных узбекских СМИ говорится о том, что лидеры двух стран «условились ускорить проекты строительства железной и автодороги Учкудук - Кызылорда». То ли у нас «выпала» автомобильная трасса, то ли соседи «добавили» ее.
Между тем, это очень принципиальный момент. Дело в том, что из Навои, Бухары по железной дороге, которая проходит по большей части территории Узбекистана, затем южнее Аральского моря, а после через Бейнеу и западные области Казахстана, можно добраться до европейской части России. Ветка от Учкудука до Кызылорды с выходом на магистраль Ташкент – Оренбург (через Саксаульск) не сильно укоротит расстояние. А о сибирском направлении и говорить нечего: из того же Навои туда быстрее можно добраться поездом через Ташкент. Мало что даст железнодорожный участок, о котором идет речь, и в целом с точки зрения транспортного сообщения Казахстана с Узбекистаном. Поэтому экономическая целесообразность его строительства выглядит сомнительной.
Совсем другое дело автомобильная трасса Учкудук – Кызылорда, тем более в привязке к начинающейся реконструкции дороги Кызылорда – Жезказган. Она действительно позволит сократить, причем существенно, путь между большей частью (примерно две трети) территории соседней республики, с одной стороны, и многими регионами Казахстана, с другой. Плюс, как уже говорились выше, у узбеков появятся более короткие маршруты автомобильного сообшения с западом России и Сибирью, а у нас – с Туркменией и Ираном.
К тому же почти половина будущей трассы уже имеет асфальтовое покрытие. Это 188-километровый участок от Учкудука до села Кокаяз, которое находится всего в 16 километрах от казахстанско-узбекской границы. А на нашей территории предстоит проложить 130-километровую дорогу от границы до села Аккыр (там прежде находилась центральная усадьба овцеводческого совхоза) и реконструировать 53-километровый участок от этого населенного пункта до Кызылорды. По предварительным оценкам, общая стоимость работ составит 83 миллиарда тенге, или около двухсот миллионов долларов...