Около трёх недель назад популярный среди казахских националистов писатель и публицист Марат Байдилдаулы (Токашбаев) разместил пространный текст, громко озаглавленный «Қазақстан Республикасының ұлттық идеологиясы (жоба)» – «Национальная идеология Республики Казахстан (проект)» и призвал своих единомышленников начать его обсуждение. Можно было бы оставить это без внимания – мало ли кто и что пишет. Но опус любопытен тем, что вобрал в себя многие мысли и идеи, которые на протяжении последних лет озвучивают люди, называющие себя национал-патриотами.
Государственное строительство и языковой вопрос
Иначе говоря, текст, подготовленный Токашбаевым, отражает их умонастроения и рисует тот образ Казахстана, которым они грезят. А поскольку они представляют довольно многочисленную часть общества, то другим гражданам РК, думается, было бы не только интересно, но и полезно знать, каким они видят будущее нашей страны. В том числе и русскоязычной аудитории, которая не особо следит за публикациями в казахскоязычном сегменте Интернета.
В одном из первых пунктов «проекта» говорится: поскольку более двух третей населения республики составляет казахский народ, то государство не может считаться многонациональным. Соответственно, если этим людям дадут возможность порулить страной, то будет взят курс на формирование и развитие национальной (казахской) государственности, а политика в сфере межэтнических отношений станет базироваться на объединении всех диаспор, проживающих в Казахстане, вокруг государствообразующего казахского этноса. Об ассимиляции этих диаспор прямо не говорится, но она подразумевается.
Как и следовало ожидать, много места отведено языковому вопросу. Например, согласно заложенному в «проект» сценарию, начиная с 2025 года, во всех правоохранительных органах, вооруженных силах и прочих силовых структурах хождение будет иметь исключительно казахский язык, а на использование в них любых других языков наложат запрет. То же самое касается заседаний, собраний, проводимых госорганами в центре и на местах – начиная с президента страны и кончая акимами низового уровня, а также всей финансовой документации.
Аналогичное требование предлагается распространить на переговоры с руководителями и официальными лицами других государств: они должны вестись через переводчиков, в том числе казахско-русских, казахско-узбекских и т.д. Сразу представляешь, как Касым-Жомарт Токаев начинает встречу либо телефонный разговор с Владимиром Путиным или Шавкатом Мирзиёевым с вопроса: «Қал қалай?», а затем толмач переводит эту фразу на русский или узбекский.
Разумеется, те, кто не владеет казахским, не будут приниматься на государственную службу. А ныне находящимся на ней чиновникам в том случае, если они за два года не освоят язык Абая, предписывается по истечении этого срока заняться поисками другого места работы.
Применительно к образовательной сфере и вовсе выдвинуты откровенно дискриминационные предложения – впрочем, не раз звучавшие и прежде. Вот некоторые из них: не выдавать аттестаты выпускникам, не владеющим разговорным казахским; прекратить с 2025 года приём детей в смешанные казахско-русские школы (по этой логике, со временем они должны быть ликвидированы). А главное – во всех образовательных учреждениях, финансируемых из государственного бюджета, обучение, как сказано в «проекте», будет вестись только на казахском. Тем же родителям, которые захотят дать своим детям знания на других языках, включая русский, это позволят делать исключительно на собственные деньги и в частных школах. То обстоятельство, что русскоязычные граждане тоже платят налоги, на которые содержатся государственные учебные заведения, Токашбаев и его единомышленники напрочь игнорируют. Кстати, русскоязычные – это далеко не только русские, среди них немало в том числе и представителей государствообразующего этноса: по данным Министерства науки и образования, число казахских детей, обучающихся на русском языке, составляет сегодня примерно 400 тысяч.
Внешняя политика и отношение к прошлому
Предложенный вариант национальной идеологии, как уверяет автор, будет строиться на принципах светскости и терпимости к другим верованиям. Но при этом настаивает на том, что поскольку казахи являются приверженцами ислама, а конкретно такого его направления, как ханафитский мазхаб, то именно он должен быть в приоритете у нации, и воспитательную работу необходимо строить на основе исламских ценностей. Государственные служащие, сотрудники правоохранительных и силовых органов, военные, согласно «проекту», обязаны присягать Отечеству на Коране (христиане на Библии). Как всё это согласуется со светскими принципами, остаётся только догадываться. И ещё один вопрос: а атеист, заступающий на ту или иную должность, тоже должен держать руку на Коране или Библии?
Внешнеполитический курс, как обещает Токашбаев, будет переориентирован в сторону значительно более тесного сближения с государствами тюркского мира. А вот из ЕАЭС, который «бесполезен и несёт угрозу нашей независимости», Казахстан выйдет, и экономическое сотрудничество с Россией будет ограничено приграничными торговыми связями.
Немалая часть текста посвящена недавнему прошлому. Геноцидом в отношении казахского народа со стороны Коммунистической партии и Советского Союза предлагается признать массовый голод не только 1932-33 годов, но и начала 1920-х. Следующая фраза «Осудить осуществлявшуюся в 1936-37 годах репрессивную политику коммунистического режима против народа Казахстана, добиться политической реабилитации безвинно пострадавших 4,5 миллиона человек», а точнее, названное количество жертв уже не удивляет: к тому, насколько вольно казахские «патриоты» обращаются с цифрами, мы давно привыкли.
Великую Отечественную войну кандидат на звание «национального идеолога» собирается переименовать в советско-германскую. 9 мая, по его задумке, будет отмечаться не как День Победы, а как День памяти погибших во Второй мировой войне. Также он планирует ввести запрет на проведение акций вроде «Бессмертного полка», ношение так называемых георгиевских ленточек, использование любой советской символики, а ещё (как же без этого?) осуществить немедленную деколонизацию, десоветизацию и люстрацию. И опять же всё это мы неоднократно слышали от многих других казахских националистов.
Когда же речь заходит о событиях «старины глубокой», то они обычно начинают заниматься «позитивным» мифотворчеством. Вот и Токашбаев утверждает, что казахской государственности, самое меньшее, две с половиной тысячи лет, поскольку ее отсчет, мол, надо начинать с усуней и канлы. А Вооруженным силам казахского народа, по его словам, скоро исполнится 320 лет, и первым маршалом был Богенбай-батыр. Кстати, нашу современную армию он собирается перевести на «формат НАТО», правда, не обмолвившись ни словом о том, что под этим подразумевается.
Экономический инфантилизм и социальное иждивенчество
Социально-экономический блок «проекта национальной идеологии» представляет собой сплошной популизм, на фоне которого меркнет даже крылатая фраза Жириновского из далеких 1990-х: «каждой бабе по мужику, каждому мужику – по бутылке водки». Автор обещает своим соотечественникам поистине «молочные реки в кисельных берегах». Но при этом умалчивает о том, откуда они возьмутся и что необходимо сделать для их появления – судя по другим фрагментам текста, он считает достаточным просто перераспределить материальные богатства. Проще говоря, по примеру большевиков отнять у «богатых» и раздать «бедным».
Вообще, в казахских националистах каким-то удивительным образом сочетаются ненависть к советскому прошлому, призывы к десоветизации, с одной стороны, и нескрываемое желание реализовать советский же принцип распределения благ, с другой. Причем они идут ещё дальше: не ограничиваясь социалистическим лозунгом «каждому по труду», настаивают на актуальности лозунга коммунистического – «каждому по потребностям».
В «идеологическом проекте» ничего не говорится о необходимости формировать в обществе культ труда, знаний и навыков, о том, что каждый казахстанец трудоспособного возраста должен быть экономически активным, заниматься профессиональным самосовершенствованием, добросовестно относиться к своим обязанностям, честно платить налоги. Зато очень много пунктов с обещаниями массовой раздачи «пряников».
Назовем только некоторые. Это регулярное перечисление на счета всех граждан страны денег, получаемых от продажи природных богатств, снижение возраста выхода на пенсию до 60 лет для мужчин и до 58 для женщин (а для многодетных матерей – до 45 лет). Плюс повышение размеров детских пособий, предоставление молодым семьям с детьми квартир на льготных условиях и т.д. и т.п. Учителя станут самыми высокооплачиваемыми в стране, медикам тоже значительно повысят зарплаты. Ежегодно будут увеличиваться квоты на приём и обустройство «кандасов», или репатриантов, – это, наряду со стимулированием (прежде всего, материальным) рождаемости внутри страны, как говорится в тексте, позволит к 2030 году довести численность населения Казахстана до 25 миллионов. Вопросом, выдержит ли государство столь тяжёлую социальную ношу, автор «проекта» даже не задаётся.
В целом, такой вариант национальной идеологии тянет, скорее, на определение «националистическая идеология, щедро разбавленная популистскими лозунгами». Впрочем, на что-то другое люди, называющие себя казахскими национал-патриотами, похоже, неспособны…