Когда Казахстан отказывался от советской модели формирования студенческого контингента в пользу ЕНТ, преследовалась, главным образом, цель поставить заслон коррупции. Надо признать, достичь ее во многом удалось, правда, в ущерб раскрытию интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Помнится, лет пять назад в стране активно обсуждался вопрос о замене ЕНТ вступительными экзаменами. Но дальше слов дело не пошло. И хотя с того времени отечественная система образования претерпела ряд кардинальных реформ, эта тема продолжает оставаться актуальной. Мы решили вернуться к ней, предложив экспертам порассуждать о том, есть ли смысл в отмене ЕНТ и что может стать ему альтернативой?

Серик Ирсалиев, председатель общественного совета МОН РК, президент Международного университета «Астана»:

«В центре внимания государственной политики должны быть именно отстающие»

- Надо понимать, что экспертами не ставится вопрос о полном отказе от ЕНТ, поскольку в качестве фильтра он, безусловно, нужен. Речь идет о том, что он не должен служить единственным критерием при принятии решения о присуждении государственных грантов. Требуются дополнительные инструменты, которые учитывали бы не только личные способности учащихся, но и их социально-экономическое положение.

Да, ЕНТ постоянно совершенствуется. Оно перестало быть экзаменом высокой цены, когда за 3,5 часа оценивались 11 лет учебы ребенка, решался вопрос доступа к высшему образованию, определялся шанс получить грант, а также оценивалась работа учителей, формировался рейтинг школ и регионов. Сейчас его стали проводить в четыре этапа, чтобы экзаменуемые, не сумевшие по каким-то причинам набрать адекватное своим знаниям количество баллов, имели возможность «реабилитироваться». Однако эти и другие усилия по либерализации ЕНТ оказываются малоэффективными вследствие его главной проблемы – неспособности обеспечить доступ в вузы для детей из социально уязвимых слоев населения. Хотя, казалось бы, изначально перед ним ставилась именно эта задача.

И дело тут не столько в самом ЕНТ, сколько в том, что существует огромная разница в качестве школьного образования между различными регионами, между городом и селом, между возможностями в этом плане для детей из обеспеченных и малообеспеченных семей. А такой формат оценки знаний, как ЕНТ, лишь усугубляет это неравенство. Согласитесь, крайне сложно набрать высокие баллы на тестировании, если тебе не повезло с местом жительства и социально-экономическим статусом семьи.

У нас есть прекрасные учебные заведения: НИШ, «Білім-Инновация», Haileybury, «Мирас», множество частных лицеев и гимназий, которые дают своим учащимся хорошие знания и возможности для успешного прохождения ЕНТ. Обычные школы, тем более сельские, не могут сравниться с ними по уровню материально-технического оснащения, преподавательского состава, финансирования, качества обучения. Конечно, у городских детей, чьи родители имеют высшее образование, неплохие доходы и возможность обеспечить их учебниками, компьютерами, репетиторами и прочим, гораздо больше шансов попасть в эти элитные школы, а затем в вузы, нежели у сельских ребят из многодетных или малообеспеченных семей.

Последних система, по сути, обрекла на участь отстающих. Самое печальное, что таких молодых людей в стране много, и до них никому нет дела. Чем это чревато? Тем, что, не получив достойного образования и воспитания, они не могут полноценно реализовать себя, из-за чего испытывают отчаяние, чувство несправедливости, обделённости и, как следствие, радикализируются. В поисках лучшей жизни многие из них устремляются в мегаполисы, где создают пояса нестабильности и превращаются в движущую силу социальных протестов, способную на погромы, поджоги, мародёрство, грабежи и убийства. Свидетелями этого мы все были совсем недавно, в январе.

В Казахстане очень много программ поддержки талантов («Дарын», «Болашак», «Назарбаев университет», НИШ), но нет ни одной, которая бы поддерживала отстающих. Я уже не говорю о материальных и нематериальных стимулах для учителей, которые с ними занимаются. Лично я не знаю случаев, когда педагога наградили бы за то, что он, не жалея сил и времени, вытянул двоечника до уровня троечника, ударника или отличника. Если даже такое и практикуется, то, как правило, не становится достоянием общественности. Обычно у нас в почёте лишь те учителя, чьи ученики побеждают на районных, областных, республиканских олимпиадах. На мой взгляд, это, как минимум, несправедливо.

Думаю, не только ЕНТ, но и другие элементы образования нужно направить, прежде всего, на ликвидацию неравенства, демаргинализацию молодёжи. В центре внимания государственной политики в этой и других сферах должны быть именно отстающие, оказавшиеся за бортом качественного образования. Для примера я бы взял университеты США, которые при формировании контингента студентов и распределении грантов учитывают не только GPA (средний балл аттестата), результаты SAT и ACT (вступительных тестов), но и социальный статус поступающих, возможности их родителей. Зачастую приоритет там отдаётся абитуриентам из малообеспеченных семей, пусть с немного меньшими баллами, но у которых есть высокая мотивация и стремление к знаниям. Существует понимание того, что ребёнок из богатой семьи, набравший такое же или даже большее количество баллов, может позволить себе платное обучение.

Вывод: корень поднимаемой вами проблемы лежит в неравенстве, которое сложилось в нашей системе образования. Последняя перестала выполнять функцию социального лифта. А ЕНТ – всего лишь один из эффективных инструментов борьбы с коррупцией в этой сфере, требующий постоянного совершенствования. Его главной задачей нужно определить не столько замер остаточных знаний, сколько оценку способностей детей к обучению. Но самое главное - при распределении грантов основным фактором, наряду с количеством полученных баллов, должен стать социально-экономический статус семей.

Если говорить в целом, то, на мой взгляд, настало время для принятия масштабной национальной программы демаргинализации, где главную роль в качестве социального лифта должна выполнять система образования, которая в настоящее время больше является «социальным сепаратором».

Закиш Садвокасова, главный научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч.Валиханова, д.и.н., профессор:

«Все эти красные дипломы на самом деле пустышки»

- С самого начала мы, работники сферы высшего образования, были против ЕНТ, да и сегодня неустанно продолжаем бить тревогу. Это не образование, а бессмысленная зубрёжка, которая не способствует интеллектуальному развитию учащихся, формированию у них навыков творческого, логического, аналитического мышления. Мы просто гробим наших детей, их будущее. За 30 лет независимости выросло не одно поколение молодых людей со слабыми, поверхностными знаниями. Причём, особо подчеркну, сами дети не виноваты в этом. Нам еще предстоит держать перед ними ответ за огромные просчёты и недостатки в системе образования.

При проведении бесконечных реформ в этой сфере остался без внимания главный объект – учащийся, будь то школьник или студент. Спросите любого преподавателя любого вуза, и он вам расскажет, к каким плачевным результатам привела нас нынешняя система оценки знаний – а именно к полнейшему отсутствию этих самых знаний у молодых людей.

Что такое тестирование? Это, по сути, лотерея – повезет или не повезет. Если даже знаешь ответ на вопрос, при мысли о дальнейшем, более глубоком познании проблемы приходит понимание скудности информации по причине того, что ты не получил её в должной мере. Тестирование удобно для закрепления материала, контрольной работы. Но оно никогда не сможет заменить традиционный экзамен, прямой контакт преподавателя и абитуриента. Даже если экзаменуемый будет пользоваться шпаргалкой, экзаменатор всегда сможет объективно определить уровень его подготовки и знаний. Посредством ЕНТ добиться этого в принципе невозможно, поскольку в его основе лежат механическое, неосознанное запоминание и такого же плана ответы.

Устные экзамены – единственный путь к получению прочных фундаментальных знаний. Да, они несут определенные коррупционные риски. Но, извините, а где этих рисков нет!? Взяточники везде и всегда найдут лазейки, даже в том же ЕНТ (были случаи). С этой проблемой нужно бороться другими методами, а не в ущерб интеллектуальному развитию наших детей. Если сейчас мы не откажемся от ЕНТ и не введем в обязательно-срочном порядке устные виды экзаменов (как текущих, так и государственных или выпускных), то последствия будут катастрофическими.

Мало того, что выпускники школ приходят в вузы совершенно неподготовленными, так ещё и после толком не учатся. С первого курса они в прямом смысле слова выпрашивают или покупают высокие оценки. Все эти красные дипломы на самом деле являются пустышками, а все их обладатели – в лучшем случае троечниками. Лишь единицы действительно заслуживают получения этого документа.

Причина низкого качества высшего образования заключается ещё и в том, что вузы в погоне за пресловутыми рейтингами слишком увлеклись бумаготворчеством, особенно государственные (знаю об этом не понаслышке, поскольку работала и в КазНУ, и в ЕНУ). Зачем и кому это надо – никто не знает. Естественно, в условиях, когда приходится постоянно отвлекаться на бесконечные отчёты, сбор документации, сильно страдает качество обучения – оно отошло на второй план. Нужно срочно прекратить эту практику и дать преподавателям возможность больше времени уделять работе со студентами, магистрантами, докторантами.

К чему привели бесконечные реформы в системе образования, мы все прекрасно видим. Страна потеряла целое поколение. И если не изменить ситуацию, то дальше будет только хуже. Необходимо повернуться лицом к нашим детям, объявить мораторий на ненужные, бесполезные новации, несущие вред будущему страны и даже ее безопасности.

Среди архивных документов 19-го века мне встретилось замечательное высказывание одного из учителей того времени, которое очень чётко показывает, к каким тяжёлым последствиям может привести пренебрежение вопросами обучения детей: «Не хотите быть нищими — стройте школы! Не хотите строить школы - стройте тюрьмы!». Комментарии, думаю, не требуются.

Жаксылык Сабитов, историк, политолог:

«При всех недостатках ЕНТ сложно придумать что-то лучше»

- Не поддерживаю мнение о том, что ЕНТ следует отменить. Надо отдать должное этой системе за то, что она «под ноль» уничтожила коррупцию при поступлении в университеты, которая была очень серьезной проблемой в 1990-х годах. При всех недостатках ЕНТ сложно придумать что-то лучше. Всё остальное чревато возвратом коррупции, причем в гораздо более значительных масштабах, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

И потом, в отечественном высшем образовании есть масса других проблем, куда более важных, чем ЕНТ. На что бы я, к примеру, рекомендовал обратить внимание, так это на университетские зарплаты, которые стали ниже, чем школьные. Сегодня магистры, работающие в средних учебных заведениях, получают в 1,5-2 раза больше, чем их вузовские коллеги. Это первое.

Во-вторых, наметилась тенденция к оттоку сильных учёных из университетов в связи с решением увеличить финансирование науки. Понять их можно: гораздо проще и выгоднее, получив один-два гранта, работать в «чистой науке», нежели страдать из-за бюрократии вузовского начальства. Думаю, данный процесс утечки кадров будет нарастать по мере объявленного роста финансирования науки.

В-третьих, уже давно назрел переход от групповой формы обучения (советское наследие) к индивидуальным траекториям, которые существуют в западных странах и в нашем «Назарбаев Университете». На мой взгляд, это главная задача высшего образования.

Что касается системы поступления в вузы, которая действовала в СССР и которую противники ЕНТ часто ставят в пример, то я не стал бы ее идеализировать - в условиях глобализации она неконкурентоспособна.