В Послании «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» Касым-Жомарт Токаев поставил цель повысить конкурентоспособность отечественных СМИ. «В современную эпоху для любой прогрессивной страны критически важно иметь конкурентоспособные и свободные средства массовой информации. У отечественных СМИ должен быть собственный взгляд на процессы, происходящие в Казахстане, регионе и мире. От этого зависит подлинная информационная безопасность и ни много ни мало - идеологический суверенитет страны», - заявил президент. С этой целью, как дал понять глава государства, госорганы еще больше будут уделять внимание созданию открытого информационного пространства, востребованных и сильных медиа.

Больной вопрос

Поднятый главой государства вопрос состояния отечественных СМИ насколько больной, настолько и хронический. Актуализировали его, выведя на уровень соответствия национальной безопасности январские беспорядки, поставившие страну на грань государственного переворота. Еще несколько месяцев назад, оценивая причины небывалого для наших городов «разгула» уличной демократии, Касым-Жомарт Токаев впервые прямо сказал, что «пособническую и, по сути, подстрекательскую роль в нарушениях правопорядка играют так называемые свободные средства массовой информации и забугорные деятели, далёкие от коренных интересов нашего многонационального народа». Более того, он тогда четко подвел черту под высказанной мыслью: «Можно без преувеличения сказать, что все эти безответственные демагоги стали соучастниками развязывания трагедии в Казахстане».

Очевидно, что озвученные в Послании президентом подходы и механизмы для предотвращения последующих аналогичных вызовов свидетельствует о системном подходе к этой застарелой проблеме, решить которую нужно было еще вчера.

Как пояснил президент, «представляя собой эффективный канал коммуникации между властью и народом, СМИ могут и должны поднимать насущные проблемы. Но делать это нужно с большой гражданской ответственностью, работать не по заказам извне, способствуя поляризации нашего общества, и не за теневые гонорары, участвуя в скрытой борьбе политических кланов. Журналисты должны искренне переживать за свою страну и ее граждан. Недаром СМИ называют «четвертой властью», именно поэтому вам следует распоряжаться своим влиянием на умы и сердца людей со всей осторожностью. Это я специально обращаюсь к нашей журналистской братии».

К сожалению, журналистская братия оценила перспективы, обозначенные президентом, неоднозначно. Девичья память не позволила ей связать слова, произнесенные главой государства с недавней январской трагедией. Кто-то из наших коллег даже усмотрел в них прямую угрозу, разразившись тирадой о пагубности таких подходов, поскольку, судя по их ничем не подкрепленным догадкам, они, по примеру соседней России, могут поделить отечественные СМИ на «своих» и «чужих» - иноагентов. Даже министр информации и общественного развития Аскар Умаров не смог утихомирить бурю, поднятую в стакане воды, хотя и вполне однозначно дал понять, что российский путь для Казахстана не приемлем.

Вместе с тем одним из действенных механизмов для достижения поставленной президентом цели является именно пересмотр действующего Закона «О СМИ». Не зря же Касым-Жомарт Токаев уточнил, что «дальнейшие демократические преобразования невозможны без независимых и ответственных средств массовой информации». Именно поэтому, как ожидается, модернизация законодательства будет проводиться «с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы».

Несмотря на некоторую истеричность, с которой обитатели информационного пространства восприняли новость о грядущем этапе трансформации, модернизация сферы СМИ и установление новых правил игры для тех, кто причисляет себя к «четвертой власти», не просто нужны, а жизненно необходимы. Об этом говорят выводы многочисленных исследований, о чем неоднократно рассказывала наша газета. С этой точки зрения, как кажется, уместно еще раз озвучить выводы проведенного нами мини-исследования.

Как мы уже говорили, информационное пространство в Казахстане подвержено «языку вражды», и язык этот в большинстве случаев направлен на подрыв государственных устоев теми, кто пытается «раскачать лодку», скрываясь от казахстанского правосудия за рубежом. Негативно окрашенная информационная повестка, формируемая по их заказу, является питательной почвой для формирования в массовом сознании критически опасных установок, способных рано или поздно привести к самым непредсказуемым последствиям. Манипуляторам только на руку, если разогретая ими толпа выйдет на улицы. К каким последствиям это способно привести, напоминать вряд ли стоит – картинки кровавого января еще у всех перед глазами. И если кто-то думает, что мы утрируем, ничего подобного. Мы лишь ретранслируем мнение ученых, которые взвесив все за и против, делают вполне однозначные выводы. А именно, небезосновательно предупреждают, что «формирование отрицательного имиджа государства, оскорбление чести и достоинства его представителей создают риск возникновения целой серии негативных последствий». Подобного рода публикации, как уточняют авторы специально проведенного в этой связи политологического исследования, «могут повлечь опасность введения санкций со стороны международных организаций в отношении Казахстана или возможного вмешательства зарубежных государств во внутренние дела нашей страны, вплоть до военной интервенции. Как следствие, все это закономерно будет сопровождаться нарушением общественного порядка, применением силовой политики, что, в свою очередь, повлечет за собой неизбежность столкновения противоборствующих сторон и эвентуальную опасность для граждан, не участвующих в данной деятельности».

Другими словами, деструктивная информационная активность, которая, зачастую хорошо оплачивается теми, кто пытается в мутных информационных водах утопить политических конкурентов, пусть и ценой подрыва национальной безопасности, напрямую угрожает внутриполитической стабильности. Законодательство же в этих вопросах совсем не гибко, и не дает контролирующим органом широты полномочий для отслеживания существующих угроз, а тем более их предотвращения. Именно исходя из этого предложение президента пересмотреть нормы Закона «О СМИ» более чем своевременны и востребованы. Есть надежда, что эта реформа будет тщательно проработана и направлена как на принятие превентивных мер, способных разоружить подстрекателей и лиц, их финансирующих, так и на борьбу с последствиями их дестабилизирующей деятельности.

Новый импульс

На этом фоне более чем оправданно выглядит еще одно направление, указанное президентом – укрепление базы отечественных СМИ и повышение их конкурентоспособности. Поступательное движение в этом направлении также способно серьезно ударить по рукам разного рода подстрекателей. И тут нужно признать, что в последние годы госорганы, в частности Министерство информации и общественного развития, многое сделали для того, чтобы реанимировать медиа пространство, придать его развитию новый импульс. Так, стоит отметить появление уникального по нашим меркам телецентра «Қазмедиа Орталығы», ряда нишевых и интернет телеканалов, развитие онлайн журналистики, создающей востребованный контент, в том числе, и направленный исключительно на казахоязычную аудиторию.

Серьезную роль в этом сыграла реализация Национального плана развития информации, принятого в середине 2020 года, в который были заложены инструменты для совершенствования механизмов информационной политики в привязке к реализации концепции «слышащего государства» с одной основной задачей – повысить конкурентоспособность казахстанских СМИ. Причем, это не просто красивые слова – документ резво оценивает существующий комплекс проблем в медиасфере.

В частности, что касается телевидения, то авторы Национального плана четко вычленяют проблему создания качественного контента. Выпускаемые в эфир программы, констатируют они, недостаточно высокого качества. Причина – в ограниченности конкурентной среды, а также низким уровнем развития рынка продакшн-студий. Многие печатные СМИ теряют вес за счет того, что продолжают публиковать новостные материалы, хотя понятно, что ни по наполненности информационной повестки, ни по оперативности они физически не способны конкурировать с интернет-ресурсами. У интернет СМИ свои проблемы: недостаточный упор на производство мультимедийного контента, а также низкий уровень доходности, что в комплексе не позволяет им полноправно конкурировать с зарубежными аналогами.

Для исправления ситуации кардинально были пересмотрены не только методы государственной поддержки СМИ, но и на основе международного опыта выработаны рекомендации для создания конкурентоспособного контента для каждого вида СМИ. При этом предлагаемые механизмы трансформации для создания качественного отечественного медиа-продукта постоянно уточняются и совершенствуются. Так, например, в течение ближайших двух лет акцент будет сделан на реализацию специального плана по обучению медиаспециалистов и повышению их квалификации, а также на формирование медийной и информационной грамотности населения. Об этом в начале марта сообщил министр информации и общественного развития Аскар Умаров. Также он добавил, что развитие казахстанского интернет-сегмента станет одним из приоритетных направлений. В этой связи он уточнил, что «необходимо развивать казахоязычные интернет-ресурсы, мультимедийный контент и онлайн-платформы». Кроме того, стоит отметить, что профильным ведомством разработаны новые подходы по совершенствованию деятельности государственных телеканалов.

Очевидно, что реформаторская машина для создания сильных и востребованных медиа, о чем в своем Послании говорил президент, уже запущена. Тот же факт, что уже существующим инициативам придается новый импульс на уровне главы государства, говорит лишь только о том, что за ними последуют новые, еще более эффективные шаги.