В октябре прошлого года глава государства утвердил десять национальных проектов. Они охватывают самые разные сферы жизни страны – от цифровизации до безопасности. Один из этих проектов называется «Образованная нация». Он направлен на совершенствование системы обучения и повышение уровня знаний казахстанцев на всех ступенях образовательного процесса – от дошкольных учреждений до вузов.
На осуществление мер, необходимых для реализации данного проекта, предусмотрено выделить в течение пяти лет внушительную сумму почти в два триллиона тенге. Причём финансирование ежегодно будет идти с нарастающими объёмами: с 168,2 миллиарда тенге в 2021-м году до 608,9 миллиарда в 2025-м.
В сфере дошкольного образования и воспитания планируется к 2025-му году обеспечить 100-процентный охват им детей в возрасте от трёх до шести лет. В принципе, до выхода на намеченный рубеж осталось совсем немного, поскольку за последнее десятилетие в этом плане был сделан впечатляющий рывок. Следует напомнить, что в 2010-м в целом по Казахстану охват составлял всего 30 процентов. Но потом была принята программа «Балапан», рассчитанная на период до 2020 года и предусматривавшая повсеместное открытие детских садов и других дошкольных учреждений за счёт как бюджетного финансирования, так и привлечения бизнеса, в том числе с использованием государственно-частного партнёрства. И к моменту завершения срока реализации программы охват достиг 98,7 процента.
Но обеспечение доступа к дошкольному образованию – это только полдела. Нужно ещё, чтобы оно было качественным. И тут возникает вопрос: как оценивать это самое качество? Ведь, в отличие от школьников, воспитанники детских садов и центров не сдают экзамены и тесты. Поэтому национальным проектом предусмотрен такой критерий, как степень удовлетворённости населения (родителей) качеством дошкольного образования, и этот показатель планируется поднять за пять лет (2021-2025) с 68,4 до 88 процентов.
Применительно к учащимся общеобразовательных школ в качестве основного индикатора качественных изменений взяты результаты юных казахстанцев по итогам сдачи тестов PISA – наиболее объективного и авторитетного международного исследования, в ходе которого оценивается уровень знаний и функциональной грамотности 15-16-летних учащихся. Последнее такое тестирование состоялось в 2018-м (провести следующее помешала пандемия), и тогда наши школьники набрали по математической грамотности в среднем 423 балла, по читательской – 387, по естественно-научной – 397.
Теперь же поставлена задача в 2022-м улучшить результаты соответственно до 430, 392-х и 402-х, а через три года, в 2025-м (исследование проводится раз в трёхлетие) – до 480, 450 и 490 баллов. Иначе говоря, по математической и естественно-научной грамотности планируется достичь показателей, характерных в среднем для ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, объединяющая 38 наиболее развитых стран мира), а по читательской грамотности сократить отставание от среднего для стран ОЭСР уровня с до 40 баллов (по итогам последнего тестирования оно составило ровно сто баллов).
Другой важный момент. Результаты PISA-2018 выявили большие разрывы между показателями Нур-Султана, Алматы, а также северных и восточных областей, с одной стороны, и южными и западными регионами, с другой. Например, по математической грамотности максимальная «вилка» составила 68 баллов, по читательской – 84, по естественно-научной – 70. В ближайшие годы, то есть к 2025-му, планируется сократить эти разрывы соответственно до 62, 68 и 59 баллов. Ещё одна серьёзная проблема – разница в уровне знаний между учащимися городских и сельских школ. Её тоже предстоит хотя бы отчасти нивелировать. Национальный проект «Образованная нация» ставит задачу уменьшить эту разницу: по математической грамотности – с 22 до 18, по читательской – с 38 до 22 (на две трети), по естественно-научной – с 32 до 15 баллов (более чем в два раза).
Очевидно, что для достижения этих целей необходимо создать необходимые условия, связанные с инфраструктурой, материально-техническим обеспечением, кадрами. Поэтому будут осуществлены такие меры, как строительство новых школ и пристроек к уже имеющимся, что позволит решить проблемы, связанные с переполненностью классов и сохраняющимся кое-где обучением в три смены, увеличение доли учебных заведений, имеющих предметные кабинеты (прежде всего, физики, химии, биологии, STEM), с 57,4 до 90 процентов. Более чем в полтора раза, с 62,9 до 90 процентов, должен вырасти охват школьников дополнительным образованием – речь идёт о факультативных занятиях, подготовке к участию в конкурсах и олимпиадах, открытии различных кружков и секций.
В системе технического и профессионального образования (ТиПО) главный акцент будет сделан на подготовке кадров по востребованным специальностям. Все выпускники 9-х классов общеобразовательных школ, которые решат пойти в колледжи для получения нужных стране профессий, будут обучаться полностью за государственный счёт. К 2025 году во всех учебных заведениях ТиПО должна быть внедрена система оценивания WorldSkills – это когда учащиеся сдают экзамены в форме выполнения определённых конкурсных заданий. Иначе говоря, проверяются не степень усвоения теоретического материала, а уровень владения профессиональными компетенциями и навыками.
Что касается высшего образования, то в качестве основных мер предусмотрены увеличение доли казахстанских вузов, реализующих международные образовательные программы и осуществляющих академические обмены с иностранными партнёрами, повышение уровня их конкурентоспособности (что должно найти отражение в улучшении позиций нашей страны в ведущих международных рейтингах), открытие филиалов зарубежных университетов.
Кстати, уже подписано, причём на уровне глав государств, соглашение о создании в Казахстане филиалов ведущих российских вузов. Их у нас откроют Московский высший технический университет имени Баумана, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (в прошлом знаменитый Московский институт стали и сплавов), Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Санкт-Петербургский национальный университет ИТМО (бывший институт точной механики и оптики). Как видим, открытие филиалов направлено на подготовку будущих инженеров, «технарей», которые необходимы Казахстану для создания инновационных производств, формирования «экономики будущего».
Понятно, что главной фигурой в системе образования, будь то школьное, среднее специальное или высшее, остаётся педагог. В последние годы со стороны государства сделано немало, чтобы повысить престиж этой профессии, сделать её привлекательной, чтобы ряды учителей и преподавателей пополняли хорошо образованные и заинтересованные в результатах своей работы люди. И шаги в данном направлении будут продолжены. В частности, если сейчас заработная плата среднестатистического педагога составляет 73,7 процента от средней по экономике страны в целом, то в 2025-м это соотношение планируется довести до 102,9 процента. Иначе говоря, заработки педагогических работников должны быть выше, чем в среднем по стране.
Особенность национального проекта заключается в том, что лица, ответственные за реализацию тех или иных мер, названы пофамильно. Зафиксированная таким образом персональная ответственность государственных служащих позволяет надеяться на то, что намеченные цели будут достигнуты.