Если в 20-м веке «окном в мир» для казахов служил русский язык, то в 21-м эта роль полностью перейдет к английскому – такова господствующая у нас точка зрения. В идеале это так, а в реальности? Если верить данным международных исследований, уровень владения English в нашей стране – один из самых низких на планете, причем за последние десять лет ситуация, скорее, ухудшилась, чем улучшилась, а у большинства выпускников школ знание английского такое, будто они ограничились его изучением в начальных классах.

Все хуже и хуже….

Недавно, в середине ноября, были обнародованы результаты юбилейного, десятого по счету, и наиболее авторитетного в мире исследования, которое ежегодно проводит международная образовательная организация Education First (EF, базируется в Швейцарии), специализирующаяся на языковом обучении и имеющая свои представительства в 116 государствах. Его задача – определить индекс владения английским (EF EP) в разных странах. Как утверждается, этот индекс прямо коррелирует с уровнем их конкурентоспособности. С такой оценкой, конечно, можно поспорить, поскольку есть примеры, опровергающие ее, – скажем, Япония не входит даже в первую полусотню, но в ее экономическом и технологическом потенциале никто не сомневается. Однако применительно к странам, не имеющим богатого опыта самостоятельного развития, данный тезис, думается, вполне актуален. Ведь в современных условиях (глобализация, взаимная интеграция стран и обществ, усиливающийся обмен информацией и знаниями) уверенное владение главным мировым языком становится важным конкурентным преимуществом.

Для исследования EF EP характерен широкий охват – например, в нынешнем году к участию в тестировании были привлечены 2,2 миллиона человек из ста стран. Это представители самых разных поколений, но по большей части молодежь: средний возраст составляет обычно 25-27 лет. Им предлагается стандартный тест на знание английского. В зависимости от полученных результатов все страны ранжируются по пяти группам. Первая – очень высокий уровень; вторая – высокий; третья – средний; четвертая – низкий; пятая – очень низкий. 

Впервые такое исследование было проведено в 2011-м. Казахстан был им охвачен и занял 44-е, последнее, место. Следующее тестирование наша страна пропустила, а с 2013-го она является постоянной участницей. В предлагаемой ниже таблице приведены ее результаты за эти годы:


Как видим, в период с 2014-го по 2016-й показатели нашей страны демонстрировали некоторую положительную динамику, но затем произошел откат, по сути, на прежний уровень. За  последние четыре года средний балл снизился с 47,42 до 43,83, и Казахстан рухнул на 93-ю позицию из 100.

В нынешнем году организаторы впервые ввели вместо 100-балльной шкалы, которая применялась прежде, 800-бальную. На положении Казахстана в рейтинге это почти не отразилось – 92-е место среди ста стран. Наш результат – 412 баллов. Ниже расположились только Эквадор, Мьянма, Руанда, Кыргызстан, Саудовская Аравия, Оман, Ирак и Таджикистан.

Все познается в сравнении

На протяжении всех этих лет Казахстан неизменно входил в группу стран с очень низким уровнем владения английским. Это означает примерно следующее: среднестатистический житель нашей республики знает разве что простейшую грамматику, оперирует весьма ограниченным набором слов, не в состоянии понять (без словаря) даже несложный текст, а при общении с иностранцем может, в лучшем случае, показать, где находится тот или иной объект, да и то при помощи жестов.

Теперь что касается других уровней. «Низкий» означает возможность ориентироваться в  англоговорящей стране в качестве туриста, поддерживать простую беседу, понимать несложные электронные письма. «Средний» позволяет, например, вникать в содержание текстов песен, вести переписку с англоязычными друзьями и коллегами. «Высокий» предполагает свободное чтение газет и даже текстов продвинутого уровня, отсутствие проблем с пониманием того, что говорят в телепередачах, с устным общением на English. Ну а о том, что значит «очень высокий», наверное, догадываются все. Такой уровень характерен для всех скандинавских государств, Нидерландов, Германии, Австрии, Бельгии, а также для отдельных стран (Сингапур, ЮАР), которые были британскими колониями и в которых английский сегодня имеет статус официального языка.

Любопытно будет взглянуть на то, какие государства, прежде находившиеся в рейтинге EF EP ниже Казахстана, за последние годы обошли нас. В 2017-м это были Катар, Марокко, Азербайджан, Иран, Египет. В 2018-м – Сальвадор, Венесуэла, Кувейт. В 2019-м – Монголия, Афганистан, Алжир, Ангола. В 2020-м – Камбоджа, Узбекистан, Таиланд, Кот д´Ивуар.

Согласно результатам последнего исследования, эти 16 стран (почти все они, за исключением некоторых нефтедобывающих, считаются мировыми аутсайдерами с точки зрения экономических показателей и уровня жизни населения) сейчас опережают Казахстан в уровне владения английским. Быстро прогрессирует, например, Иран (теперь 56-й в рейтинге) – он перешел с «очень низкого» уровня на просто «низкий», недобрав до группы «середняков» менее двадцати баллов.  «Повышения в классе» добились также Катар, Кувейт, Венесуэла, Марокко. Очень близко подобрались к этому Монголия и Афганистан, которые в нынешнем году набрали по 446 баллов, или лишь на четыре меньше, чем требовалось для перехода в группу с просто «низким» уровнем. Наши братья по тюркскому миру и по прежнему союзному государству Азербайджан (432 балла) и Узбекистан (430) тоже  ушли вперед. Показатель Казахстана, напомню, составил 412.

Кстати, представляет интерес и сопоставление результатов республик бывшего СССР, тем более что они находись примерно в одинаковых стартовых условиях. Прямо скажем, не очень благоприятных, поскольку в Советском Союзе, «закрытом» от Запада государстве,  изучение английского языка, как и других иностранных, не считалось чем-то необходимым – во всяком случае, в школьной программе ему отводилось мало времени. Усиленно им занимались разве что в очень редких спецшколах и в вузах, готовивших будущих преподавателей-«иноязычников» (в Казахской ССР такой институт был только один – в тогдашней столице республики Алма-Ате).

Так вот, в группе с «очень высоким уровнем» ни одной постсоветской страны нет. В следующую, с «высоким уровнем», ожидаемо входят три прибалтийские – Литва (24-е место), Эстония (25-е) и Литва (29-е). В числе «середняков» фигурируют Беларусь (40-е), Россия (41-е), Украина (44-е) и Грузия (47-е). В компанию стран с «низким уровнем» попала Армения (51-е), которой совсем немного не хватило для того, чтобы оказаться в «средней». Все остальные постсоветские республики, охваченные исследованием, имеют «очень низкий» уровень. Это Азербайджан (86-е), Узбекистан (88-е), Казахстан (92-е), Кыргызстан (96-е) и Таджикистан, замкнувший список из ста государств. 

English и образовательная сегрегация

Для понимания того, почему наша страна «так низко пала», стоит обратиться к выводам, которые сделаны на основе данных отдельного исследования EF EPI-s, проводимого только среди школьников и студентов, на что указывает буковка «s» в конце. Оно организуется раз в два года. В отчете по итогам последнего (2019-й) нет ранжирования стран и даже результатов каждой из них, на что, видимо, были свои причины. Но есть любопытная глава, посвященная Казахстану. В ней говорится, что в конце 2018-го было проведено тестирование учащихся как обычных общеобразовательных, так и трехъязычных школ для одаренных детей (в частности, НИШ) в тогдашней Астане и в Алматы. И что оно показало?

«Разрыв в навыках между школами для одаренных детей и обычными государственными школами интересен тем, что демонстрирует влияние избирательного подхода и дифференцированного обучения. На момент отбора одаренных детей в возрасте 11 лет разрыв в навыках владения английским языком минимальный. Но достигнув 18 лет, учащиеся, которые продолжили обучение в обычных школах, лишь немного улучшили свои навыки английского языка, тогда как те, кто обучался на трех языках, достигли огромного прогресса».

Иначе говоря, на уверенное владение английским языком в нашей стране могут рассчитывать только дети, обучающиеся в тех школах, которые либо имеют особый статус и соответствующее государственное финансирование, либо содержатся на деньги очень богатых родителей или меценатов. Но сколько таких в Казахстане? В системе НИШ, в школах-лицеях, курируемых фондом «Бiлiм-Инновация» (бывшие казахско-турецкие), и в частных учебных заведениях получают образование в общей сложности, самое большее, 60 тысяч детей – это лишь два процента казахстанских школьников.  Родителям же остальных трех миллионов учеников придется следовать принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Какая-то их часть найдет деньги на курсы английского языка, на оплату дорогостоящих услуг репетиторов, но подавляющему большинству они не по карману. Следовательно, надеяться на повышение общего уровня владения English казахстанцами в обозримой перспективе не приходится