Слово «қандас», которое с недавних пор официально используют в отношении тех, кто возвращается на историческую родину, означает «единокровный», «сородич». Оно применимо ко всем казахам, вне зависимости от места проживания и желания или нежелания менять гражданство. Поэтому когда речь идёт конкретно о репатриантах, более адекватным представляется слово «оралман» («возвращенец») которое кое-кто счёл неблагозвучным. И именно так правильнее называть героев предлагаемой публикации – наиболее известных казахов, в своё время перебравшихся с чужбины на землю предков.
В статье «Две волны репатриации. Советские оралманы: как СССР возвращал казахов из Китая» мы писали о том, что первая кампания по переселению наших соотечественников была вызвана началом освоения целинных земель. В той волне оказалась и Фарида Шарипова, в будущем одна из лучших актрис казахского театра и кино. Её именем даже названа улица в западной части города Алматы.
Она родилась в Чугучаке, уездном центре Или-Казахского округа на территории Синьцзяна. В 1955-м, когда ей было 18 лет, семья решила воспользоваться предоставленной правительством СССР возможностью и перебраться на землю предков. К тому времени Фарида успела сняться в одном фильме местных кинематографистов. В Алма-Ате она поступила на открывшийся в том же году актёрский факультет при Казахской консерватории имени Курмангазы, а после его окончания в 1959-м стала актрисой Казахского театра драмы, который впоследствии получит имя Ауэзова. Вышла замуж за актёра Идриса Ногайбаева, уже «засветившегося» в нескольких фильмах.
Её дебют в советском кино состоялся в 1963-м – она сыграла роль Галии, главной героини, в драме «Перекрёсток», снятой Шакеном Аймановым. Хотя режиссёр привлёк в том числе московских актёров – не нуждающуюся в представлениях Любовь Соколову, Владимира Сошальского (на роль Искандера, мужа Галии) и других, фильм прошёл не особо замеченным. А вот картина «Бег иноходца», снятая по повести Чингиза Айтматова «Прощай, Гульсары» на киностудии «Мосфильм» в 1968-м, принесла Фариде, воплотившей на экране образ главного женского персонажа, широкую известность. В следующие два года она была занята в фильмах «Песнь о Маншук» и «Кыз-Жибек».
Успешно складывалась и её театральная карьера. Особенно она запомнилась в спектаклях «Материнское поле» по одноимённой повести того же Айтматова и «Кровь и пот» по роману Абдижамила Нурпеисова. Главная женская роль, сыгранная Фаридой во второй из названных постановок, принесла ей Государственную премию СССР. А в 1980-м Шариповой присвоили высшее в Союзе звание народной артистки СССР. Она стала второй после Хадишы Букеевой казахской актрисой театра и кино, получившей столь высокий статус. А всего таких за всю историю было лишь три. Даже неподражаемая Амина Умурзакова осталась без этого звания.
… В тот же год, что и Шарипова, и недалеко от места её рождения появился на свет Кабдеш Жумадилов. В 1956-м, когда Китай и СССР ещё дружили, его направили получать высшее образование на филологический факультет КазГУ. Однако он успел проучиться только два курса: отношения между странами резко ухудшились, и студентов отозвали назад. Весной 1962-го начался массовый нелегальный переход через границу с СССР части казахского и уйгурского населения, недовольной политикой китайских властей и стремившейся уехать из страны. Среди тех, кто решился на этот шаг, был и 26-летний Кабдеш. Много позже в одном из интервью он утверждал, что благодаря его усилиям около двухсот казахов сумели покинуть КНР, и называл это главным достижением в своей жизни.
Оказавшись снова в Казахстане, он окончил КазГУ, после чего стал работать в редакции газеты «Қазақ әдебиеті», печатного органа Союза писателей республики, потом в издательстве «Жазушы», вступил в ряды КПСС. С конца 1960-х начали издаваться его рассказы, повести, романы. Особое место в его произведениях занимали историческая тематика, судьбы казахов, оказавшихся вдали от родины. За один из таких романов он ещё в советский период получил Государственную премию Казахской ССР. А в 1998-м ему присвоили звание «народный писатель Казахстана». Он прожил долго – почти 85 лет – и умер полтора года назад.
…В конце 1930-х часть алтайских казахов, спасаясь от преследований китайских властей, ранее подавивших восстание мусульманских народов, решила через Тибет перебраться в Индию. После тяжёлого перехода, сопровождавшегося боями, нехваткой продовольствия, болезнями, до места назначения добрались чуть больше трёх тысяч человек. Среди них был и 23-летний Халифа Алтай, будущий учёный-тюрколог, антрополог и религиозный деятель. В Индии, а затем в Пакистане, образованном после раздела страны в 1947-м, казахи прожили более десяти лет, испытав немало лишений, после чего их согласилась принять Турция, куда они и отправилось в 1953-54 годах.
В этой стране Халифа Алтай стал одним из лидеров казахской диаспоры, занимался научной деятельностью, много писал. Его книги «Народ, покинувший Алтай», «Путь от земли предков до Анатолии», «Воспоминания» рассказывают о жизни казахов в Синьцзяне, истории их исхода оттуда и скитаний по другим странам. В 1977-в Стамбуле был издан его труд «Родословная казахских турок», позже – «Перевод смыслов Корана на казахский язык». В начале 1990-х он приехал в Казахстан и посвятил себя религиозной деятельности. Его именем названа самая большая в Восточно-Казахстанской области мечеть, построенная в 2015-м, а два года назад в ней открыли музей исламской культуры.
Среди тех, кто осел в Турции, были и родители Мустафы Озтюрка. Он родился в конце 1954-го, а в 20-летнем возрасте поехал учиться в Тайвань, где поступил на факультет журналистики местного университета. Журналистом не стал, но всерьёз увлёкся таэквондо, c которым и ассоциируется сейчас его имя. В «Википедии», во многих казахстанских источниках Озтюрка называют многократным чемпионом мира. Однако эта информация требует тщательной проверки: во всяком случае, в том таэквондо, который получил признание МОК, а впоследствии и олимпийскую прописку, среди призёров мировых первенств он не значится.
Другое дело, что благодаря ему этот вид восточных единоборств обрёл популярность в Казахстане. Вскоре после приезда на землю предков, бежавших отсюда от голода начала 1920-х годов, он инициировал создание национальной федерации, которая в 1993-м была принята в международную федерацию (WTF), содействовал открытию школ и секций. А в 1999-м впервые на пьедестал почёта чемпионата мира поднялся казахский таэквондист. Но Мустафа не дожил до этого дня: четырьмя годами ранее он скоропостижно скончался в возрасте 40 лет. Его именем названы улицы в нескольких городах, в том числе и в центральной части Алматы, а в одном из сёл ему установили памятник.
Боксёр Канат Ислам, ещё выступая за Китай (тогда он фигурировал в протоколах как Ханати Силаму), стал бронзовым призёром Азиатских игр, чемпионата мира и Олимпиады, причём все эти достижения уместились в три года, с 2006-го по 2008-й. В двух случаях он на своём турнирном пути пересекался с Бахытом Сарсекбаевым, оралманом из Узбекистана. Первый их бой завершился в пользу казахстанца, а во втором выиграл уже Канат. А на ОИ-2008 в Пекине китайский казах в полуфинале уступил кубинскому боксёру, которого затем победил Сарсекбаев, в итоге и ставший олимпийским чемпионом.
Через два года уроженец Или-Казахского автономного округа СУАР получил гражданство Казахстана. Поначалу он выступал за команду «Астана Арланс» в любительской Всемирной серии бокса, а затем перешёл на профессиональный ринг, одержал на нём 28 побед, но в начале нынешнего года потерпел первое поражение. Если говорить в целом, то главных своих успехов Канат добился тогда, когда боксировал среди любителей.
В Или-Казахском округе родилась и Майра Мухамедкызы, оперная певица. Она – внучка тех, кто бежал за границу во время массового голода начала 1930-х. Выпускница Пекинской консерватории, уже будучи замужем (за известным спортсменом-мотогонщиком), в 1994-м поехала в Москву на международный конкурс, а оттуда в Китай не вернулась и решила осесть в Казахстане. Позже благодаря поддержке первого президента РК получила гражданство нашей страны и перевезла сюда семью.
Майру приняли солисткой в Государственный академический театр оперы и балета в Алматы, а после того, как она стала победительницей одного из международных конкурсов, акимат южной столицы выделил ей двухкомнатную квартиру. В 2003-м Мухамедкызы первой из казахстанских исполнителей заключила контракт с парижской «Гранд-Опера». Сейчас она много выступает, гастролирует.
А вот известный учёный и политический деятель Зардыхан Кинаятулы вернулся на историческую родину из Монголии. Он родился в 1940-м на западе этой страны, окончил Монгольский государственный университет и Академию общественных наук при ЦК КПСС в Москве, в 1990-92 годах занимал должности вице-премьера правительства, заместителя председателя Великого государственного хурала (парламента).
Там же Кинаятулы стал доктором исторических наук. Его работы были опубликованы в США, Китае, России и ряде других стран. Они посвящены в основном истории империи Чингисхана, Ак-Орды (часть улуса Джучи), Казахского ханства, а также казахской диаспоры в Монголии. В 1994-м он стал гражданином Казахстана, работал заведующим отделом в Институте истории и этнологии имени Ч.Валиханова при МОН РК.