55 лет назад, осенью 1967-го, накануне полувекового юбилея Октябрьской революции, были названы имена первых лауреатов Государственной премии СССР, в том числе в области литературы и искусства. А тремя годами раньше, в 1964-м, наиболее отличившимся представителям творческой интеллигенции стали присуждать звание Героя Социалистического Труда. Сегодня мы решили вспомнить казахстанцев, удостоенных таких почестей, а заодно оценить, как наша республика в этом плане выглядела на фоне остальных.
Лишь четыре фамилии…
Звание Героя Социалистического Труда было присвоено в общей сложности 222 деятелям советской культуры. Трое из них получили его дважды – это писатели Михаил Шолохов и Георгий Марков, а также балерина Галина Уланова. Большинство среди обладателей высшего знака трудового отличия составили литераторы – 73. Следом идут мастера театра и кино – 57, музыкального и хореографического искусства (композиторы, музыканты, дирижёры, певцы, танцоры) – 55, живописцы и скульпторы – 26, артисты цирка – 5, архитекторы – 4, организаторы музейного дела – 2.
В списке из 222-х фамилий значатся четыре казахстанца. Первым из нашей республики в нём появился прозаик и драматург Габит Мусрепов. Это звание ему присудили в 1974-м. Спустя два года Героем Труда стал актёр театра и кино Сералы (Серке) Кожамкулов – так в высоких инстанциях решили отметить 80-летие со дня его рождения и полувековой юбилей творческой карьеры. Оперный певец Ермек Серкебаев получил золотую звезду с изображением серпа и молота в 1986-м – в тот год ему исполнилось 60 лет. Наконец, певица Бибигуль Тулегенова была удостоена этого звания едва ли не самой последней – президент СССР Михаил Горбачёв подписал соответствующий указ 21 декабря 1991-го, а через четыре дня Советский Союз прекратил своё существование.
Впрочем, был среди Героев Труда ещё один уроженец нашей республики – прозаик Анатолий Иванов. Он появился на свет в селе Шемонаиха (тогда Семипалатинский округ), окончил КазГУ, начинал как журналист в конце 1940-х в одном из казахстанских изданий, но вскоре перебрался в Новосибирск, а позже в Москву. Так что правильнее называть его российским писателем. Присуждение Иванову высокого звания в 1979-м во многом было обусловлено огромным зрительским интересом к телесериалам, снятым по его романам «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Хотя чисто художественная ценность этих произведений ставилась авторитетными литературными критиками под сомнение.
На протяжении 1960-х – 1980-х годов наша республика была 4-й в СССР по численности населения – после РСФСР, Украины и Узбекистана. А казахи были в количественном отношении 5-м этносом, уступая только русским, украинцам, узбекам и белорусам, причём последние превосходили нас ненамного. В то же время по числу Героев Социалистического Труда среди деятелей культуры мы поделили лишь 10-11 места с латышами. Помимо россиян, нас опередили украинцы – 14, грузины – 10, азербайджанцы – 9, белорусы – 7, армяне – 6, узбеки и даже киргизы с эстонцами – по 5.
Например, киргизы в списке обладателей высокого звания представлены двумя литераторами – Чингизом Айтматовым (пожалуй, не было в Центральной Азии другого столь известного за её пределами, в том числе и в дальнем зарубежье, писателя, как автор «Белого парохода», «Буранного полустанка» и других выдающихся произведений), а также поэтом Аалы Токомбаевым. Кроме них, Героями Труда стали художник Гапар Айтиев, скульптор Тургунбай Садыков, композитор и дирижёр Калый Молдобосанов. В сумме пятеро – на одного больше, чем у нас. Это при том, что наш этнос был значительно более многочисленным: скажем, согласно результатам Всесоюзной переписи населения 1979-го, на 6,5 миллиона казахов приходилось 1,9 миллиона киргизов, то есть в три с половиной раза меньше.
Или взять, например, азербайджанцев. Сразу четыре писателя, представлявших этот близкий нам тюркский народ, были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Плюс два композитора, оперный певец, дирижёр и архитектор. В общей сложности девять человек. В расчёте на каждый миллион населения это в два с половиной раза больше, чем у нас.
Поневоле возникает вопрос: среди казахстанских и казахских деятелей культуры было меньше достойных такого звания? Или же причина заключалась в том, что руководители других республик проявляли больше заинтересованности и настойчивости в продвижении своих писателей и мастеров искусств?
Сталинская, Ленинская, Государственная…
…До появления Государственной премии СССР существовала Сталинская – в период с 1941-го по 1952-й включительно. Она имела несколько степеней и присуждалась весьма широкому кругу соискателей. В числе первых её обладателей оказался, например, народный акын Джамбул Джабаев. Впоследствии она была вручена ещё нескольким казахстанцам. Однако после смерти Сталина на ней решили поставить крест.
В 1956-м постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была учреждена Ленинская премия. Она присваивалась и ранее, в 1926-1935 годах, но тогда распространялась только на учёных. Теперь же на неё могли претендовать и деятели культуры. Если звание Героя Социалистического Труда обычно присуждалось, так сказать, по совокупности заслуг, то на Ленинскую (а впоследствии и на Государственную) премию писателей, композиторов, художников и т.д., а также целые коллективы выдвигали за определённые «разовые» достижения. Это могли быть роман, спектакль, фильм, скульптурная композиция…
Каждый лауреат, помимо специального нагрудного знака и положенных льгот, получал на руки 100 тысяч рублей, которые после деноминации, проведённой в 1961-м, превратились в 10 тысяч. На эти деньги, например, в 1970-х годах можно было купить трёхкомнатную кооперативную квартиру в Алма-Ате (она, в отличие от жилья, бесплатно выделявшегося государством, становилась частной собственностью) или два автомобиля «Жигули».
Если посмотреть на списки обладателей Ленинской премии, то можно увидеть, что в основном там фигурировали учёные, конструкторы, изобретатели (кстати, имена многих из них в открытой печати не публиковались – они работали над секретными проектами). Тогда как представителей литературы и искусства этой премией особо не баловали. Например, за первые десять лет её существования, с 1957-го по 1966-й, лауреатами стали немногим более шестидесяти деятелей культуры со всего Союза. А впоследствии она стала присуждаться ещё реже – раз в два года.
Поэтому немудрено, что Ленинскую премию получил лишь один представитель казахской творческой интеллигенции – в 1959-м её вручили Мухтару Ауэзову за роман-эпопею «Путь Абая». Кстати, соседи-киргизы и здесь нас обогнали: в 1963-м высшая в СССР премия досталась Чингизу Айтматову за сборник «Повести гор и степей» (в него вошли «Джамиля», «Тополёк мой в красной косынке» и ряд других произведений), а в 1980-м – Тургумбаю Садыкову за монумент «Борцам революции», установленный в столице этой республики.
Государственная же премия, учреждённая в 1967-м, стала второй по статусу после Ленинской. В денежном выражении она стоила вдвое дешевле – 5 тысяч рублей, и на неё мог претендовать более широкий круг кандидатов. В первый год список лауреатов в номинации «Литература, искусство и архитектура» насчитывал 17 позиций, затем он сократился до 10-11, но, начиная со второй половины 1970-х, увеличился вдвое – до 20-22 ежегодно. В общей сложности Государственная премия СССР в рассматриваемой номинации присуждалась около 450 раз.
Шесть из этих случаев имели непосредственное отношение к Казахстану. Два связаны с архитектурными достижениями – строительством Дворца Ленина в столице республики (1971-й) и комплекса зданий на Новой площади здесь же, в Алма-Ате (1982-й). Премии за них получили коллективы авторов. Четыре факта пришлись на долю литераторов и мастеров искусств.
Первой из наших соотечественников и соотечественниц союзную Госпремию получила в 1970-м оперная певица Бибигуль Тулегенова – так были отмечены её концертные программы предыдущих лет. Спустя четыре года лауреатами стали люди, причастные к роману «Кровь и пот» и поставленному по нему в Казахском театре драмы имени М.Ауэзова одноимённому спектаклю: автор произведения Абдижамил Нурпеисов, режиссёр Азербайджан Мамбетов, художник Александр Кривошеин, исполнители главных ролей Асанали Ашимов, Фарида Шарипова и Идрис Ногайбаев. В 1977-м премию получил певец Ермек Серкебаев – за «концертную программу из произведений советских композиторов». А через год она досталась поэту Джубану Мулдагалиеву за поэмы «Орлиная степь» и «Сель».
Также можно вспомнить присуждение Госпремии в 1980-м создателям четырёхсерийного художественного фильма об истории освоения целинных земель «Вкус хлеба». В списке лауреатов, помимо прочих, были названы актёры Нуржуман Ихтымбаев, Идрис Ногайбаев и Наталья Аринбасарова, но они играли не главные роли, к тому же картина снималась преимущественно на «Мосфильме» российскими кинематографистами. А после этого на протяжении целого десятилетия вплоть до распада СССР (1981-1991) ни один из деятелей казахстанской культуры не стал лауреатом Госпремии. Хотя последняя в тот период присуждалась около двухсот раз. С чем это было связано, сказать сложно.
Итак, писатели и мастера искусств из нашей республики получали Госпремию СССР четыре раза. Столько же раз удостаивались её киргизы. Главным образом, благодаря Чингизу Айтматову. Лично ему она присуждалась дважды – в 1968-м и 1983-м: сначала за повесть «Прощай, Гульсары!», потом за роман «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»). А в 1977-м был отмечен художественный фильм «Белый пароход», снятый по его повести и сценарию режиссёром Болотом Шамшиевым на киностудии «Киргизфильм». Таким образом, Айтматов собрал все высшие советские титулы – Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной (трижды) премий. Мало кто из писателей мог этим похвастать.
Более щедрый «урожай» Госпремий собрали узбеки. Их получили два прозаика, два поэта (точнее, поэт и поэтесса), балерина, художник-монументалист, ансамбль народного танца «Бахор», один художественный фильм и один театральный спектакль. В общей сложности 9 случаев присуждения. По 5 (на один больше, чем у нас) набралось у азербайджанцев и у туркмен…