В эти дни, когда на Азиатских играх наши спортсмены своими результатами разочаровывают болельщиков гораздо чаще, чем радуют, хотелось бы вспомнить, как ровно 35 лет назад, в начале октября 1988-го, представители Казахстана увезли из корейского Сеула, где завершилась 24-я летняя Олимпиада, рекордное количество медалей – 19, в том числе 10 золотых. Да, часть их они завоевали в командных видах спорта и дисциплинах, но ведь даже просто попасть на самые престижные в мире соревнования в составах сборных СССР по лёгкой атлетике, гимнастике, плаванию, футболу, баскетболу, волейболу было сложнее, чем выиграть Азиатские игры.
Герои на помосте
Когда вспоминаешь ту Олимпиаду, то первой в памяти всплывает фамилия «Люкин». Уроженец Актюбинска (позже он переехал в Алма-Ату, учился в Казахском институте физкультуры), которому на тот момент исполнился 21 год, в Сеуле четыре раза поднимался на пьедестал почёта, в том числе дважды – на верхнюю его ступень. Первое «золото» Валерий вместе с другим гимнастом из нашей республики, тоже алма-атинцем Владимиром Новиковым завоевал в командном первенстве – советская дружина состояла из шести спортсменов.
Хорошие шансы стать олимпиоником Люкин имел и в личном многоборье – самой престижной из индивидуальных дисциплин (неслучайно победивших в ней называли абсолютными чемпионами). К тому времени японцы, прежде нередко выигрывавшие у советских спортсменов, находились на спаде, но зато подтянулись восточные немцы, китайцы, румыны… И всё же многие ставили на троицу из СССР: абсолютного чемпиона мира 1983-го (кстати, тогда ему было всего 16 лет) и 1987-го Дмитрия Билозерчева, серебряного призёра ЧМ-1985 Владимира Артёмова, а также Люкина, Последний прежде не участвовала ни в мировых первенствах, ни тем более в ОИ, но великолепно проявил себя на чемпионате Европы 1987-го, победив в многоборье и на четырёх отдельных снарядах.
После завершения соревнований многоборцев популярная газета «Советский спорт» опубликовала комментарий олимпийского чемпиона 1980-го Владимира Маркелова. По его словам, Билозерчев испытывал последствия травмы, поэтому основная борьба за «золото» развернулась между Люкиным и Артёмовым, разноплановыми гимнастами: казахстанец выполнял более сложные, оригинальные элементы и меньше внимания уделяет «школе», тогда как россиянин, тяготевший к «классической» гимнастике, рисковал меньше, делая упор на надёжность и стабильность.
«Мог ли победить Люкин?», – задался вопросом эксперт. И сам же ответил: «Безусловно, мог. Но ему из-за травмы ноги пришлось почти перед самой Олимпиадой изменить программу, отказаться, например, в вольных упражнениях от знаменитого тройного сальто, который он стал исполнять первым на планете». К слову, если бы за вольные Валерий получил не 9,9, а 10,0 (тогда судьи были щедры на «десятки»), то он бы набрал одинаковую с Артёмовым сумму за все упражнения, и чемпионами объявили бы обоих. А так казахстанцу досталось «серебро».
Но личное «золото» он всё же завоевал, причём разделив его с тем же Артёмовым. Случилось это в день, когда гимнасты оспаривали награды на шести отдельных снарядах. По правилам, действовавшим в то время, результаты, показанные в квалификации и в финале, суммировались (сегодня участники решающей фазы соревнований начинают «с чистого листа»). Так вот, перед финалом Люкнн немного проигрывал главному сопернику, но, затем, получив более высокую оценку, сумел в итоге догнать его. А ещё Валерий получил «серебро» на брусьях, занял 4-е место на кольцах и 5-е на коне. То есть, он попал в пятёрки сильнейших в пяти индивидуальных дисциплинах из семи! Если бы не вынужденный отказ от самого сложного элемента, Люкин мог бы поспорить за медаль и в вольных упражнениях.
Другим героем той Олимпиады можно назвать штангиста Анатолия Храпатого. Уроженец Целиноградской области изначально считался главным претендентом на «золото» в весовой категории до 90 кг – ведь в том предолимпийском цикле он выиграл все три чемпионата мира, обновил мировые рекорды. И в Сеуле казахстанец не дал никому усомниться в своём превосходстве – в сумме он набрал на 12,5 кг больше, чем ближайший преследователь. К слову, во время подготовки к выступлению на сеульском помосте ему приходилось думать о жене, которая должна была вот-вот родить. Дочь появилась на свет за три дня до его олимпийской победы.
На пьедестале и рядом с ним
Неожиданное «золото» завоевал советский квартет в легкоатлетической эстафете 4х100 метров. В его составе были два казахстанца – Владимир Муравьёв из Караганды и Виталий Савин из Джезказгана. Они бежали на двух последних этапах. Фаворитами, как обычно, считались американцы, но в квалификационном раунде они не сумели правильно передать палочку и были дисквалифицированы. А команда Канады перед эстафетными забегами лишилась своего лидера – Бена Джонсона, который за несколько дней до этого выиграл индивидуальную 100-метровку, опередив почти не знавшего до этого поражений Карла Льюиса и США и установив новый мировой рекорд: его уличили в применении допинга. Поэтому ожидалось, что борьба за первое место развернётся между сборными Великобритании, Франции и СССР, показавшими лучшее время в полуфиналах. В этом споре победил советский квартет, причём на заключительном отрезке наш Савин не позволил догнать себя британцу Линфорду Кристи, ставшему на стометровке 3-м после Джонсона и Льюиса.
В секторе для прыжков с шестом отличился 21-летний Григорий Егоров из Чимкента. Борьбу за медали он вёл, главным образом, с партнёрами по сборной СССР знаменитым Сергеем Бубкой и Родионом Гатаулиным, а также с двумя французами и американцем. Преодолев 5.80 с первой же попытки и гарантировав себе, как минимум, «бронзу», он решил пропустить 5,85 (на тот момент его личный рекорд) и штурмовать 5,90. Так же поступил и Бубка. Гатаулин, взяв 5.85, вышел в лидеры. Высота 5,90 Егорову не покорилась, неожиданно две попытки «запорол» и Бубка, но в третьей, последней, он всё-таки сумел с ней справиться. Это принесло ему звание олимпийского чемпиона. Гатаулин, пропустивший 5.90 и не взявший 5,95, получил «серебро», а Егоров – «бронзу». Близко от пьедестала почёта остановились два других казахстанских легкоатлета: Ольга Турчак стала 4-й в прыжках в высоту, а Виктор Евсюков – 5-м в метании копья.
Борец греко-римского стиля Даулет Турлыханов (категория до 74 кг) на групповом этапе одолел всех своих шестерых соперников и вышел в финал, где его ждал кореец Ён-Нам Ким, в то время не очень известный. Казахстанец проиграл, но вот что сказал в своём комментарии тому же «Советскому спорту» олимпийский чемпион 1956-го Анатолий Парфёнов: «На мой взгляд, исход этого поединка спорен. Ведь за полминуты до сирены Даулет провёл бросок. За него надо давать балл, но судья на ковре почему-то не дал. А именно этого балла не хватило нашему борцу, чтобы сравнять счёт и получить шанс для победы в дополнительное время».
В турнире боксёров супертяжёлого веса (свыше 91 кг) приняли участие две будущие суперзвезды профессионального ринга – канадец Леннокс Льюис и американец Риддик Боуи. Они и сошлись в бою за «золото», а ранее, в полуфинале, последний выиграл у Александра Мирошниченко из Кустаная, которому досталась бронзовая медаль. Другой казахстанский боец, Евгений Зайцев из Джамбула (до 71 кг), остановился в одном шаге от пьедестала, потерпев в 1/4 финала поражение от Роя Джонса из США, в будущем первого в истории профессионального боксёра, ставшего чемпионом мира в среднем, втором среднем, полутяжёлом и тяжёлом весах. Позже в поединке за «золото» Джонс проиграл раздельным решением судей корейцу, что вызвало шквал возмущения: американец имел огромное преимущество, но арбитры из Уругвая, Марокко и Уганды отдали победу представителю страны-хозяйки Олимпиады (рефери из СССР и Венгрии посчитали иначе). Этот бой по сей день считается самым скандальным в истории любительского бокса.
С медалью уехал из Сеула алма-атинский пловец Константин Петров, специализировавшийся на баттерфляе. Он вместе с другими вторыми номерами сборной СССР плыл в квалификации комбинированной эстафеты 4х100 метров, а в финале их сменили лидеры, которые в итоге заняли третье место после американцев и канадцев. Но статус призёров Олимпиады получили все. Нельзя не отметить и другого алма-атинца 18-летнего Вадима Алексеева: он пробился в финальный заплыв 200-метровки брассом и финишировал 6-м.
Победы «игровиков»
На Олимпиаду-1988 поехали девять советских команд в игровых видах спорта. И в составах шести из них были казахстанцы – тоже своеобразный рекорд. В общей сложности среди «игровиков» были двенадцать представителей нашей республики, и более половины вернулись домой с медалями: четверо с золотыми, трое с серебряными.
В мужском баскетболе тот олимпийский турнир был 11-м по счёту. В девяти предыдущих побеждали американцы, в одном – сборная СССР, в одном – югославы (но тогда, в 1980-м, страны Запада во главе с США бойкотировали летние Игры, проходившие в Москве). И вот теперь три эти дружины, сильнейшие на тот момент в мире, жаждали выиграть Олимпиаду в Сеуле. Советская команда наполовину (6 игроков из 12) состояла из баскетболистов 1964-го рождения, представлявших разные республики, но друживших ещё с всесоюзных юношеских соревнований. В трёх решающих матчах – четвертьфинале, полуфинале и финале – эти шестеро принесли две трети всех очков (172 из 263). Одним из них был Валерий Тихоненко, который незадолго до этого вернулся из московского ЦСКА в родной алма-атинский СКА.
Одержав на групповом этапе четыре победы, но проиграв югославам, наши баскетболисты вышли в 1/4 финала на бразильцев, которые в то время представляли собой грозную силу. Выиграть у них удалось с разницей всего в «плюс пять» – 105:100. В этом поединке Тихоненко набрал 7 очков. В полуфинале советскую дружину ждала команда США во главе с центровым Дэвидом Робинсоном, которого впоследствии десять раз включали в символическую сборную сильнейшей в мире лиги – НБА. Но она не смогла остановить баскетболистов СССР. Свою лепту в успех (82:76) тремя очками внёс и Тихоненко.
А вот в поединке за «золото» против югославов ему не дали поиграть. «Зажигали» же два его сверстника из Литвы – Арвидас Сабонис и Шарунас Марчюлёнис, набравшие на двоих 41 очко (первый добавил ещё 15 подборов, а второй – 6 результативных передач). В итоге советская команда победила со счётом 76:63 и стала олимпийским чемпионом. К слову, она по сей день, несмотря на развал Союза и очень сложные отношения между бывшими республиками СССР, регулярно собирается, чтобы отметить тот успех. Пятеро участников финального матча – Сабонис, Марчюлёнис и три югослава – позже сделали впечатляющую карьеру в НБА.
Второй раз в истории стала олимпийским чемпионом и футбольная сборная Союза. Если в первом случае (1956-й год) о присутствии в ней футболиста из Казахстана не могло быть и речи, поскольку тогда эта игра в нашей республике только-только начала обретать популярность, то теперь в её составе был Евгений Яровенко, уроженец Джамбула (ныне Тараз). До поединка за «золото» он нечасто выходил на поле: на групповом этапе провёл лишь один полный матч и вышел на замену во встрече с аргентинцами, пропустил игру 1/4 финала с австралийцами, заменил товарища по команде в полуфинальной битве с итальянцами. Зато в сражении за чемпионское звание отпахал на левом фланге не только 90 минут основного времени, но и полчаса овертайма. А противостояли советским футболистам бразильцы, в рядах которых были Ромарио, Бебето, Жоржиньо, Таффарел – через несколько лет они будут главными «звёздами» национальной сборной на триумфальном для неё чемпионате мира 1994-го. Но в тот день, 1 октября 1988-го, сильнее оказалась советская команда – 2:1.
Очень интригующим и драматичным выдался финал женского волейбольного турнира. В то время блистала команда Перу, ставшая призёром двух мировых первенств, предшествовавших Олимпиаде. А вот сборная СССР вернулась с них без медалей. В Сеуле она начала групповой турнир с поражения от японок, но те, в свою очередь, проиграли восточным немкам. Наши волейболистки, среди которых были Елена Чебукина и Ольга Кривошеева, уроженки соответственно Балхаша и Степногорска, вышли в полуфинал, где неожиданно для всех устроили форменный разгром китаянкам, действующим чемпионкам мира. А вот в поединке за «золото» с перуанками сами проиграли два сета и, казалось, безнадёжно уступали в третьем – 6:12. Соперницы были в трёх очках от победы (тогда партии заканчивались на цифре 15), но тут советская команда «проснулась»: чудом спасла этот сет, выиграла следующий, после чего и решающий – 3:2.
Сборная СССР по водному поло с двумя казахстанцами – Нурланом Мендыгалиевым и Сергеем Котенко – в составе завоевала «бронзу». С такой же медалью вернулась домой Ирина Герлиц, баскетболистка из Павлодара. А вот мужская команда по хоккею на траве, за которую играли алма-атинские динамовцы Михаил Нечипуренко, Игорь Атанов, Сергей Шахворостов и Игорь Юльчиев, ограничилась 7-м местом.
В той Олимпиаде от Казахской ССР приняли участие 29 атлетов, добившиеся права представлять весь Союз, а от Узбекской – 8. На пьедестал почёта поднимались 19 спортсменов из нашей республики и 5 из соседней. С золотыми медалями вернулись домой 10 казахстанцев, причём почти все они были воспитанниками отечественного спорта, и 2 узбекистанца – оба борцы, родившиеся и выросшие на Северном Кавказе. А теперь взгляните на то, какие места в медальном зачёте нынешних Азиатских игр занимают эти страны, и делайте выводы.