Семейная политика в Казахстане является важной составной частью всей социальной политики государства. Прежде всего, она направлена на поддержку семей, в том числе материальную, развитие гендерного равенства, защиту прав детей, укрепление репродуктивного здоровья женщин и мужчин, увеличение рождаемости.

Семейная статистика

Сегодня на государственном уровне предпринимается ряд мер по поддержке института семьи. Так, по инициативе главы государства дан старт программе «Нацфонд – детям», которая предполагает отчислять 50% от ежегодного инвестиционного дохода Национального фонда на специальные накопительные счета детей от рождения и до достижения ими 18 лет. После совершеннолетия накопленные суммы они смогут использовать на получение образования и приобретение жилья. Запуск проекта намечен на 1 января 2024 года.

Помимо этого, с 1 января 2023 года увеличен период выплат по уходу за детьми до полутора лет. Для родителей, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, предоставлена возможность режима неполного рабочего времени. С января 2020 года введено пособие многодетным семьям в дифференцированном размере в зависимости от количества детей в семье. Плюс они имеют первоочередное право на получение жилья из коммунального жилищного фонда. А дети из малообеспеченных семей могут рассчитывать на гарантированный социальный пакет, предусматривающий обеспечение школьными принадлежностями, бесплатное питание по месту обучения и льготный проезд на общественном транспорте.

Кроме того, в прошлом году была актуализирована Концепция семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года. Она объединяет все положения о семье и роли женщины, заложенные в Конституции и законодательстве РК, подзаконных актах, стратегии «Казахстан-2050, Плане нации «100 конкретных шагов», Концепции по вхождению в 30 самых развитых государств, Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Целях устойчивого развития ООН и других ратифицированных международных соглашениях.

Несмотря на активную государственную поддержку, в области семейной политики наблюдается ряд проблем, в том числе домашнее насилие, слабое участие отцов в воспитании детей и проблема выплаты алиментов, снижение коэффициента брачности, аборты, рост материнской и младенческой смертности, неприемлемые для светского государства «семейные ценности» и традиции, нехватка специалистов в области охраны репродуктивного здоровья и т.д.

Немного статистики (по данным Национального доклада «Казахстанские семьи - 2022»):

 - Если в 2016 году показатель материнской смертности составлял 12,7 на 100 тысяч родившихся живыми, то на конец 2021 года уже 44,7.

- По итогам 2021 года показатель младенческой смертности увеличился на 7% и составил 8,35 на тысячу родившихся живыми против 7,79 за аналогичный период 2020 года.

- За первое полугодие 2022 года насчитывалось 25577 зарегистрированных случаев искусственного прерывания беременности среди взрослого населения и 182 случая среди подростков.

- В 2021 году в ранние браки них вступили 57 мужчин и 862 женщины.

- В Казахстане насчитывается около 520 986 монородительских домохозяйств, в том числе 452 730 семей, состоящих из матерей-одиночек, и 68 256 семей только из отцов с детьми.

- В год создаются 140 тысяч семей, из них 50 тысяч рушатся. Причины весьма разные, начиная с финансово-материальных, заканчивая морально-индивидуальными проблемами. Доля разводов от общего числа зарегистрированных браков составила 34,4%.

- Количество зарегистрированных административных правонарушений, совершенных в семейно-бытовой сфере, увеличилось с 7530 в 2020 году до 8665 в 2021 году.

- С 2017 по 2021 год показатель задолженности по алиментным выплатам увеличился в 1,8 раз - от 129 106 случаев до 235 219, что свидетельствует о весьма низком уровне ответственности родителя перед детьми.

Бытовая агрессия

Стоит отметить, что ежегодно в своих посланиях президент акцентирует внимание на необходимости работы с агрессорами и снижения количества правонарушений в данной сфере. Как следствие, в 2022 году в рамках повышения эффективности мер по профилактике и противодействию семейно-бытовому насилию в законодательство РК внесен ряд поправок. К примеру, статья 110 Уголовного Кодекса Республики Казахстан «Истязание» переведена из дел частного обвинения в частно-публичные.

«Таким образом, обязанность по сбору доказательств вины агрессора возлагается на полицию, а не на потерпевших, как это было ранее. При совершении аналогичного преступления в отношении беременных или беспомощных женщин нижний порог срока увеличен от 3 до 4 лет. Также изменена норма, касающаяся защитных предписаний, по которым потенциальным правонарушителям запрещается на срок до одного месяца контактировать с жертвами. За нарушение запретов правонарушителю грозит до пяти суток административного ареста. В судебном порядке могут быть назначены особые требования к поведению с расширенным перечнем запретов и ограничений, а именно запрет на хранение оружия, распитие алкоголя дома, а также выселение. Последнее возможно только при наличии у агрессора другого жилья. В качестве основных причин семейно-бытового насилия можно назвать социально-экономическую ситуацию (материальные трудности, безработица), а также наличие вредных привычек (алкоголизм, наркомания, игромания)», - отмечают авторы Нацдоклада.

По их данным, по итогам анализа текущей ситуации наблюдается рост количества зарегистрированных уголовных правонарушений, совершенных в семейно-бытовой сфере, в региональном разрезе. Это может быть связано не только с действительным их увеличением, но и с повышением эффективности работы в данном направлении, ростом количества обращений со стороны пострадавших, усилением контроля государственных органов.

От любви до ненависти

Еще одна тенденция, которая беспокоит авторов доклада - рост незарегистрированных или так называемых «гражданских» браков, где пары официально не разделяют ответственность как между собой, так и среди членов семьи. Результаты социологического исследования, проведенного Казахстанским институтом общественного развития, показали, что люди проявляют все более положительное отношение к данному явлению, за исключением взрослого поколения старше 61 года. В среднем около 25% положительно и более 30% граждан страны всех возрастных категорий нейтрально относятся к жизни в гражданском браке, а это значит, что в казахстанском обществе каждый пятый брак может быть незарегистрированным. Любопытно, что опросы показали отрицательное отношение к таким бракам у казахов в два раза выше, чем у русских, и на четверть выше, чем у других этнических групп.

Не менее острой проблемой современного общества является распад семьи. С начала 2000-х годов наиболее часто встречающаяся продолжительность брака среди разводящихся или же самый уязвимый период для семейных пар был период с 5 до 9 лет совместной жизни, на них неизменно приходилась большая доля разводов – до 30%.

Между тем, как показывает практика, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Ведь монородителю приходится решать материальные и бытовые вопросы в одиночку, что становится причиной неудачного и неполноценного воспитания детей, а также отражается на его физическом и психическом здоровье. «Объясняется это чрезмерной занятостью на работе, которая не дает возможности уделять достаточное количество внимания детям. Ребенок, воспитывающийся в такой семье, имеет такой же потенциал развития и успеха, как и ребенок в полной семье, но важно минимизировать препятствия и создавать дополнительные условия со стороны государства», - считают авторы исследования.

Также они указывают на наличие в казахстанском обществе проблемы ранних браков (до 1%), которые на законодательном уровне не разрешены. Движущим мотивом и причиной их укоренения является отсутствие понимания значимости образования и важности социальной роли девушек, которая не должна ограничиваться только домашним трудом и воспитанием детей. Будучи помноженными на социальную изоляцию, «традиции», бедность и другие факторы, включая географическую обособленность, ранние браки несовершеннолетних девочек воплощают собой и укореняют порочный круг гендерной дискриминации и маргинализации женщин.

Безусловно, это неполный перечень тенденций в области брачных отношений в стране, однако и этого краткого обзора достаточно, чтобы понять, что брачно-семейные отношения нестатичны и постоянно трансформируются. На процесс их развития могут оказывать влияние как социально-экономические, так и политико-демографические факторы.

Кстати, несмотря на глобальный тренд снижения рождаемости и начало второго демографического перехода, Казахстан сохраняет в этом направлении высокие показатели. При этом имеют место различия между этническими группами в соответствующих установках. Коэффициенты брачности и рождаемости более высокие у представителей казахского этноса, в то время как у русских и представителей других этнических групп они низкие.

«Анализируя вышеназванные тренды, следует отметить, что тенденция на рост рождаемости может вызвать в долгосрочной и среднесрочной перспективе давление на социальную инфраструктуру, что скажется на нехватке школ, детских садов, поликлиник, врачей, психологов, социальных работников, учителей. Все это может сказаться на качестве человеческого капитала и на социальном неравенстве населения. Поэтому важно делать упор на подготовку квалифицированных специалистов в области здравоохранения, образования, социальной работы, а также на строительство школ, детских садов, больниц и поликлиник. При этом отсутствует нормативно-правовой акт, который бы регулировал вопросы демографической политики. В стране нет и государственного органа, отвечающего за демографическую политику и оценку демографического развития», - констатируют специалисты.