Три месяца назад правительство Казахстана утвердило пилотный национальный проект «Комфортная школа». Его реализация рассчитана на ближайшие три года – с начала 2023-го до конца 2025-го. За этот период должно быть построено множество новых, соответствующих всем современным стандартам зданий общеобразовательных учреждений, рассчитанных в общей сложности на 800 тысяч ученических мест с учётом двухсменного обучения.

Необходимость разработки такого проекта была вызвана дефицитом мест в казахстанских школах, особенно в крупных городах. А образовался этот дефицит вследствие бурного демографического роста, произошедшего за последние два десятилетия, и активных внутренних миграционных процессов, характерных для нашей страны, в которой после обретения независимости ускорилась тенденция к урбанизации.

В тяжёлые 1990-е республика пережила спад уровня рождаемости. Но с наступлением «нулевых» годов и оздоровлением социально-экономической ситуации количество младенцев, появлявшихся на свет, стало расти. Причём чем дальше – тем быстрее. В итоге за последние двадцать лет уровень рождаемости повысился более чем в два раза (!). Если в 2001-м в Казахстане родилась 221 тысяча малышей, то в 2021-м – уже 446 тысяч.

Естественно, это повлекло за собой увеличение численности школьников, которое происходило с определённым временным «лагом» (ведь дети начинают учиться по достижении 6-7-летнего возраста). Да, в «нулевые» годы их количество сократилось с 3,2 до 2,5 миллиона, что стало следствием «недорода», имевшего место в 1990-х. Но потом оно стало расти и к началу 2021/22 учебного года достигло почти 3,6 миллиона. Иначе говоря, чуть больше чем за десять лет добавилось свыше миллиона учащихся!

При этом в разрезе город/село динамика сильно различалась. Если в сельской местности за период между 2010-м и 2021-м количество школьников увеличилось на 232 тысячи (на 17,7 процента), то в городской – на 821 тысячу (на 66,1 процента), хотя хорошо известно, что на селе уровень рождаемости существенно выше. Такая диспропорция имеет лишь одно объяснение – активная внутристрановая миграция, ориентированная, прежде всего, на крупные города. Об этом красноречиво говорят и цифры. За рассматриваемый период (2010-2021) ученический контингент, например, в Астане вырос с 76,8 до 212,5 тысячи, то есть чуть ли не в три раза, в Алматы – с 176,2 до 314,7 тысячи, или почти вдвое, в Шымкенте – с 106 до 240 тысяч.

Всё это резко усилило нагрузку на инфраструктуру школьного образования в больших городах, привело к необходимости уплотнять классы, открывать дополнительные (с литерами «Л», «М», «Н» и другими, которые уже никого не удивляют), кое-где вводить трёхсменное обучение. Скажем, если в 2010/11 учебном году средняя заполняемость начальных классов в Алматы составляла 25-26 детей, то сейчас она доходит до 36-37. Конечно, это отрицательно сказывается на качестве образовательного процесса. К тому же необходимо учитывать, что более 70 процентов существующих сегодня школьных зданий были построены в советскую эпоху, среди них немало таких, которые вступили в «критический возраст».

Именно поэтому в своём прошлогоднем сентябрьском Послании президент страны Касым-Жомарт Токаев заострил внимание на данной проблеме. По его словам, «каждый казахстанский школьник должен иметь достойные условия для обучения и всестороннего развития». В этой связи он анонсировал реализацию нового национального проекта: «Мы создадим 800 тысяч ученических мест, отвечающих современным требованиям. Это позволит полностью решить проблему аварийных и трёхсменных школ». Кроме того, глава государства добавил, что «в целом, строительство новых школ должно стать одной из приоритетных задач правительства и акимов». И даже выступил со следующим предложением: «Все незаконно полученные средства, которые поступают в распоряжение государства в результате судов над коррупционерами, должны расходоваться на строительство школ».

По поручению президента страны был разработан соответствующий пилотный проект. В утверждённом правительством документе прогнозный дефицит ученических мест на начало 2026-го (с учётом показателей рождаемости, урбанизации, внутренней миграции и износа зданий) оценивается в 1 миллион 117 тысяч. В наибольшей степени он ожидается в Астане, Алматы и Шымкенте, а также в демонстрирующих самый высокий уровень естественного прироста населения Туркестанской и Алматинской областях. Чтобы минимизировать этот дефицит, планируется до начала 2026-го, то есть в течение ближайших трёх лет, ввести в эксплуатацию «не менее 800 тысяч (при двусменном обучении) новых ученических мест в городах и активно развивающихся (перспективных) населённых пунктах».

На реализацию проекта «Комфортная школа» будет выделено в общей сложности 2,6 триллиона тенге, в том числе около двух триллионов – из республиканского бюджета, остальные – за счёт средств Национального фонда (фонда будущих поколений). В нынешнем году будут профинансированы работы на 500 миллиардов, а в течение двух следующих – соответственно 1.038 и 1.068 миллиардов тенге. Как видим, государство решило раскошелиться на огромную сумму, чтобы создать школьникам необходимые условия.

В зависимости от региона и места расположения будут проектироваться разные здания. Где-то рассчитанные на 300 учащихся, где-то на 600, 900, 1200, а где-то на две и даже на две с половиной тысячи. Решения на сей счёт будут приниматься региональными властями совместно с АО «Samruk-Kazyna Construction», которое выбрано в качестве дирекции (наделённой функциями заказчика) по целевому строительству объектов в рамках реализации данного проекта. Ну и, разумеется, акиматы должны обеспечить предоставление земельных участков под будущую застройку с учётом максимального удобства для местных жителей и особенно для детей, а также доступ к необходимой инженерной инфраструктуре. Руководить всей этой работой будет Министерство просвещения, которому обязаны оказывать всяческое содействие соответствующие ведомства.

Однако проект не просто так получил название «Комфортная школа». Он подразумевает не только строительство объектов, но и формирование такой среды, в которой и учащимся, и их педагогам будет именно комфортно, а также интересно и безопасно. Ну и, конечно, речь идёт о том, чтобы создать детям условия для глубокого погружения в изучаемые ими предметы, получения глубоких зданий. Поэтому при возведении и последующем обустройстве новых школ вводится единый для всех стандарт.

Он предусматривает, в частности, наличие кабинетов всех естественно-научных дисциплин, изучаемых в общеобразовательных учреждениях, лабораторий, компьютерных классов (с доступом в Интернет скоростью не менее 100 Мбит в секунду), которые должны быть обеспечены современным оборудованием. Также школы обязательно должны иметь кабинеты для начального профессионального образования, мастерские с соответствующей «начинкой» (швейные машинки, столярные инструменты и прочее), спортивные и актовые залы, библиотеки, в том числе электронные, кеворкинг-залы, отдельные пищеблоки со столовой и буфетом.

Особое внимание будет уделяться обеспечению безопасности детей и педагогов. Видеокамеры, системы звукового оповещения, возможность автоматической блокировки дверей при возникновении угрозы – всё это тоже заложено в стандарт, которому необходимо следовать и при строительстве, и при эксплуатации новых школьных зданий.

Национальный проект «Комфортная школа» имеет статус пилотного. Это может означать, что в случае его успешной реализации, на что мы все надеемся, он получит продолжение и даже, вероятно, расширит свой охват. Ведь количество детей школьного возраста в Казахстане продолжает расти, плюс есть очень много общеобразовательных учреждений, которые нуждаются в модернизации, в том, чтобы стать по-настоящему современными и комфортными…