В этом году исполнится 95 лет со дня появления в нашей республике первого высшего учебного заведения: оно было создано в 1928-м и получило название «Казахский государственный университет», но позже стало Казахским педагогическим институтом. Перед обретением независимости у нас насчитывалось 55 вузов, а сегодня их уже 122. Что изменилось в отечественной системе высшего образования после распада СССР?

От специализации – к универсализации

В 1988/89 учебном году в Казахской ССР, как уже сказано выше, работали 55 вузов. Среди них были лишь два университета, которые дислоцировались в Алма-Ате и Караганде, самых крупных на тот момент по численности населения городах республики. Все остальные представляли собой «профильные» учебные заведения: где-то готовили только педагогов, где-то – только инженеров (причём нередко для какой-то одной отрасли: например, в Семипалатинске для мясной и молочной промышленности, в Джамбуле для водного хозяйства, в Темиртау для металлургии), где-то – только экономистов и финансистов и т.д.

Если не считать университеты, то 21 вуз специализировался на подготовке учителей (три, включая ЖенПИ и институт иностранных языков, располагались в Алма-Ате, остальные – в областных центрах), 12 – на подготовке кадров для промышленности и строительства, 7 – аграриев, 5 – врачей и других медиков. Кроме того, в двух обучали будущих экономистов и финансистов, в двух – транспортников и связистов, в двух – работников искусства (театральный институт и консерватория). Плюс были Карагандинская высшая школа милиции и Казахский институт физкультуры и спорта.

Сегодня же картина совершенно иная: подавляющее большинство из 122-х казахстанских вузов имеют статус университетов, тогда как институтов, а также приравненных к ним консерваторий, высших школ и училищ насчитывается лишь 12. Это последние данные Бюро национальной статистики РК. Есть ещё 16 академий, которые, если утрировать, представляют собой что-то среднее между университетами и институтами: спектр охватываемых ими специальностей довольно широк, но обычно в рамках какой-то одной сферы жизнедеятельности. Впрочем, это в теории, а на практике разобраться в различиях довольно трудно.

В конце 1980-х, как и сейчас, среди казахстанских студентов больше всего было выбравших профессию педагога. Правда, если тогда их доля составляла 37,8 процента, то сегодня она снизилась до 28,3. Но в наибольшей степени, чуть ли не вдвое, за этот период сократился удельный вес будущих специалистов промышленности и строительства (инженерных кадров) – с 29,3 до 16,8 процента. И примерно на столько же, с 6,7 до 17,1 процента, увеличилась доля выбравших профессии, связанные с экономикой (включая финансы), управлением и правом. Также значительно больше, чем тридцать лет назад, стало получающих высшее образование для работы в таких сферах, как искусство и кинематография (рост с 0,7 до 5,4 процента), масс-медиа, социальные науки, оказание услуг. А вот доля студентов медицинских вузов осталась примерно на том же уровне – порядка 8,5 процента.

Странно, но в данных, обнародованных Бюро национальной статистики, ничего не сказано о будущих специалистах аграрной отрасли, хотя их, конечно, тоже готовят. Между тем, на закате советской эпохи они составляли в Казахстане 14,6 процента всего студенчества, а в сумме удельный вес юношей и девушек, которые обучались в вузах с прицелом на работу в производственных секторах экономики (в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве), в ту пору достигал почти 44 процента.

Нельзя сказать, что сегодня государство равнодушно взирает на резкое сокращение доли молодёжи, получающей образование на инженерных факультетах: оно ежегодно увеличивает количество грантов для тех, кто делает выбор в их пользу. Проблема здесь, скорее, в самих выпускниках школ, которые крайне неохотно идут в эти профессии. Один только пример. В прошлом году бюджетное финансирование на обучение в вузах по специальности «механика и металлообработка» получили даже те, кто набрал по итогам ЕНТ 50 баллов, то есть, с трудом осилившие минимальный порог для поступления. При этом в списке обладателей грантов оказалось около 750 фамилий, хотя планировалось набрать на бесплатные отделения вдвое больше (на платное обучение по данному профилю тем более почти никто не идёт). Похожая картина наблюдалась и по целому ряду других инженерных специальностей. Иначе говоря, государство пытается как-то стимулировать приток молодёжи на такие факультеты, но без особого успеха.

Лучше меньше, да лучше или чем больше, тем лучше?

В 1988/89 учебном году на первые курсы казахстанских вузов были приняты 60,5 тысячи юношей и девушек. А в прошлом году студентами-первашами стали 159,8 тысячи молодых людей, или в 2,6 раза больше. Это при том, что население республики за минувшие три с половиной десятилетия увеличилось лишь в 1,2 раза. Если в позднюю советскую эпоху в высшие учебные заведения поступали, самое большее, двое из пяти выпускников школ, то сейчас – как минимум, четверо из пяти: примерно 62-64 процента – сразу после получения аттестата зрелости, ещё около 20 процентов – транзитом через колледжи. Вузовские дипломы, которые в СССР были неким маркером особой образованности, сегодня таковым уже не являются, поскольку они есть у значительной части казахстанцев.

В советское время набор в вузы строго лимитировался, поэтому далеко не все могли в них поступить. Скажем, в том же 1988/89 учебном году в целом по Казахской ССР на каждые 100 мест претендовали 226 абитуриентов. Причём в сравнении с другими республиками Центральной Азии, а также Закавказья это было немного: в Грузии конкурс на сто мест составил 394, в Таджикистане – 328, в Азербайджане и Киргизии – 307, в Туркмении – 301, в Узбекистане – 291. А вот где было легче поступить, так это в трёх прибалтийских республиках и РСФСР (от 154-х до 169).

Самый большой конкурс был в вузы, готовившие будущих деятелей искусства и кино (403 на сто мест), а также на такие специальности, как «экономика» и «юриспруденция» (287). Впрочем, в педагогических и медицинских институтах он тоже был немаленький (соответственно 252 и 241). Там же, где обучали производственников, абитуриентам приходилось полегче (в среднем 147 претендентов на сто мест). Следует уточнить, что в данном случае речь идёт о ситуации в целом по СССР – показателей в разрезе отдельных республик, включая Казахстан, найти не удалось.

Сейчас же в высшие учебные заведения поступают все кому не лень. Да и соответствующие государственные органы на протяжении последних лет всячески этому способствовали. Возможность дополнительной сдачи ЕНТ (с недавних пор даются аж четыре попытки, из которых две являются основными, а по результатам двух других можно поступить на платное обучение), снижение проходного балла по профильным предметам, введение практики так называемого условного зачисления в университеты и прочие новации существенным образом облегчили жизнь абитуриентам. И теперь надо быть совсем уж неучем, чтобы не поступить хотя бы на коммерческое отделение того или иного вуза.

В 1988/89 учебном году суммарное количество студентов (на всех курсах) в Казахстане составило 276,9 тысячи. Свыше половины их, а точнее, 54 процента, представляли «титульный» этнос. Это значительно больше, чем доля казахов в общей численности жителей республики (на тот момент 39,7 процента). Да, и вообще, по количеству студентов в расчёте на десять тысяч населения наш этнос занимал лидирующие позиции в СССР, опережая и русских, и украинцев, и прибалтов, и закавказцев, и соседние с нами народы Центральной Азии.

А в начале 2022/23 учебного года за парты в студенческих аудиториях Казахстана сели в общей сложности 575,5 тысячи юношей и девушек. Это более чем в два раза превысило цифру 1988/89 года. Такой показатель, как число получающих высшее образование в расчёте на десять тысяч человек населения, возрос за рассматриваемый период с 167 до 294. Кроме того, нужно иметь в виду, что в большинстве вузов СССР (почти во всех, за исключением педагогических институтов) процесс обучения длился пять лет, тогда как сейчас, после внедрения болонской системы, он сократился до четырёх. Значит, если брать количество студентов в среднем на каждом курсе, то разница окажется ещё большей.

И, наконец, такой важный момент. В позднюю советскую эпоху на всех уровнях послешкольного образования, которых тогда было три, одновременно обучалось примерно одинаковое число молодёжи. Скажем, в том же 1988/89 учебном году в городских и сельских ПТУ Казахстана рабочие профессии осваивали 259 тысяч, в техникумах и приравненных к ним училищах (педагогических, медицинских и т.д.) занимались 269 тысяч, в вузах гранит науки грызли около 277 тысяч юношей и девушек. Тогда как сегодня во всей объединённой системе профессионально-технического образования обучаются 494 тысячи, а в высших учебных заведениях – более 575 тысяч...