Выступая в конце марта с.г. перед вновь избранными депутатами парламента, глава государства сообщил о намерении возродить звание «Народный артист Казахстана», после чего добавил: «В октябре, накануне Дня Республики, его будет удостоена первая группа деятелей культуры». Символично, что такое решение было принято в год 100-летия со дня учреждения звания народного артиста Киргизской АССР, как тогда называлась Казахская республика, – с того и времени и началась традиция удостаивать столь высоким статусом особо отличившихся представителей разных видов и жанров искусства. Традиция, прерванная в 1999-м, но теперь восстановленная.

В августе 1923-го Центральный исполнительный комитет Киргизской (Казахской) АССР, высший орган власти в автономной республике, который тогда дислоцировался в Оренбурге, принял постановление о присуждении звания «народный артист» Александру Затаевичу и Анне Бернард. Первый тремя годами ранее перебрался с запада России в Оренбург и посвятил себя изучению, систематизации и популяризации казахского музыкального фольклора: выезжал в длительные экспедиции, объездив практически всю степь, слушал и записывал народные мелодии. К 1923-му он собрал около полутора тысяч песен, кюев и других образцов «глубинной» музыки. За этот подвижнический и даже титанический труд, за значительный вклад в изучение и продвижение национального искусства Александр Затаевич и был удостоен высокого звания.

Анна Бернард, в прошлом известная актриса (выступала под псевдонимом Нина Анненкова-Бернар), а потом писатель и драматург, оказалась в Оренбурге в годы гражданской войны. Здесь она возглавила театральную студию, продолжала писать пьесы. В основу одной из них лёг народный эпос «Бекет батыр», повествующий о Бекете Серкебаеве, который в середине 19-го века стал одним из предводителей антиколониального восстания, поднятого на северо-западе казахской степи. В 1923-м спектакль по этой пьесе был поставлен на сцене Оренбургского государственного театра, а сама Анна Павловна (ей тогда было уже за 60) сыграла роль матери главного героя.

На протяжении следующих семи лет звание народного артиста не присуждалось. А в январе 1931-го настал черёд Елюбая Умурзакова и Жумата Шанина, работавших в Казахском театре драмы, который был организован в 1925-м в Кызылорде, но через три года переехал в новую столицу республики – Алма-Ату. Один из лучших актёров того поколения, с которого и начиналась история казахского сценического искусства, Умурзаков впоследствии, в конце 1930-х, сыграл главную роль в первом казахском игровом фильме «Амангельды» о лидере восстания 1916-го.

Шанин же был одним из основателей и художественным руководителем этого театра, ставил спектакли, искал и находил новых исполнителей. Мало того, уже в качестве народного артиста нашей республики он в 1932-м поехал во Фрунзе, где стал главным режиссёром Киргизского театра драмы. Кроме того, Шанин сам писал пьесы, некоторые из них ставят на сцене и сегодня. Но в 1937-м его арестовали, предъявив обвинение по печально знаменитой 58-й статье УК РСФСР, а затем расстреляли. К слову, в Казахстане и республиках Средней Азии в те годы репрессиям подвергались, главным образом, партийные и государственные деятели, писатели, а вот деятелей искусств особо не трогали. Тем не менее, Шанин угодил под каток карательной машины.

В 1934-м было учреждено звание «заслуженный артист Казахской АССР». Оно стало как бы начальной ступенью общественного и государственного признания. Следующая, более высокая, – «народный артист республики», а высшая – «народный артист СССР» (это звание появилось в 1936-м). Чтобы достичь самой верхней, нужно было пройти первые две, причём между каждой из ступеней устанавливался определённый временной промежуток – обычно не менее пяти лет. Хотя, конечно, случались и исключения из этого правила.

Например, первой «заслуженной» в Казахстане – в том самом 1934-м – стала 22-летняя Куляш Байсеитова, а уже спустя два года она вошла в число тринадцати деятелей советского искусства, наряду с Константином Станиславским, Василием Качаловым и другими корифеями, которые первыми были удостоены учреждённого в 1936-м звания «народный артист СССР». То есть, молодая певица, завоевавшая всесоюзное признание исполнением главной партии в опере «Кыз-Жибек» (эта постановка стала кульминацией декады культуры Казахстана, прошедшей в середине 1936-го в Москве), перескочила через одну ступень.

Спустя более чем два десятилетия, во второй половине 1950-х, аналогичная история произошла с другой оперной примой Розой Джамановой. Она, как и Куляш, не была народной артисткой республики, – став «заслуженной» в 28-летнем возрасте, она всего через два года получила высший в Союзе статус. И здесь тоже важную роль сыграла декада казахского искусства в столице СССР, которая прошла в конце 1958-го.

Между 1931-м и 1936-м звание «народного» в Казахстане никому не присваивалось. Но потом в один год его получили сразу шестеро – актёры Канабек Байсеитов (муж Куляш), Серке Кожамкулов, Калибек Куанышпаев, Курманбек Джандарбеков, а также композитор Евгений Брусиловский, автор первых казахских опер, которому тогда исполнилось всего 30 лет, и режиссёр Илья Боров, ставивший спектакли в Казахском драматическом театре. Они последними были удостоены звания «народный артист Казахской АССР», поскольку в декабре 1936-го автономная республика, входившая в состав РСФСР, обрела статус союзной.

Со второй половины 1930-х и вплоть до наступления эпохи независимости звание «народный артист Казахской ССР» присуждалось на регулярной основе. В общей сложности почти за семь десятилетий его присвоили более чем 220 деятелям искусства. Много это или мало, решайте сами. 27 из них добрались затем до высшей ступени, став народными артистами СССР (разумеется, в названное число не входят Куляш Байсеитова и Роза Джаманова, перескочившие через одну ступень). Причём оперному певцу Ермеку Серкебаеву для этого потребовался всего один год, танцору и балетмейстеру Рамазану Бапову – три, актёрам Асанали Ашимову и Фариде Шариповой – четыре. Тогда как уже упомянутому Калибеку Куанышпаеву, композитору Сыдыку Мухамеджанову и актрисе Шолпан Жандарбековой пришлось ждать повышения в статусе почти четверть века (по 23 года каждому), а оперному певцу Ришату Абдуллину – 20 лет.

В 1943-м звания народной артистки Казахской ССР была удостоена балерина Галина Уланова. До войны она выступала в Мариинском (на тот момент он назывался Кировским) театре, который после начала немецкой блокады Ленинграда переехал в Пермь. Но Уланова отпросилась на год в Алма-Ату, где в эвакуации жил её муж, и стала танцевать на сцене Казахского театра оперы и балета. А в 1944-м перевелась солисткой в московский Большой театр и добилась впоследствии такого количества титулов, что с ней в этом плане не сравнится, пожалуй, ни одна другая представительница не только балетного, но и вообще всего советского искусства: народная артистка СССР (звание присуждено в 1951-м), дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий...

Самыми молодыми народными артистами Казахской ССР стали танцовщица Шара Жиенкулова – в 26 лет, скрипачка Айман Мусаходжаева, оперные певцы Алибек Днишев и Урия Турдыкулова – в 28, исполнительница эстрадных песен Роза Рымбаева и уже упомянутый Рамазан Бапов – в 29. А наиболее возрастной была и останется Дина Нурпеисова, композитор и домбристка, ученица великого Курмангазы,– ей это звание присудили в 1944-м, когда замечательной представительнице национального музыкального искусства исполнилось 83 года.

С 1991-го стало присуждаться звание «народный артист Казахстана». Первый его обладатель – композитор Шамши Калдаяков, автор, пожалуй, самых популярных казахских песен, которые и по сей день любимы в народе, а также современного государственного гимна нашей республики. В общей сложности до 1999-го этого звания были удостоены полсотни деятелей искусства. В тот год его получили ещё две артистки – певицы Нагима Ескалиева и Капаш Кулышева. Однако потом оно приказало долго жить, а теперь, спустя почти четверть века, будет восстановлено…