Коллективные молитвы с просьбой ниспослать дождь проводятся нынешним летом сразу в нескольких регионах Казахстана, причём с широким освещением в СМИ. Ничего удивительного в этом, конечно, нет: подобные ритуалы совершались и ранее, но, что интересно, с каждым разом они собирают всё больше людей – счёт идёт уже на тысячи. Чем это можно объяснить: архаизацией или исламизацией общества, а, может, одновременно и тем, и другим? Насколько безобиден этот процесс и как далеко он может зайти?
Обряд вызывания дождя существовал у многих народов, но мало кто сохранил эту практику до наших дней. В век бескрайних технологических возможностей, когда человек научился искусственно провоцировать осадки, в этом просто нет смысла. Тем не менее, Казахстан находится в ряду тех стран, где к древнему ритуалу продолжают относиться всерьёз. На muslim.kz есть даже инструкция, как его правильно проводить: «Молитва о дожде, то есть намаз, совершаемый при засухе, является настоятельной сунной (суннатун-муаккадатун). Если дождь пошёл перед началом намаза, следует воздать хвалу Аллаху, прочитать молитвы, дуа, а затем совершить намаз. Если после первой молитвы (намаза) дождь не пошёл, необходимо молиться ещё и ещё».
Надо полагать, последняя рекомендация является ключевой – то бишь, просите настойчивее, и воздастся вам. Вариант действительно беспроигрышный, поскольку такие молитвы в любом случае рано или поздно заканчиваются дождём. Но понимают ли это верующие, в частности, фермеры, которые, по словам имамов, отчаявшись от засухи, сами просят их провести ритуал? Или же срабатывает так называемый эффект «мудрости толпы», когда групповое мышление толкает людей на нерациональные действия? В этой связи вспоминаются молебны, проводившиеся в период карантина с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции: вопреки запретам властей и предупреждениям специалистов люди шли в мечети, что нередко заканчивалось массовым заражением прихожан...
К слову, недавно американские и испанские экономисты совместно исследовали (причём чисто эконометрическими по форме методами) практику древнейших обрядов вызывания дождя. Как сообщает российская газета «Коммерсантъ», сначала они сравнили соответствующий ритуал, проводимый с XIV века католической церковью в испанской Мурсии, с похожими практиками айнов в Японии и индейских племён пуйаллап в окрестностях Сиэтла. Затем изучили тысячи других зафиксированных в мире религиозных обрядов. В итоге учёные пришли к выводу, что молитвы о дожде оказались эффективны там, где эффективно само ожидание дождя - из-за особенностей местного климата. Ещё одно их любопытное заключение состоит в том, что подобные ритуалы существенно укрепляют авторитет религии, и, вероятно, в доисторические периоды именно такие «волшебные» климатические зоны были центрами возникновения верований.
«В работе показано, что молитвы о дожде в данных случаях - способ укрепления авторитета религиозных верований, - пишет издание. - В том дизайне, в котором они проходят, успех молитвы о дожде практически гарантирован, поскольку многолетние наблюдения за климатическими условиями в этих местах демонстрируют, что краткосрочные засухи там никогда не бывают длинными. Собственно, задача организаторов такого рода ритуалов - как можно дольше сопротивляться требованиям верующих начать молитву, поскольку быстрое «исполнение просьбы небесами» резко усиливает авторитет веры»…
Марат Толибаев, общественный деятель, бизнесмен, инвестор:
«Угроза заключается в том, что религия подвергает сомнению науку»
- Термин «архаизация» подразумевает возврат к старым устоям, порядкам и противопоставляется таким понятиям, как «модернизация» и «прогресс». И если рассматривать коллективные религиозные обряды с целью вызова дождя в такой трактовке, то более уместно говорить об исламизации общества, нежели об архаизации. Всё-таки эти группы людей молились Аллаху, а не совершали какие-то языческие обряды, чтобы получить благосклонность сил природы.
Будучи атеистом, я отношусь к исламизации общества безразлично, но до тех пор, пока она не начинает приносить определенный дискомфорт и угрожать светскому характеру государства. А в случае молитв о ниспослании дождя угроза заключается как раз в том, что религия используется для того, чтобы подвергнуть сомнению науку, которая доказывает закономерность выпадения атмосферных осадков. После таких обрядов в юных умах может отложиться убеждение, что молебен способен отменить естественные законы природы и вызвать дождь там, где его долго не было. То есть, они фактически нивелируют всё, что детям преподают в школе на уроках физики, географии, биологии, астрономии и т.д.
В этом и заключается опасность излишней исламизации граждан. Пока религия используется как опора, надежда, мотиватор в повседневной их жизни и деятельности, к ней следует проявлять терпимость. Но если она выходит «за рамки» и начинает наносить ущерб развитию обществу, то это уже совсем другой вопрос.
Нурлан Аселкан, главный редактор журнала «Космические исследования и технологии»:
«Как бы эта тенденция не стала для нас нормой и в иных сферах»
- Налицо все признаки архаизации и, я бы даже сказал, деградации нашего общества, которую служители культа не гнушаются использовать ради личной выгоды. И это далеко не безобидный процесс, как может показаться на первый взгляд. Ведь применяя хорошо зарекомендовавшие себя методы управления толпой, имамы подспудно внедряют в сознание людей мысли о предопределенности, бессилии перед силами природы, покорности судьбе в самом широком смысле.
Причём во всём этом радостно участвуют государственные органы в лице своих представителей на местах. Они думают, что таким образом демонстрируют свою близость к народу, но на самом деле расписываются в неспособности адекватно действовать в кризисных ситуациях и отстаивать светское, материалистическое толкование вещей. Последнее они фактически без боя отдают разного рода «дождевикам» с архаичными взглядами.
То, что в начале весны мы страдаем от паводков, не зная, куда девать разлившуюся воду, а в июле-августе страдаем от засухи и теряем урожай, напоминает жизнь казахов несколько веков назад, когда они были абсолютно зависимы от природы: выпал благополучный год, взошли травы на пастбищах – жили хорошо; настал засушливый, неурожайный год – гибли как суслики в степи... Хотя в сегодняшних наших бедах виноваты уже не силы природы, а, давайте говорить прямо, конкретные люди из государственных и регуляторных органов. В своё время они не предприняли необходимых мер для восстановления водной отрасли и не понесли за это ответственности, зато теперь совершенно благостно смотрят на массовый религиозный перфоманс по вызову дождя. А это значит, что завтра чиновники и граждане столь же смиренно будут относиться и ко многим другим проблемам.
Для сравнения давайте посмотрим на примеры других стран - Испании, Канады, США, России и т.д. У них тоже бывают и стихийные бедствия, и трагедии, когда ситуация выходит из-под контроля. Это неизбежно при любом развитии цивилизации, при любой технической оснащенности. Но данные проблемы там решаются посредством проведения активных организационных мероприятий, а не так, как у нас – прикрылись лукавой формулировкой «пожар локализован» и ждём, пока всё не выгорит, чтобы доложить о его ликвидации…
Допустим, в РФ в таких случаях применяется специализированная авиация, которая вызывает на локальных участках ливневые дожди. Конечно, метеорологи рекомендуют очень осторожно относиться к этой методике, но речь сейчас не об этом, а о возможностях человека, науки и технологий. Или посмотрите на Узбекистан и другие страны Центральной Азии, где на порядок лучше организована система управления водными ресурсами. Причём, заметьте, это не самые передовые государства, но, тем не менее, они в меру своих сил стараются налаживать, развивать водное хозяйство, понимая, какую жизненную важность имеет эта отрасль.
А теперь взгляните на то, каким контрастом на этом фоне выглядят наши коллективные молитвы о дожде при пассивности местных властей. Самое нелепое, что в многонациональной стране этим занимаются именно казахи, в то время как неказахское население в целом живёт рационально, трудится и не впадает ни в какую архаику – при том, что от засухи в одинаковой степени страдают все. Эта проблема и дальше будет нарастать, поскольку, по прогнозам специалистов, к 2030 году объём доступных нам водных ресурсов уменьшится на 40 процентов! То есть, ситуация уже сейчас кризисная, а в будущем рискует обостриться донельзя. Пора бы уже осознать реальность и переходить к конкретным действиям, а не полагаться в абсолютной покорности на милость высших сил.
В романе английского писателя Уильяма Голдинга «Повелитель мух» рассказывается о том, как группа подростков из современного, цивилизованного социума, попав на необитаемый остров, быстро одичала, создала свой культ, своё божество и стала ему поклоняться. Боюсь, что и наше общество, совершенно благостно наблюдая за возрождением архаичных представлений о мире, по сути, расписывается в своём бессилии и неспособности применить реальные методы борьбы с вододефицитом и другими бедствиями, зачастую рукотворными. Как бы эта тенденция не стала для нас нормой и в иных сферах.
Впрочем, мы уже сейчас фактически безучастно смотрим на то, как деградируют наука, образование, энергетика, инфраструктура…
Арман Кудабай, журналист, преподаватель КазНУ им.аль-Фараби:
«Дело не просто в архаизации, а в неверии в собственные силы»
– Меня интересует иной вопрос: участвовали ли в этих действах представители властных структур? И, знаете, я вовсе не удивлюсь, если выяснится, что они ещё и активно содействовали им. Ведь куда легче принять самое деятельное участие в коллективных молитвах по ниспосланию свыше дождя, чем заранее подготовиться к чрезвычайным ситуациям, позаботиться о тех же водных запасах, подстраховаться на случай возможных пожаров… Интересно, а зимой мы будем коллективно молиться о том, чтобы высшие силы уберегли нас от излишне суровой погоды? Или чтобы (не дай Бог) снова где-нибудь в ТЭЦ не прорвало?
Понимаете ли, дело не просто в архаизации сознания, а в неверии в собственные силы. Если что-то не выходит или не так получается, то во всём «виноваты» высшие силы! Не так сложились звезды, гороскоп на сегодня плохой, бақсы недостаточно ауру подчистил… В одном из давних наших интервью я уже рассказывал о кабинетах некоторых начальников, напоминающих скорее религиозные храмы, чем служебные помещения (что, кстати, идёт вразрез с действующим законодательством РК и, если честно, не особо-то зависит от конфессиональной принадлежности их хозяев). Минуло несколько лет, а я всё ещё встречаю такие кабинеты-храмы. О чём это говорит? Наверное, не только о стремлении продемонстрировать модную нынче религиозную лояльность, но и, как бы сказать поаккуратнее, о желании подстраховаться, заручившись благосклонностью со стороны тех же высших сил.
А ведь этим пользуются! Хорошо, если просто шарлатаны, пытающиеся нажиться на легковерных чиновниках. Вспомните 1980-1990-е годы, когда разного рода мистики и гуру стали вхожи в самые высокие кабинеты на огромном советском и постсоветском пространстве. Думаете, на этом всё закончилось? Могу напомнить о салафитских проповедниках, оказавшихся вдруг в «ближнем круге» казахстанских высокопоставленных персон, и о том, чем это впоследствии закончилось… Хотя само по себе анекдотичным выглядит уже то, что чиновник ради успешной реализации порученного ему некоего секретного проекта идёт получать благословление к святому отцу…или экстрасенсу.
И ещё. К большому сожалению, в Казахстане чиновников почитают куда больше, чем философов, писателей или учёных. В этом отчасти виновата и сама интеллигенция, не сумевшая удержаться от пиетета перед начальством и не ставшая для общества защитой от всякого рода мракобесия… К тому же в нашем менталитете есть особенная черта - во всём подражать большому бастықству, с придыханием ловить каждое слово босса. А если большой ағашка выходит ещё и на молитву о ниспослании дождя или о скорейшем завершении затянувшейся зимы, то что остаётся простому люду?
Эксперт, пожелавший остаться неизвестным:
«Данный обряд не относится к архаичным суевериям»
- Прежде всего, я категорически не согласен считать рост религиозности населения признаком архаизации. При такой постановке вопроса это становится «проблемой», с которой надо «бороться». Обряд испрашивания дождя (тасаддуқ) не относится к архаичным суевериям – напротив, он официально признаётся нормативным исламом, в том числе традиционным ханафитским мазхабом. Кстати, неплохо бы запросить статистику насчёт того, как часто происходит «совпадение» - когда дождь реально идёт после такой молитвы. Быть может, именно в этом кроется секрет увеличения количества участников таких обрядов?