Наше издание регулярно освещает проблемы отечественной системы среднего образования. Как нам представляется, именно школа должна закладывать в юных граждан Казахстана не только знания, но и навыки, необходимые для выживания в конкурентной среде. Однако, судя по всему, с этим у нас не все обстоит гладко.

Именно так полагают участники нашей педагогической фокус-группы. Они поделились своими впечатлениями от очередных районных олимпиад по общеобразовательным предметам. Но по понятным причинам согласились сделать это на условиях анонимности.

«В Алматы такие олимпиады состоялись с 8 по 12 февраля в онлайн-формате. Изначально всем учителям, чьи подопечные участвовали в конкурсе, было обещано, что они пройдут честно, прозрачно и объективно. Что работы детей будут закодированы, и члены комиссии не будут знать, из какой школы тот или иной участник. Что каждый ученик будет находиться под видеонаблюдением, работы будут фотографироваться и отсылаться на сайт Алматинского филиала Республиканского научно-практического центра «Дарын», а уже оттуда их направят на рассмотрение комиссий.

Но, как часто у нас бывает, организаторы пообещали одно, а сделали совершенно по-другому. Во-первых, в составах комиссий оказались преимущественно те же, кто и раньше заседал в них. Во-вторых, и это главное, был нарушен принцип анонимности работ, а значит, и беспристрастности при оценке и принятии решений. Как выяснилось, филиал НПЦ «Дарын» вместе с кодами выслал и номера школ. Иначе говоря, судьи, то есть члены комиссий (жюри), знали, из каких учебных заведений поступили те или иные работы и имели возможность распределить места с учетом своих симпатий. А значит, велика вероятность того, что среди призеров, как обычно, снова окажутся ученики, подготовленные этими самими судьями, – ведь «только они» способны вырастить победителей предметных олимпиад. А рядовым учителям в очередной раз дадут понять, что им ловить нечего.

После такого отношения к педагогам и особенно к детям, которые старались, готовились, надеясь на объективную оценку их знаний и труда, наступает чувство отчаяния и посещают очень грустные мысли. А может, «Дарыну» не нужно тратить усилия и средства на организацию таких, с позволения сказать, олимпиад? К чему весь этот балаган? Может, ему стоит проводить олимпиады в узком кругу с заранее известными результатами и заранее заготовленными списками призеров? А мы, рядовые труженики педагогического фронта и наши ученики, не станем попусту тратить время и нервы.

Самое печальное заключается в том, что и дети уже прекрасно понимают, как и для кого все это делается. Уже давно не секрет, что во многих школах учителя отказываются отправлять учащихся на эти так называемые «честные», «прозрачные» и «объективные» олимпиады.

Руководству «Дарына» хотелось бы сказать следующее: «Если вы считаете себя порядочными людьми, то опубликуйте списки членов жюри, а также фамилии детей, занявших призовые места, с обязательным указанием школ, в которых они учатся. Героев все должны знать в лицо. При этом доступ к сайту должны иметь все, а не отдельные личности. Сделайте это, если, конечно, вам не слабо…»

Даже чисто технические моменты вызывали множество вопросов. Например, почти у половины участников на то, чтобы войти в режим онлайн-олимпиады, ушел практически весь день. Другие не смогли прикрепить свои ответы, а некоторые работы были попросту утеряны. Вследствие того, что не была отработана как следует система организации и контроля, олимпиады по разным предметам проходили не один день, а два или даже три дня. У многих участников банально не загружались работы. И все это происходило не в какой-нибудь глуши, а в мегаполисе.

Нет слов, чтобы выразить чувства разочарования и возмущения. Учителя рыдали вместе со своими учениками. Рыдали от бессилия, потому что не имели возможности помочь им.

Одним словом, «Дарын» в очередной раз продемонстрировал свою полную профессиональную несостоятельность в проведении таких масштабных мероприятий. Как тут не вспомнить знаменитую фразу «хотели как лучше, а получилось как всегда»?

Мнения педагогов

Один из членов жюри (казахский язык и литература) рассказывал: «Все бросились лихорадочно записывать коды своих школ. Из числа выгруженных работ сначала проверили своих воспитанников, высоко их оценили и только потом стали проверять остальные работы, снижая баллы конкурентам своих учеников».

Директор одной из школ: «Давно не отправляю детей на олимпиады. Потому что жалко и учителей, и детей. Какой в этом смысл, если заранее понятно, что им там ничего не светит. Мы чужие на этом «празднике «знаний».

Учитель истории, член комиссии: «Члены комиссии не знают своего предмета. Вопросы по таласской, орхоно-енисейской письменности приводили некоторых из них в ступор. Они спешно открывали учебник и знакомились на ходу с этими темами. Какой толк в такой комиссии?!»

Учитель истории: «У детей была возможность открыть второе окно и списывать материал из Интернета. Некоторые учащиеся (и таких было немало) просто вставили текст из Википедии в свои ответы»

Учитель биологии: «Олимпиада по биологии была проведена в онлайн-режиме в программе Google Forms. Не обошлось без трудностей в плане организации. Изначально планировали использовать платформу oqylyk.kz, но, к сожалению, ничего не получилось, несмотря на то, что до дня олимпиады дважды было техническое подключение. Техническая сторона вопроса оказалась непроработанной даже в день олимпиады (четвертая попытка!), когда было объявлено, что за детьми будет вестись наблюдение через платформу Zoom, ссылка будет отправлена через oqylyk.kz, а на вопросы дети будут отвечать по Google Forms. Многие дети и учителя так и не знали, как всё это будет выглядеть на деле. Из-за незнания процесса прохождения олимпиады многие ребята занимают места ниже, чем могли бы».

Учитель физики: «Полное разочарование. Бессмысленно посылать детей на олимпиаду. Комиссия все равно не оценит объективно не «своих» детей. Мне кажется, что они не проверяют работы «чужаков», а просто выставляют наобум баллы. Так стоит ли участвовать в таких олимпиадах, если у моих учеников нет никаких шансов?»

В заключение хотелось бы привести коллективное мнение участников нашей фокус-группы. Оно весьма простое: есть предложение проводить олимпиады по схеме международной олимпиады «Аль-Фараби» для школьников. Но это уже отдельная большая тема.

PS. Ниже читатель может насладиться комментариями, написанными по поручению руководства.