В конце августа прошли чемпионаты мира по двум олимпийским видам спорта, которые относятся к категории медалеёмких – то есть, тех, где разыгрывается большое количество наград. Речь идёт о гребле на байдарках и каноэ, а также о пулевой и стендовой стрельбе. В них Казахстан прежде имел довольно широкое представительство на Олимпиадах: например, на летние Игры 2016-го смогли отобраться 12 гребцов (они приняли участие в 11 дисциплинах из 12) и 5 стрелков. Но в следующем олимпийском цикле количество завоёванных ими квот сократилось вдвое. Как обстоят дела у них теперь, менее чем за год до ОИ в Париже?
Стрелковый спорт: почин сделан – продолжение следует?
Участники чемпионата мира, завершившегося в первый день сентября в Баку, разыграли аж 64 комплекта наград. Казахстанцы привезли из столицы Азербайджана две золотые и две серебряные, а также одну бронзовую медали, но все они были завоёваны в тех дисциплинах, которых на ОИ-2024 в Париже не будет. Среди них ценность представляет «бронза», добытая Марией Дмитриенко и Даниилом Почиваловым в смешанном командном трапе: он присутствовал на последней Олимпиаде в Токио, но теперь уступит место – в порядке ротации – командному трапу. Что же касается золотых и серебряных наград, то их наши стрелки получили в тех видах соревновательной программы, где в силу малочисленности участников уровень конкуренции был довольно низким.
На предстоящих летних Играх «снайперы» разыграют медали в 15 дисциплинах. Из них 10 относятся к пулевой стрельбе, где нужно попасть из пистолетов и винтовок в неподвижные мишени: четыре мужские, четыре женские и две смешанные командные, или микст. Остальные 5 являются видами стендовой стрельбы, в которой спортсмены разбивают выстрелами летающие мишени-«тарелочки»: мужской и женский скит (круглый стенд), мужской и женский трап (траншейный стенд), а также смешанный скит. Отбор на Олимпиаду осуществляется только в 12 индивидуальных дисциплинах, тогда как команды (пары) для участия в трёх микстах будут формироваться из числа тех, кто завоюет лицензии в «личке».
В каждом из 12 индивидуальных видов, входящих в олимпийскую программу, на кону стоят по 28-29 квот. Четыре из них обрели своих обладателей на прошлогодних мировых первенствах по пулевой и стендовой стрельбе, которые проводились раздельно – соответственно в Египте и Италии. Следующие четыре разыгрывались на нынешнем объединённом чемпионате мира в Баку. Остальные квоты будут распределены по итогам континентальных соревнований (в Азии, Америке, Африке, Европе и Океании), а также мирового квалификационного турнира, запланированного на следующий год.
На ЧМ-2022 казахстанцы не смогли добыть ни одной путёвки в Париж. А вот в Баку удалось завоевать одну – она стала первой для нашей страны в стрелковом спорте и второй вообще (ранее лицензию получил велогонщик, первенствовавший на чемпионате Азии). Напомним, что для этого нужно было пробиться в топ-4, и именно высокое четвёртое место, занятое 24-летним «пулевиком» Исламом Сатпаевым в стрельбе из пневматической винтовки на 10 метров, принесло сборной РК первую квоту, которая, надеемся, будет далеко не последней.
В этой дисциплине собрались 130 участников, которые в квалификационных соревнованиях должны были определить восьмёрку финалистов. На этой стадии Ислам показал 2-й результат, уступив только китайцу Янь Хаораню, бронзовому призёру последней Олимпиады и чемпиону мира 2014-го в личном первенстве (а ещё он действующий олимпийский и мировой чемпион в миксте). То есть, казахстанец уверенно прошёл в решающий раунд. Но там всё начиналось с нуля. Забегая вперёд, скажем, что «золото» завоевал швед Виктор Линдгрен, который пробился в финал буквально «на флажке», с 8-го места в квалификации, опередив занявшего 9-е место лишь на 0,2 очка.
Финальные соревнования проходили, как и на Олимпиадах, по принципу «худший выбывает». Сначала все участники сделали по десять выстрелов, а затем после каждых двух тот, кто выбил наименьшую на тот момент сумму очков, выбывал из гонки за медалями. Таким образом, на стрельбище остались семь, шесть, пять, а затем четыре спортсмена, которые к этому времени располагались в следующем порядке (по количеству очков, набранных в финале): Линдгрен, Янь Хаорань, чех Франтишек Сметана и Сатпаев. Чех выстрелил раньше, чем казахстанец, причём неудачно, и у Ислама появился шанс обогнать его, подняться на третью позицию и обеспечить себе, как минимум, «бронзу» (кстати, последний раз медаль ЧМ в олимпийских дисциплинах доставалась Казахстану в 2010-м). Однако и у него в последний момент дрогнула рука. Впрочем, 4-е место (и 2-е в квалификации, где участники совершают больше выстрелов) – тоже отличный результат. К тому же оно принесло олимпийскую путёвку.
Совсем немного не хватило для выхода в финал Александру Ещенко, который выступал в мужском ските. По итогам квалификации он стал 7-м, а чтобы попасть в решающую стадию, нужно было попасть в топ-6: в стендовой стрельбе, в отличие от пулевой, отбираются лишь шесть финалистов. В аналогичной дисциплине у женщин Асем Орынбай, участница ОИ-2020, в первый день выбила максимально возможное количество «тарелочек» и вошла в число лидеров, однако назавтра точность ей изменила, и она заняла 14-е место. Кстати, месяцем ранее на этапе Кубка мира Асем вышла в финал и стала в итоге 4-й, а затем вместе с Ещенко завоевала «бронзу» в миксте, тоже олимпийской дисциплине. Так что потенциал у наших мастеров стрельбы на круглом стенде есть, и будем надеяться, что на следующих лицензионных турнирах им улыбнётся удача.
Также стоит отметить 7-е место Ирины Юнусметовой и Валерия Рахимжана в смешанных командных соревнованиях по стрельбе из пневматического пистолета на 10 метров. Заодно назовём тех, кто вошёл в топ-20 в других олимпийских видах: Зоя Кравченко и Давид Почивалов стали 11-м в командном ските, Мария Дмитриенко – 14-й в женском трапе, Елизавета Безрукова – 18-й в стрельбе из пневматической винтовки на 10 метров, Никита Чирюкин – 18-м в стрельбе из скоростного пистолета на 25 метров, Юрий Юрков – 19-м в стрельбе из малокалиберной винтовки на 50 метров с трёх положений.
Теперь казахстанцы поборются за олимпийские путёвки на континентальных турнирах, где будут разыграны по четыре квоты в каждой дисциплине: по две на объединённом чемпионате Азии, который пройдёт в октябре в Южной Корее, и по две на раздельных первенствах по пулевой и стендовой стрельбе, запланированных на следующий год.
Гребля на байдарках и каноэ: пока без лицензий
Участники чемпионата мира, который прошёл в немецком Дуйсбурге, оспаривали 30 комплектов наград, но лишь треть из них – в олимпийских дисциплинах. Последних в гонках на байдарках и каноэ прежде насчитывалось 12, однако после ОИ-2020 осталось 10: две были переданы гребцам-слаломистам (оба вида спорта находятся под патронажем одной международной федерации – ICF). И в этих десяти дисциплинах на мировом первенстве были разыграны две трети всех путёвок на летние Игры будущего года – 160 из 236.
Казахстанцы не смогли завоевать ни одной медали и ни одной лицензии. Ближе всех к пьедесталу почёта подобрались каноисты: Мария Бровкова, удостоенная в прошлом году «золота» юниорского ЧМ, стала 4-й на женской 500-метровке и 6-й на дистанции вдвое длиннее, а Виктор Степанов занял 5-е место по итогам гонки на 200 метров (её, кстати, выиграл Артур Гулиев из Узбекистана) и такое же вместе с товарищами по команде в заездах каноэ-четвёрок. Наши соотечественники пробились в финалы «А», то есть в топ-9, и в некоторых других видах соревновательной программы, однако все они, как и те, где отличились Бровкова и Степанов, не будут представлены на летних Играх. А вот в олимпийских дисциплинах все решающие гонки прошли без казахстанских гребцов.
Мужским и женским байдаркам-четвёркам (в таких лодках каждая команда состоит из квартета спортсменов) были выделены по 10 квот для участия в ОИ-2004 в Париже, и все они разыгрывались в Дуйсбурге. Чтобы завоевать их, требовалось если не попасть в финал «А», то хотя бы показать лучший результат среди азиатских экипажей. Таким путём наши парни сумели отобраться, например, на ОИ-2016. Но теперь они выступили хуже и китайцев, которым досталась квота, выделенная Жёлтому континенту, и японцев, и корейцев, и иранцев. Женская же четвёрка Казахстана уступила командам Китая (девушки из Поднебесной заняли в итоге высокое 4-е место) и Узбекистана. В этих двух дисциплинах отбор на Олимпиаду уже завершился.
В остальных восьми у наших гребцов остаётся ещё одна возможность побороться за путёвки в Париж – на азиатских квалификационных соревнованиях, которые должны пройти весной следующего года. Чтобы попасть на летние Игры, экипажам лодок-двоек нужно занять первые места, а одиночникам – либо первые, либо вторые. В каких видах, если исходить из результатов чемпионата мира, у казахстанцев наибольшие шансы?
Прежде всего, в женской каноэ-двойке. На мировом первенстве Маргарита Торлопова и Ульяна Киселёва выступили в финале «В» и заняли в итоге достойное 11-е место, расположившись выше других представительниц Азии, за исключением китаянок, которые уже отобрались на Олимпиаду и больше в квалификационных турнирах участвовать не будут. То же самое можно сказать про мужскую каноэ-двойку: Сергей Емельянов и Тимур Хайдаров стали 14-ми, пропустив вперёд себя из азиатских экипажей только китайский, теперь имеющий заветную путёвку. Аналогичная ситуация и в женской каноэ-одиночке. Уже упомянутая Мария Бровкова на олимпийской дистанции 200 метров показала 14-й результат, а, кроме неё, других представительниц Жёлтого континента в финале «В» не было. В главном же заезде выступала только одна азиатка – китаянка, которая завоевала «бронзу» и теперь может спокойно готовиться к Олимпиаде.
Что касается соревнований на байдарках, то стоит отметить Ольгу Шмелёву и Ирину Подойникову, которые выиграли финал «В» и замкнули топ-10, оставив позади себя все другие азиатские экипажи-двойки. Впрочем, в одном заезде с ними были пары из Китая и Узбекистана, занявшие в итоге 13 и 15-е места. Похоже, именно между спортсменками этих трёх стран развернётся борьба за единственную квоту на континентальном отборе. В остальных дисциплинах шансы казахстанцев, если судить по результатам чемпионата мира, невысоки.
На предыдущие летние Игры 2020-го поехали пять наших гребцов, которые отобрались в четырёх видах соревновательной программы. Повторение этого результата, если учесть сокращение количества олимпийских дисциплин с 12 до 10, думается, болельщиков вполне устроит. Но можно попытаться замахнуться на шесть-семь индивидуальных квот.