Всего несколько дней осталось до начала 19-х летних Азиатских игр – церемония их открытия в китайском городе Ханчжоу запланирована на 23 сентября. Это не только главные соревнования нынешнего года для многих казахстанских спортсменов, но и своего рода смотр их возможностей с проекцией на ближайшую Олимпиаду в Париже, огонь которой будет зажжён через десять месяцев. А представители отдельных видов спорта, в том числе столь любимого у нас бокса, поборются и за медали, и за путёвки на ОИ. На что могут рассчитывать в Ханчжоу наши атлеты?
Мы – уже не фавориты в борьбе за 4-ю позицию
Предстоящая летняя Азиада станет для Казахстана уже 8-й. Если брать в учёт только, скажем так, олимпийский зачёт (а на континентальных Играх награды разыгрываются и во множестве видов спорта, не входящих в программу Олимпиад, включая весьма экзотические), то на шести первых наша страна обычно становилось 4-й, располагаясь сразу после Китая, Японии и Южной Кореи. Но в 2018-м, то есть на последней к данному моменту Азиаде, она опустилась на 8-е место – помимо «большой азиатской тройки», её обошли Индия, Иран, Узбекистан и КНДР.
Сможет ли Казахстан вернуть себе прежние позиции? Ответ на этот вопрос зависит, главным образом, от того, какими будут результаты в тех видах спорта, где разыгрывается наибольшее количество медалей. А это лёгкая атлетика (48 комплектов наград в олимпийских дисциплинах), плавание (37), борьба (18), велогонки (16), пулевая и стендовая стрельба (15), дзюдо (15), спортивная гимнастика (14), академическая гребля (14), фехтование (12), бокс (11), тяжёлая атлетика (10), гребля на байдарках и каноэ (10), таэквондо (8). Впрочем, плавание можно не считать, поскольку в нём львиную долю медалей, скорее всего, завоюют китайцы и японцы, плюс, возможно, что-то перепадёт Южной Корее, Сингапуру, Гонконгу. В остальных же азиатских странах сильных пловцов раз-два и обчёлся.
Сравним, например, Казахстан и Узбекистан. Мы имеем небольшое преимущество перед соседями только в спортивной гимнастике и, возможно, в стрелковых видах. В гребле, борьбе, лёгкой атлетике, фехтовании, велогонках наблюдается примерное равенство. Скажем, в «королеве спорта» единственная дисциплина, в которой обе страны могут рассчитывать на «золото», – это женские прыжки в высоту, а в фехтовании на наших сильных шпажистов-мужчин у узбеков есть ответ в лице заметно прибавивших за последние годы саблистов и саблисток. Во всех остальных медалеёмких видах спорта представители братского нам народа показывают более высокие результаты – в боксе, дзюдо, тяжёлой атлетике, таэквондо. И в целом, если делать прогноз, то он будет в пользу Узбекистана.
Но всё же главным фаворитом в сражении за 4-е общекомандное место выглядит Индия. Она очень сильна, по меркам Жёлтого континента, в лёгкой атлетике, в пулевой и стендовой стрельбе. Скажем, легкоатлеты из этой страны на состоявшемся два месяца назад чемпионате Азии завоевали 27 наград (уступив по этому показателю только японцам), включая 6 золотых. Для сравнения: в активе сборной Казахстана, выступавшей практически сильнейшим составом, – соответственно лишь 4 и 1. Квалификационные нормативы для участия в августовском мировом первенстве выполнили 28 индусов (один из них затем завоевал «золото») и всего 8 казахстанцев. Команда стрелков из Индии на недавнем чемпионате мира добыла в олимпийских дисциплинах три медали, а наша – ни одной. В этом же виде спорта на ОИ-2024 отобрались уже семь индусов и только один казахстанец. Кроме того, вторая по численности населения страна является одним из мировых лидеров в женском боксе, весьма конкурентоспособна в борьбе, стрельбе из лука, неплохо смотрится в азиатской академической гребле…
Конкуренцию Индии может составить Иран. Традиционно его главные козыри – борцы греко-римского и вольного стилей (входят в число сильнейших на планете), а также тяжелоатлеты, таэквондисты, мужские команды в игровых видах спорта. В последние годы в этой стране появились хорошие фехтовальщики: один из них входит в топ-10 мирового рейтинга саблистов, располагаясь выше, чем все другие азиаты. Прогрессируют гребцы, легкоатлеты, стрелки. Если бы власти исламской республики не ограничивали право женщин на занятия спортом, то Иран, возможно, был бы главным претендентом на 4-е общекомандное место.
Не стоит сбрасывать со счетов и Тайвань, представители которого завоевали на последней Олимпиаде 12 наград (4-й показатель среди всех азиатских стран). Он силён, прежде всего, своими штангистами, таэквондистами, стрелками из лука, бадминтонистами. Что же касается Северной Кореи, которая на Азиаде 2018-го опередила Казахстан в медальном зачёте, то после этого она надолго изолировалась от остального мира, поэтому судить о её нынешних возможностях сложно.
Сколько «золота» добудут наши спортсмены?
Кто на предыдущих семи континентальных Играх приносил нашей стране наибольшее количества «золота» в олимпийских дисциплинах? Гребцы на байдарках и каноэ – 24 награды высшей пробы, легкоатлеты – 23 (в этих двух видах спорта уровень конкуренции в Азии, за исключением отдельных дисциплин, значительно уступает общемировому), боксёры – 16, штангисты – 12, борцы – 11, велогонщики – 10, стрелки – 9. Возможно, тяжелоатлеты принесли бы больше «золота», если бы их не отстранили от участия в Азиаде 2018-го.
Теперь пройдёмся по каждому из названных видов спорта. Казахстанские гребцы на недавнем чемпионате мира лишь в одной из десяти олимпийских дисциплин показали лучший результат среди азиатов (причём не пробившись в финал «А», то есть в топ-9). Это экипаж женской байдарки-двойки. Ещё в трёх – в мужской и женской каноэ-двойках, а также в женской каноэ-одиночке – казахстанцы проиграли, если опять же брать отдельно Азию, только китайцам. Но конкурировать с каноистами КНР в Ханчжоу будет чрезвычайно сложно, поскольку те элементарно сильнее – во всёх трёх упомянутых дисциплинах они стали призёрами ЧМ, тогда как наши гребцы остались за бортом финалов «А». Так что одна-две медали высшей пробы в этом виде спорта будут за счастье.
В лёгкой атлетике особых надежд нет даже на натурализованных бегунов из Кении. Как отмечалось выше, рассчитывать на 1-е место можно разве что только в женских прыжках в высоту. Там главной соперницей казахстанских девушек станет, по всей видимости, узбечка Сафина Садуллаева, которая неудачно выступила на недавнем чемпионате мира, но год назад стала 5-й на планете, а ещё раньше замкнула топ-6 на Олимпиаде. Возможно, ещё в двух-трёх видах соревновательной программы казахстанцы сумеют «зацепиться» за награды, но не высшей пробы.
На ринге наши позиции прочнее. Но в мужском боксе, который прежде приносил нам немало «золота», осталось всего семь олимпийских весовых категорий – и только в них будут разыгрываться медали предстоящей Азиады. В шести таких весах из семи на чемпионате мира нынешнего года победили узбеки и казахстанцы, причём соседи заняли первые места в четырёх (Хасанбой Дусматов, Абдумалик Халоков, Руслан Абдуллаев, Баходир Джалолов), наши боксёры – в двух (Асланбек Шымбергенов, Нурбек Оралбай). А в седьмом лучший результат среди азиатов показал узбек Лазизбек Мулладжонов, завоевавший «бронзу». В заявке сборной Узбекистана на континентальные Игры фигурируют все пять названных бойцов плюс ещё один чемпион мира, Асахуджа Муйдинхуджаев, который перешёл из неолимпийской категории в олимпийскую, где станет соперником Шымбергенова.
Скорее всего, нашим соседям вряд ли удастся повторить триумф 2018-го, когда они завоевали пять золотых и две серебряные медали Азиады (в нашей команде лишь двое дошли до финалов, в которых проиграли узбекам), но, тем не менее, они выглядят главными фаворитами. Ну и, конечно, есть отдельные сильные боксёры в других странах Жёлтого континента – в Японии, Индии, Таиланде, Филиппинах, Иордании, Монголии… В женском же боксе, где на кону стоят шесть комплектов наград, скорее всего, будут доминировать команды Китая и Индии, которые, в отличие от нашей, входят в число мировых лидеров. В целом, если казахстанские мастера ринга привезут из Гуанчжоу пару золотых медалей, то это будет для них хорошим результатом.
А вот в тяжёлой атлетике нам мало что светит. Практически все лидеры сборной РК отстранены от соревнований за нарушение антидопинговых правил, и на завершившемся 17 сентября чемпионате мира лучшим результатом казахстанцев стало 5-е место в одной из весовых категорий, к тому же неолимпийской (в остальных они оказались далеко от пьедестала). Между тем, азиатские штангисты на этом ЧМ только в олимпийских дисциплинах завоевали 9 золотых медалей из 10 возможных. Что касается вольной, греко-римской и женской борьбы, то здесь делать прогнозы сложно, поскольку не совсем понятно, как те или иные сборные распределили свои составы между проходящим в эти дни лицензионным чемпионатом мира и Азиадой.
Одну-две золотые медали могут принести велогонщики на шоссе, у которых на Жёлтом континенте мало конкурентов. Есть надежда на мужчин-гимнастов, но у них ситуация сложная. Соревнования в этом виде спорта в Ханчжоу завершатся 29 сентября, а уже назавтра в Бельгии начнётся ЧМ, который станет главным этапом отбора на Олимпиаду. И если, скажем, Япония с Китаем, лидеры мировой мужской гимнастики, имеют длинную скамейку запасных (плюс они уже квалифицировались полными составами на ОИ), то у нас такого резерва близко нет, и тренерскому штабу придётся как-то распределять силы. В фехтовании неплохие шансы на «золото» есть у мужчин-шпажистов – как в командном первенстве, так и в личном.
В других видах спорта надеяться можно разве что на какие-то приятные сюрпризы. Но даже с их учётом суммарно больше десяти наград высшей пробы в олимпийских дисциплинах не просматривается. А это может принести разве что 7-е или 8-е место в общекомандном зачёте.
Олимпийский отбор: что нам светит?
Для части атлетов предстоящая Азиада представляет важность с точки зрения возможного завоевания путёвок на Олимпийские игры. А, например, для ватерполистов она вообще станет ключевым этапом отбора. Дело в том, что командам с Жёлтого континента крайне сложно пробиться на ОИ через общемировую квалификацию (там доминируют представители Европы, Северной Америки и Океании), и, по сути, единственный их шанс – это азиатский отборочный турнир. Прежде он проводился отдельно, но в нынешнем цикле Международная федерация водных видов спорта решила организовать его в рамках Азиады. И мужчины, и женщины разыграют лишь по одной путёвке, которая принесёт 13 индивидуальных лицензий – такова численность состава каждой команды.
Раньше мужская сборная Казахстана не раз добивалась права поехать на Олимпиаду. Выступала она и на ОИ-2020 в Токио. Но теперь завоевание ею квоты находится под большим вопросом, поскольку главный соперник – команда Японии – сейчас выглядит куда более сильной. Посмотрите на результаты чемпионата мира, прошедшего два месяца назад. Ватерполисты из Страны восходящего солнца сумели выйти из группы в «плэй-офф», наши – нет. Японцы с большой разницей в счёте обыграли аргентинцев (20:9), тогда как казахстанцы им уступили (7:11). Японцы дали настоящий бой австралийцам (15:16), а казахстанцы были ими разгромлены (6:22). Похожая картина наблюдалась и на прошлогоднем мировом первенстве. Да и в очных поединках последних лет преимущество было на стороне соперников, которые теперь являются явными фаворитами в борьбе за олимпийскую путёвку.
Что касается женского турнира, то китаянки, хотя и несколько сдали свои позиции по сравнению с прошлым десятилетием (тогда они становились серебряными призёрами ЧМ, 5-ми на Олимпиаде), по-прежнему остаются сильнейшими в Азии. Так, на недавнем чемпионате мира они в борьбе за 9-12 места уверенно выиграли и у казахстанских ватерполисток (16:6), и у японских (18:10).
Главным этапом отбора на ОИ в Париж станет Азиада и для пятиборцев. Они разыграют 10 квот – пять мужских и пять женских. При этом любая из стран может получить не больше одной лицензии на каждый пол. То есть, если, допустим, у мужчин все медали достанутся южным корейцам (на сегодня двое из них входят в первую десятку мирового рейтинга), то они завоюют только одну путёвку. Если следом расположится тройка японцев, то тоже лишь один из них квалифицируется на ОИ. И т.д. А поскольку в Азии мало конкурентоспособных сборных, то казахстанцы, скорее всего, вернутся с Азиады с двумя лицензиями – мужской и женской. Аналогичные этапы отбора пройдут и на других континентах, после чего останутся 12 квот – их распределят по итогам ЧМ-2024 и согласно мировому рейтингу (там можно будет побороться за вторые путёвки для своих стран).
По одной командной квоте, предполагающей три индивидуальные лицензии, будет разыграно в стрельбе из лука – мужской и женской. Нашим парням, чтобы повторить успех, достигнутый в прошлом олимпийском цикле (тогда они впервые за много лет сумели отобраться на ОИ полным составом), нужно не пропустить выше себя никого, кроме корейцев и японцев, которые уже завоевали такие квоты по итогам недавнего чемпионата мира. Но конкурентов очень много – это сборные Индии, Индонезии, Китая (все они на ЧМ добрались до 1/4 финала), Тайваня, Монголии, Малайзии. Будем надеяться, что казахстанские лучники, которых на ЧМ постигла неудача, смогут реабилитироваться на Азиаде. Если и на сей раз не удастся завоевать путёвку, то следующий и последний шанс представится на мировом квалификационном турнире, где нужно попасть в топ-3. Также в Ханчжоу будут разыграны по две индивидуальные квоты у мужчин, и у женщин, плюс одна в смешанном разряде (микст).
Борьба за олимпийские лицензии развернётся и на ринге. У мужчин их на кону будет стоять 14 – по две в каждой весовой категории. То есть, нужно добраться до финальных поединков. Женщины разыграют больше квот – 20: по две в самых тяжёлых весах и по 4 в четырёх остальных. В общей сложности на континентальных Играх (Азиатских, Европейских, Панамериканских, Африканских и Тихоокеанских) будет разыграна примерно половина всех путёвок. Другая половина обретёт своих владельцев по итогам двух мировых квалификационных турниров, которые запланированы на весну следующего года.