Мы долгое время убеждали себя в том, что Казахстан является безусловным лидером среди стран Центральной Азии и одним из флагманов на постсоветском пространстве. Но сегодня этот самый лидер не в состоянии обеспечить даже телевизионные трансляции с Олимпийских игр, до начала которых осталось всего три дня, а соседний Кыргызстан, на который мы посматривали свысока как на аутсайдера, покажет их на своих национальных телеканалах.
После того, как наши болельщики начали бить тревогу, Наги Бакытбеков, директор телеканала «QazSport», входящего в состав государственной телерадиокорпорации (ТРК) «Казахстан», разместил в «Фейсбуке» пост такого содержания: «В ответ на запросы телезрителей и представителей СМИ по поводу трансляции XXXII летних Олимпийских игр сообщаем следующее. Право прямой трансляции Олимпийских игр в Токио принадлежит компании Dentsu Inc. Корпорация «Казахстан» и АО «Хабар» вели переговоры с Dentsu Inc. о возможности трансляции летних Олимпийских игр в Казахстане республиканскими телеканалами «Qazaqstan», «Qazsport» и «Хабар» с 2019 года. Однако, несмотря на длительные переговоры, прийти к договоренности стороны пока не смогли. Причина заключается в том, что правообладатель установил цену лицензии на трансляцию Игр на 123% больше, чем в 2016 и 2018 годы».
Телевизионный начальник не назвал сумму, которую запросил правообладатель, – скорее всего, это коммерческая тайна. Но неужели она неподъемна для Казахстана? В Интернете можно найти список стран, которые приобрели права на показ олимпийских соревнований. В нем фигурируют Гондурас, Монголия, нищий и переживающий внутренние междоусобицы Афганистан, немало африканских государств и даже Северная Корея, спортсмены которой вообще не примут участие в предстоящих летних Играх. В общей сложности более 120 стран, включая все постсоветские, за исключением двух – Казахстана и закрывшегося ото всего мира Туркменистана.
Понятно, что для разных стран цены могут сильно разниться (наверняка учитываются уровень экономики и доходов населения, охват телевизионной аудитории и т.д.), но тем не менее… Где-то промелькнула информация, что с Казахстана потребовали 7,5 миллиона долларов. Это чуть больше трех миллиардов тенге. Для сравнения: три года назад на празднование Дня столицы было затрачено 19 миллиардов тенге.
В соседнем с нами Кыргызстане болельщики смогут следить за соревнованиями в Токио на двух национальных телеканалах – КТРК и КТРК-Спорт, которые, по сути, являются аналогами наших «Казахстана» и «QazSport». Они входят в так называемый социальный мультиплекс, а значит, их можно смотреть бесплатно на всей территории страны. Между тем, от Кыргызстана на Олимпиаду поехали лишь 16 атлетов, которые выступят всего в шести видах спорта. Тогда как Казахстан делегировал на летние Игры в шесть раз больше участников – 97, которые будут бороться за медали в 20 видах спорта.
Напомним, что три года назад наши болельщики лишились возможности следить за летними Азиатскими играми. Тогдашний председатель ТРК «Казахстан» Ерлан Карин тоже объяснил это повышением стоимости лицензионных прав. А вот Узбекистан приобрел их, хотя, возможно, и по более низкой цене. Вот и теперь в программе государственного телеканала UzSport на 23 июля запланирована трансляция с церемонии открытия Олимпиады, а, начиная со следующего дня, 24 июля, зрители чуть ли не в круглосуточном режиме смогут наблюдать за соревнованиями, болеть за своих спортсменов.
А что делать нам? Ни на одном из телеканалов, которые имеются в пакетах операторов спутникового ТВ, действующих на территории Казахстана, трансляций из Токио не будет. В частности, «Евроспорт» на запрос автора этих строк ответил, что вещание им олимпийских соревнований не распространяется на Россию и страны Центральной Азии. Остается вариант с не вполне легальным IP-телевидением. Но, во-первых, это незаконно. Во-вторых, далеко не все знают, как к нему подключиться и как им пользоваться. В-третьих, нужен доступ к высокоскоростному Интернету, а он есть не везде, тем более в сельской местности. Выходит, что основная масса казахстанцев будет лишена возможности следить за олимпийскими соревнованиями.
Здесь есть и такой важный момент. Вы задавались вопросом: а зачем наше государство несет значительные расходы на подготовку спортсменов к Олимпиаде и на их участие в Играх? А затем, чтобы возможные победы казахстанских атлетов становились, как бы пафосно это ни прозвучало, предметом гордости соотечественников, способствовали объединению нации, формировали ощущение сопричастности к общей Родине и патриотические чувства, служили примером для подрастающего поколения. Но если казахстанцы не будут иметь возможности следить по ТВ за выступлениями наших спортсменов, то этот, скажем так, идеологический эффект окажется минимальным.
И еще: не кажется ли вам странным, что страна, выплачивающая едва ли не самые крупные в мире призовые за медали Олимпиады, не может найти деньги на то, чтобы показать своим гражданам, как эти медали завоевываются? Между прочим, по итогам прошлых летних Игр 2016-го призерам, а также всем занявшим 4-6 места и их тренерам наше государство выплатило в общей сложности около 5 миллионов долларов. А это две трети суммы (7,5 миллиона), которую, если верить появившейся в Сети информации, запросили у Казахстана. Правильно ли расставлены в данном случае приоритеты?
Три года назад перед летними Азиатскими играми Ерлан Карин попытался утешить болельщиков тем, что, мол, в Джакарту, где они проходили, «телеканалом «Qazsport» была направлена специальная съемочная группа для освещения соревнований с мест событий». Но вряд ли новостные сюжеты и небольшие «дневники Азиады» позволили казахстанцам получить представление о тех Играх. А главное – полностью отсутствовал элемент «боления», переживания за наших спортсменом, что и является самым главным для болельщиков.
Теперь хорошую мину при плохой игре пытается делать Наги Бакытбеков: «В настоящее время телеканалы «Qazaqstan», «Qazsport» и «Хабар» готовятся к информационной поддержке казахстанских спортсменов, выступающих на Олимпиаде в Токио и оперативному информированию отечественных телезрителей. У телеканалов есть возможность получения фото и видеоматериалов Национального олимпийского комитета и крупных зарубежных информационных агентств». То есть, даже наших съемочных групп там не будет, а телеканалы станут пользоваться любительскими видеосюжетами членов олимпийской делегации Казахстана и тем, что они найдут в Интернете. Да и, по большому счету, зачем эти съемочные группы, если мы не увидим главного – самих соревнований.
Правда, в посте директора телеканала «Qazsport» есть слово «пока»: «прийти к договоренности стороны пока не смогли». Можно ли понимать это так, что небольшая надежда все же остается?