К утру 2 августа по итогам девяти соревновательных дней летних Игр в Токио (а осталось лишь семь) Казахстан занимал в медальном зачете 68-е место. Конечно, у нас еще будут награды, но уже сегодня есть все основания предполагать, что нынешняя Олимпиада станет для нас худшей за всю историю. И руководителям отечественного спорта нужно готовиться к самой жесткой обструкции со стороны болельщиков.
Ниже, чем Фиджи и Бермуды…
За девять дней наши спортсмены завоевали лишь три медали, среди которых нет ни одной золотой и даже хотя бы серебряной. Да, те, кто внимательно изучал календарь соревнований Олимпиады, отдавали себе отчет в том, что первая неделя выдастся для нас скудной на награды, поскольку в тех видах спорта, которые считаются «нашими» (бокс, борьба, каратэ), призовые места будут разыгрываться ближе к концу Игр. Однако, во-первых, даже с учетом данного обстоятельства три «бронзы» за девять дней – это слишком мало. А во-вторых, выступления тех же боксеров на ранних стадиях турнира и то, как провели свои первые схватки борцы, не позволяют надеяться на сколько-нибудь успешное завершение Олимпиады.
На сегодня уже 53 страны имеют в своем активе хотя бы по одной золотой медали, в том числе такие экзотические, как Фиджи, Бермуды... А, например, Косово, Катар и Эквадор, которые мы прежде и за конкурентов не считали, завоевали уже по две награды высшей пробы. И чтобы попасть в топ-50, Казахстану необходимо добыть, как минимум, одно «золото». А чтобы зацепиться за топ-40 (напомню, худший результат нашей страны за всю историю ее существования как самостоятельного субъекта олимпийского движения – 40-е место на ОИ-2004 в Афинах), нужно к этому одному «золоту» прибавить хотя бы три-четыре серебряные награды.
А теперь попробуем разобраться в том, насколько это достижимо. Из 84-х казахстанских спортсменов, завоевавших путевки на Олимпиаду в индивидуальных дисциплинах (в единственном командном виде наши ватерполисты безнадежно проигрывают всем подряд), борьбу за медали продолжают или только начнут 39. В том числе 3 боксера, 5 каратистов, 9 борцов. В остальных видах спорта шансов на призовые места крайне мало. Ну, разве что при благоприятных раскладах могут «выстрелить» гимнаст Милад Карими (на перекладине) и скалолаз Ришат Хабибуллин. Кто-то может назвать еще прыгунью в высоту Надежду Дубовицкую, которая чуть больше месяца назад, выскочив как черт из табакерки, взяла двухметровый рубеж, имея до этого лучший результат 1.92, но в успех этой девушки при отсутствии у нее хотя бы еще нескольких высоких прыжков что-то не верится.
Шансов на «золото» мало
Главные наши надежды, в том числе на «золото», были связаны с боксерами-мужчинами, которые отобрались в Токио максимально полным составом. Помимо нашей сборной, этим может похвастать только узбекская. Но из восьми казахстанских бойцов пятеро уже вылетели из турнирной сетки. Действующий чемпион мира Бекзат Нурдаулетов (до 81 кг), серебряный призер ОИ-2016 Василий Левит (до 91 кг) и Аблайхан Жусупов, выступавший в той самой весовой категории (до 69 кг), которая на четырех предыдущих Олимпиадах неизменно приносила нам «золото», проиграли еще в 1/8 финала. Тогда же компанию им составил Серик Темиржанов (до 57 кг), а в воскресенье, после четвертьфинала, к ним присоединился серебряный медалист мирового первенства 2017-го Абилхан Аманкул (до 75 кг).
И ведь не скажешь, что судьи были несправедливы к казахстанцам. Напротив, тому же Аманкулу во втором раунде его поединка с бразильцем дали победу 3:2, хотя он смотрелся явно хуже, чем соперник. Впрочем, в итоге наш средневес все равно потерпел поражение.
На нынешней Олимпиаде, в отличие от предыдущих, боксерский турнир проходит без скандалов, связанных с судейством. Скорее всего, это вызвано тем обстоятельством, что от его проведения отстранена погрязшая в коррупции международная федерация любительского бокса ( AIBA). Напрашивается вопрос: нет ли связи между ее отстранением и крайне неудачным выступлением двух азиатских сборных, считавшихся едва ли не сильнейшими в мире, – казахстанской и узбекской, в каждой из которых борьбу продолжают лишь по три бойца из восьми? Тогда как в команде Кубы остались 6 (из 7), Великобритании – 4 (из 7), США – 3 (из 5). Гораздо лучше, чем казахи с узбеками, выступают и россияне – двое уже завоевали «бронзу», а еще трое сохраняют шансы на призовые места.
Из трех оставшихся казахстанцев более или менее реальным претендентом на «золото» выглядит супертяж Камшыбек Кункабаев, хотя даже он в воскресном поединке с грузным и медленным россиянином не впечатлил. В полуфинале ему предстоит бой с весьма агрессивным и неуступчивым американцем Ричардом Торресом, который в воскресенье выбил из турнирной сетки молодую надежду Кубы (это и была первая и пока единственная потеря кубинской сборной). Если Кункабаев все-таки пройдет его, то в финале, скорее всего, сойдется с узбеком Баходиром Джалоловым, которому проиграл на двух последних крупных турнирах – чемпионате мира 2019-го и чемпионате Азии нынешнего года, причем оба раза со счетом 0:5. Так что казахстанцу придется крайне тяжело.
Что касается двух других наших боксеров, то за «бронзу» они, конечно, могут побороться, а вот их шансы на «золото» выглядят чисто теоретическими. Особенно это относится к Закиру Сафиуллину: через три месяца ему исполнится 35 лет (возраст для любительского бокса преклонный), а он до сих пор ничего серьезного на мировом уровне не выигрывал. И, похоже, в сборную его включили, исходя из принципа «на безрыбье и рак рыба». Сакен Бибосынов (до 52 кг) тоже особо не впечатляет. Если они выиграют свои ближайшие бои и пробьются в полуфинал, то там, скорее всего, обоих будут поджидать становившиеся чемпионами мира кубинцы Йосвани Вейтия и Энди Крус.
Битая ставка
Соревнования борцов на Олимпиаде начались 1 августа. И в первый же день в первых же своих схватках оба казахстанца, выходившие на ковер, что называется, без шансов проиграли соперникам из Кыргызстана. Причем потерпели поражения призер двух последних мировых первенств Мейрамбек Айнагулов (греко-римская борьба, до 60 кг) и бронзовая медалистка ОИ-2016 Эльмира Сыздыкова (женская борьба, до 76 кг), самые титулованные в своих командах. А назавтра, то есть в понедельник, список неудачников пополнил еще один «греко-римлянин» Демеу Жадыраев (до 77 кг).
Видимо, остается надеяться на то, что в этом виде единоборств, как не раз бывало прежде, палочками-выручалочками станут натурализованные спортсмены. А конкретно экс-россияне Нурислам Санаев и Валентина Исламова, которые выступят в самых легких весовых категориях соответственно в вольной и женской борьбе. Среди уроженцев Казахстана потенциально способен замахнуться на что-то серьезное молодой «вольник» Алишер Ергали (до 97 кг). Но опять же, завоевать именно «золото» им вряд ли по силам, за исключением, может быть, Санаева, воспитанника тувинской школы борьбы.
Скорее всего, будет у казахстанцев медаль, и, возможно, даже не одна в каратэ, который впервые включен в олимпийскую программу. Утверждать так позволяют три обстоятельства. Во-первых, в каждой весовой категории будет лишь по десять участников, а призовых мест четыре. То есть, медали получит едва ли не половина каратистов, приехавших в Токио. Во-вторых, сборная Казахстана будет одной из самых многочисленных: в ее составе пять спортсменов, а больше только в японской и турецкой. В-третьих, наши бойцы занимают достаточно высокие места в мировом рейтинге – прежде всего, это относится к Дархану Асадилову и Софье Берульцевой. Но тот же вопрос: а хотя бы одно «золото» будет? Соревнования в этом виде восточных единоборств пройдут с 5 по 7 августа.
На протяжении всех лет существования независимого Казахстана руководство отечественного спорта делало ставку на единоборства, а затем еще и на тяжелую атлетику. Даже создали их республиканскую конфедерацию, как бы подчеркнув повышенную значимость этих видов спорта, финансировали по особому разряду. Тем временем другие виды оказались отодвинутыми далеко на задний план. И сегодня мы пожинаем плоды такого подхода: ставка на единоборства теперь не сыграла, а «запасных», подстраховочных вариантов нет.
Кстати, автор этих срок еще девять лет назад, сразу после самых успешных для нас летних Игр в Лондоне, итоги которых вызвали в нашей стране эйфорию, призывал отказаться от ставки только на единоборства и тяжелую атлетику, «диверсифицировать» отечественный спорт. Статья так и называлась: «Олимпиада-2012: обратная сторона медали. О перекосах и пробелах в казахстанском спорте».
Свет в конце тоннеля
А сегодня хотелось бы обратить внимание на один вид спорта, который в советские годы приносил Казахской ССР немало медалей, в том числе олимпийских (больше, чем бокс), потом оказался, по сути, на обочине, но в последнее время снова стал пользоваться поддержкой. Речь идет о спортивной гимнастике. У нас появилась группа талантливых парней, им создали более или менее приемлемые условия, и наша мужская сборная стала реально бороться за то, чтобы попасть на Олимпиаду командой, чего никогда прежде не случалось. Всем составом отобраться не удалось (надо было попасть в топ-12 мира, а казахстанские гимнасты на обоих лицензионных ЧМ становились 16-ми), «узкому специалисту» в упражнениях на коне Нариману Курбанову, занявшему 5-е место на ЧМ-2018, удача тоже не сопутствовала, и в Токио поехал только 22-летний Милад Карими.
После ОИ-2004 никому из наших гимнастов не удавалось пробиться в финалы олимпийских соревнований. А 22-летний Карими по итогам квалификации добился этого сразу в трех дисциплинах. Такой же результат показали еще лишь три участника, в том числе японец Дайки Хашимото и россиянин Никита Нагорный, которые через несколько дней после этого стали чемпионом и бронзовым призером в многоборье. Кстати, во время финальных соревнований многоборцев Карими за вольные упражнения получил от судей 15,033 – абсолютно лучшую оценку дня.
Повтори он то свое выступление 1 августа, когда восемь сильнейших гимнастов боролись за медали в этой дисциплине, – быть бы ему с медалью. Но Милад, программа которого имела очень высокий коэффициент сложности, видимо, переволновался, допустил две серьезные ошибки на приземлении после прыжков и с оценкой 14,133 занял 5-е место. А теперь посмотрите на результаты призеров: «узкие специалисты» в вольных упражнения израильтянин Артем Долгопят и испанец Рэйдерлей Запата – по 14,933, многоборец Сяо Жотен из Китая – 14,766. То есть, все трое получили оценки ниже, чем казахстанец несколькими днями раньше.
Теперь у нашего соотечественника остается еще один шанс на завоевание медали: 3 августа он в числе восьмерых гимнастов примет участие в финальных соревнованиях на перекладине. Да, этот снаряд, хотя Карими и показал на нем второй результат в квалификации, не является для него столь же коронным, как вольные упражнения, но, тем не менее, надежда на медаль есть.