Завтра в Токио состоится церемония открытия летней Олимпиады. И уже сегодня болельщики в нашей стране прикидывают, сколько медалей и в каких видах спорта завоюют казахстанские атлеты. Если оценивать их шансы объективно, то, скорее всего, они будут подниматься на пьедестал почета реже, чем на предыдущих летних Играх в Рио-де-Жанейро, а в общем медальном зачете Казахстан может с 22-го места опуститься на десять-пятнадцать позиций ниже.
Бокс и тяжелая атлетика
По сравнению с ОИ-2016 количество наших спортсменов, прошедших олимпийский отбор, сократилось со 107 до 95, а число дисциплин (одна дисциплина – один комплект наград), в которых они могут принять участие, – с 99 до 86. Само по себе это, возможно, некритично, но проблема в том, что недобор квот и лицензий произошел, главным образом, в тех видах спорта, которые в Рио-де-Жанейро принесли Казахстану львиную долю медалей (15 из 18), – в боксе, тяжелой атлетике, женской борьбе, легкой атлетике.
Стоит напомнить, что тогда наибольший вклад в нашу копилку внесли штангисты: из восьмерых, поехавших на Олимпиаду, шестеро стали ее призерами. А теперь в Токио мы делегируем лишь двоих. И дело не только в санкциях, под которые попал Казахстан как один из мировых лидеров по числу положительных допинг-проб. Ведь кроме Зульфии Чиншанло и Игоря Сона, больше никто не набрал необходимого количества рейтинговых очков для завоевания олимпийских квот. Кстати, количество последних МОК сократил с 260 до 196, тем самым наказав международную федерацию этого вида спорта за систематическое сокрытие фактов применения запрещенных препаратов.
Игорю, чтобы стать призером ОИ, нужно прыгнуть выше головы. Его личный рекорд равен 284 кг, тогда как пятеро из будущих соперников поднимали в сумме 300 кг и больше, а еще одному он проиграл на недавнем чемпионате Азии, даже установив личный рекорд. У Зульфии шансов на медаль больше. В ее весовой категории от Китая заявлена Ляо Цююнь, которая выиграла последний чемпионат мира с суммой 227 кг. Наша штангистка в свое время поднимала больше (232 кг), но это было семь лет назад, а после возвращения на помост в 2018-м после дисквалификации ей покорялись, максимум, 213 кг. Примерно такие же результаты имеют Гидилин Диас из Филиппин и узбечка Муаттар Набиева. Между этими тремя девушками, а также, возможно, представительницами Украины и Туркмении должна развернуться борьба за «серебро» и «бронзу». А китаянка, если не случится какого-то форс-мажора, наверняка поднимется на высшую ступень пьедестала почета.
Четыре-пять медалей, в том числе одна золотая, – обычная норма казахстанских боксеров. Удастся ли в Токио добиться большего? Очень сомнительно, особенно если учесть два важных обстоятельства. Первое – сокращение с десяти до восьми количества весовых категорий в мужском боксе, который обычно и приносил нам большинство наград. Второе – результаты наших бойцов на главных международных турнирах последних лет. Особенно на состоявшемся два месяца назад в ОАЭ первенстве Азии: там мужская сборная РК, выступая сильнейшим составом, не смогла завоевать ни одного «золота», тогда как узбеки стали чемпионами в пяти олимпийских весовых категориях, монголы – в двух. А ведь на Олимпиаде к соперникам добавятся всегда сильные кубинцы, плюс будут россияне, европейцы, южноамериканцы,.. Да, чемпионат Азии проходил под эгидой АIBA, которая отстранена от организации олимпийского турнира, а значит, можно надеяться на то, что в Токио судейство будет более объективным. Но в любом случае вряд ли наша сборная перевыполнит привычную норму – от трех до пяти медалей, включая одну золотую.
Другие виды единоборств
Неплохие шансы у казахстанских каратистов. Ведь в каждой весовой категории будут биться всего-то десять спортсменов, а призовых мест – четыре. Иначе говоря, 40 процентов участников соревнований по этому виду единоборств, впервые (и, скорее всего, в последний раз) включенному в олимпийскую программу, уедут из Токио с медалями. И есть высокая вероятность того, что двое из пяти наших спортсменов, сумевших отобраться на ОИ, или те самые 40 процентов, поднимутся на пьедестал почета. Главные претенденты, если судить по результатам последних лет, – бронзовый призер ЧМ-2018, лидер олимпийского рейтинга в своем весе Дархан Асадилов и Софья Берульцева.
Борцы на предыдущей Олимпиаде принесли Казахстану три медали – одну серебряную и две бронзовые. Причем все они были завоеваны девушками. Но, к сожалению, с тех пор наша сборная по женской борьбе, скорее, сдала, чем прибавила. И сегодня приходится надеяться больше на мужчин. В сумме на борцовском ковре казахстанцы могут рассчитывать на две-три медали. Будет ли среди них золотая? Удастся ли прервать многолетнюю печальную традицию (после 1999 года наши палуаны ни разу не становились победителями ни мировых первенств, ни тем более Олимпийских игр)? Если кто-то и способен завоевать награду высшей пробы, так это, пожалуй, только Нурислам Санаев, воспитанник тувинской школы вольной борьбы.
У дзюдоистов уровень мировой конкуренции в целом выше, чем у борцов. К тому же если, например, в мужском дзюдо (а из шести казахстанцев, сумевших отобраться на Олимпиаду, пятеро – парни) в каждой весовой категории выступят от 32-х до 35 спортсменов, то во всех видах борьбы – от 18 до 20. А чем больше участников, причем сильных, тем дольше и труднее турнирный путь. Стоит напомнить, что в Рио-де-Жанейро наши мастера татами завоевали одну серебряную и одну бронзовую медали (лучший их результат за всю историю), но теперь даже повторить что-то подобное будет сложно. Тем более что в последние годы на международных соревнованиях они не особо блистали. Оба призера ОИ-2016 поедут и в Токио. И если Елдос Сметов по-прежнему рассматривается специалистами в числе потенциальных претендентов на одно из призовых мест, то относительно Отгонцецег Галбадрах есть вопросы.
Наконец, еще об одном виде единоборств – таэквондо. На ОИ-2008 он принес Казахстану «бронзу», хотя и при скандальных обстоятельствах. После этого на Олимпиадах наши парни и девушки проигрывали в первых же своих поединках, а на мировых первенствах лишь Кайрат Сарымсаков становился бронзовым призером. Но добыть путевку в Токио он не смог, и представлять там Казахстан будут только Руслан Жапаров и Жансель Дениз, которые участвовали в ОИ-2016 и ничего путного тогда не показали, уступив своим соперникам в первых же схватках, причем с крупным счетом. Судя по их позициям в предолимпийском рейтинге (9-й и 8-я соответственно среди тех, кто поедет на предстоящие Игры), стать призерами им будет сложно.
В целом названные виды единоборств (борьба, дзюдо, каратэ, таэквондо) могут принести Казахстану от 4 до 6 наград. Золотая среди них если и будет, то, в лучшем случае одна.
Плавание и легкая атлетика
В других видах спорта завоевание медалей под большим вопросом. Это касается и нашего олимпийского чемпиона Дмитрия Баландина. В Рио-де-Жанейро он выиграл финальный заплыв на 200 метров брассом с личным рекордом – 2.07,46. Но за пять лет, прошедших после этого, ему ни разу не удалось проплыть коронную для себя дистанцию быстрее, чем за 2 минуты и 8 секунд. А лучший результат казахстанца в предолимпийском цикле (2.08,19) является лишь 13-м в мире – если брать в учет тех, кто завоевал право выступить в Токио. Из дюжины брассистов, которые отобрались на летние Игры с лучшим, чем у Баландина, временем, шестеро уложились в диапазон 2.06,12 – 2.06,85. И примерно такие же результаты показали все три призера последнего чемпионата мира. Иначе говоря, завоеванием Дмитрием медали – из области сенсаций. А на дистанции 100 метров шансов у него еще меньше.
Вряд ли стоит ждать призового места и от Ольги Рыпаковой, обладательницы полного комплекта олимпийских наград. После 2017 года она дальше 14 метров 37 сантиметров не прыгала и по результатам, показанным в нынешнем отборочном цикле, не входит даже в топ-20 участниц предстоящих Игр. Явным фаворитом в этой дисциплине является действующая чемпионка мира Юлимар Рохас из Венесуэлы, которая недавно приземлилась на отметке 15.43. Еще три девушки в течение последних двух месяцев немного недобирали до 15-метровой отметки. И видимо, для того, чтобы войти в число призеров, нужно будет прыгнуть, как минимум, за 14.80. Под силу ли это нашей спортсменке?
Менее чем месяц назад на чемпионате Казахстана 23-летняя прыгунья в высоту Надежда Дубовицкая преодолела планку, установленную на отметке ровно 2 метра. Покорить этот рубеж в нынешнем предолимпийском цикле удалось лишь еще шести спортсменкам. Причем если безусловный лидер всех последних лет россиянка Мария Ласицкене и юная украинка Ярослава Могучих имеют результаты 2.06 (а на последнем ЧМ обе они взяли 2.04, после чего украинка решила довольствоваться «серебром», тогда как россиянка безуспешно штурмовала 2.08), то все остальные выше, чем на 2.02, не прыгали. К тому же Ласицкене никак не может залечить травму, и ее медальные перспективы выглядят туманными. Казалось бы, в такой ситуации Дубовицкую нужно рассматривать как реальную претендентку на призовое место. Но для «высотниц» очень важно иметь в активе несколько стабильно высоких результатов (успешных попыток на 1.97 – 1.99), и у большинства потенциальных соперниц Надежды они есть. А вот сама она прежде выше, чем на 1.92, да и то в зале, не прыгала. Поэтому трудно сказать, был ли ее взлет на двухметровый рубеж закономерным, или же просто в этот день над ней, как говорится, сошлись звезды.
Прочие виды спорта
При удачном стечении обстоятельств могут «выстрелить» наши лучники – Денис Ганькин, Ильфат Абдулин и Санжар Мусаев. Прежде всего, в командном первенстве. Во-первых, у них немного конкурентов: в этой дисциплине было выделено лишь 12 квот для участия в Олимпиаде. Во-вторых, наши парни уже имеют опыт побед над сильнейшими на планете командами. Например, они выиграли один из этапов Кубка мира, взяв верх в финале над чемпионами ОИ-2016 корейцами. А американцев, серебряных призеров той Олимпиады, казахстанцы разгромили со счетом 6:0 на лицензионном мировом первенстве, причем в 1/8 финала, когда решалось, кто поедет на Игры в Токио. Поэтому команде США пришлось отбираться через заключительный квалификационный турнир. Так что потенциально наши лучники в состоянии побороться за медали. Кстати, в этом виде спорта «выяснение отношений» начнется уже 23 июля, еще до официального открытия Олимпиады.
Есть смысл внимательно следить и за соревнованиями фехтовальщиков, хотя в них Казахстан будет представлять только Руслан Курбанов. В текущем мировом рейтинге мужчин-шпажистов он занимает 13-ю позицию, но в этом виде оружия, по сути, любой из 36 участников может победить любого. Достаточно сказать, что на четырех последних чемпионатах мира (2015-2019) в личном первенстве мастеров шпаги было разыграно 16 медалей разных достоинств, и их завоевали 16 разных шпажистов из десяти стран – где еще возможно такое? Словом, результаты могут быть самыми непредсказуемыми, почти как в лотерее, и почему бы Курбанову не попасть в число тех, кто вытянет счастливый билет?
Это, пусть и в меньшей степени, относится к групповой гонке велосипедистов на шоссе, которая состоится 24 июля, на следующий день после открытия Игр. Правда, вероятность поймать птицу удачи в данном случае ниже, поскольку на старт выйдут ни много ни мало 130 участников. К тому же больше шансов будут иметь гонщики из стран, получивших право заявить максимально возможное количество гонщиков, а значит, и испробовать различные варианты командной тактики, – Франции, Бельгии, Голландии, Италии и т.д. От Казахстана же выступят трое. Но, думается, один из них, Алексей Луценко, созрел для больших побед, тем более что по рельефу олимпийская трасса ему как преимущественно классическому однодневщику подходит. И хотя вероятность завоевания им медали невелика, будем надеяться.
Опять же при благоприятном стечении обстоятельств возможны призовые места в спортивной гимнастике (в вольных упражнениях – коронной дисциплине Милада Карими), в большом теннисе, в стрелковом спорте, скалолазании. Но в сумме все виды спорта, помимо единоборств, могут принести от силы две-три медали – на что-то большее рассчитывать сложно.
Итоговый прогноз выглядит так: 10-12 наград, в том числе одна-две золотые.